2.Современные концепции и подходы к менеджменту
Наиболее известными (признанными) современными концепциями менеджмента считаются: концепция адаптации, концепция глобальной стратегии и концепция целевой ориентации.
Концепция адаптации. Суть концепции адаптации (или стратегии приспособления) состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия организации всегда является комбинацией наиболее выгодных действий с зачетом факторов внешней среды
Концепция глобальной стратегии. Предусматривает концентрацию внимания руководства на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей организации (предприятия, корпорации), а не ее отдельных частей.
Концепция целевой ориентации. Ориентирует предприятие на организацию его деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).
Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов: 1. Комплексный При применение комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена. 2. Интеграционный Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: - между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; - между стадиями жизненного цикла объекта управления; - между уровнями управления по вертикали; - между уровнями управления по горизонтали. Термеэнтеграция – это углубление сотрудничества субъектов управления их объединения, управление взаимодействия и взаимосвязи между компонентами системы управления. 3. Маркетинговый Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя: - повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя; - экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества; - экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП); - применение системы менеджмента. 4. Функциональный Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта. 5. Динамический При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз). 6. Воспроизводственный Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. 7. Процессный Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий. 8. Нормативный Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: - целевой подсистемой; - функциональной подсистемой; - обеспечивающие подсистемы. 9. Количественный Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами. 10. Административный Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах. 11. Поведенческий Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом. 12. Ситуационный Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней. 13. Системный При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе “вход” перерабатывается в “выход”. Важнейшие принципы: - процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; - необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; - целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; - восхождение от абстрактного к конкретному; - единство анализа и синтеза логического и исторического; - проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий. В данном примере в виде системы может выступать любая фирма ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество входа, а затем высокое качество процесса и внешней среды, если, например, качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительно, то какие бы не были на предприятие технологии, оборудование, кадры и т.д. качество выхода тоже будет удовлетворительно. Если качество входа отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценки предыдущих элементов. При этом сначала формируются требования к выходу системы, затем к выходу и внешней среде, и только потом к процессу.
- Вопрос 1: “Понятие и сущность менеджмента”
- 2.Современные концепции и подходы к менеджменту
- 3 .Управление и менеджмент сходство и различие
- 4 Понятие науки управления. Подходы к понятию менеджмент.
- 5 Общие факторы в работе руководителей
- 6 Роли руководителей по Минцбергу
- Межличностные роли
- Информационные роли
- Ролевые установки, связанные с принятием решений
- 7.Менеджер и предприниматель: сходства и различия
- 8.Типы профессионало;Бизнесмен, предпринемателть и менеджер(их различия..)
- 9 Требования к профессиональной компетенции менеджеров
- 10 Управление как функции и процесс
- 12. Менеджмент как искусство управления
- 13. Менеджмент процесс организации управления
- 14.Менеджмент как аппарат управления
- 15. Условия и факторы возникновения менеджмента
- 16. История возникновения менеджмента
- 17.Управленческие революции в истории человечества
- 18.Этапы и школы в истории менеджмента
- 19.Школы в теории управления: краткая характеристика
- 20.Школа научного управления
- 21.Школа административного управления(классическая)
- 22. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 23.Школа количественных методов
- 24.Научные подходы в управленческой науке
- 25. Особенности управления в России и за рубежом
- 26.Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
- 27.Развитие и особенности управления в России
- 28.Американская модель менеджмента
- 29.Японская модель менеджмента
- 30.Европескай модель менеджмента
- 35 Среда косвенного воздействия.
- 37.Методология анализа внутренней и внешней среды и стратегические возможности организации.
- 38. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.
- 39.Методологические основы менеджмента.
- 40 Методология исследования социально-экономических систем в теории управления.
- 41.Методы управления их классификация по основным направлениям.
- 43. Понятие специфических методов исследования.
- 46. Закономерности управленческой деятельности
- 47. Социофакторы и этика менеджмента
- 48. Инфраструктура менеджмента
- 49. Эволюция понятия социальной ответственности
- 50. Экономическая ответственность
- 51. Юридическая ответственность
- 52. Этика менеджмента
- 53. Интеграция процессов управления
- 54. Сущность и понятие интеграции 55. Горизонтальная и вертикальная интеграции
- 56. Основные принципы интеграции
- 57. Направления и механизмы интеграции
- 58. Методы интеграции деятельности организации
- 59. Система коммуникация: основные элементы
- 60. Коммуникация как процесс: модели и этапы
- 62. Коммуникация по нисходящей и восходящей
- 63.Горизонтальные, вертикальные и диагональные коммуникации
- 67. Коммуникационные стили.
- 70. Рекомендации по совершенствованию искусства общения:
- 91. Линейная структура управления организацией
- 92. Функциональная структура управления
- 93. Линейно-функциональная структура управления
- 94. Линейно-штабная структура управления организацией
- 95. Дивизиональная структура управления
- 96. Проектная структура управления
- 97. Матричная структура управления организацией
- 98. Бригадные структуры работ и управления
- 99. Оценка структуры управления организацией
- 100. Мотивация деятельности в менеджменте
- 101. Сущность и эволюция понятия мотивация
- 102. Процесс мотивации. Первичные потребности. Вторичные потребности.
- 103. Вознаграждение: внутренние и внешние вознаграждения.
- 104. Мотивирование и стимулирование: сущность, значение, роль.
- 105. Содержательные теории мотивации
- Теория потребностей Абрахама Маслоу (1943 год).
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Теория мотивационных потребностей Дэвида Мак-Клелланда (40-е годы 20 века).
- Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (50-е годы 20 века).
- 106. Процессуальные теории мотивации
- 107. Содержательные и процессуальные теории мотивации: краткая характеристика, их отличия.
- 108. Иерархия потребностей по а. Маслоу
- 109. Теория erg к.Альдерфера
- 110. Теория приобретённых потребностей д. МакКлеланда
- 111. Двухфакторная теория ф. Герцберга
- 112. Теория ожидания в. Врума
- 113. Теория справедливости (равенства) Дж. Стейси Адамса
- 114. Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера
- 115. Теория усиления б.Ф. Скиннера
- 116. Теория постановки целей.
- 118. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 119. Сущность и необходимость контроля в управлении
- 120. Понятие предварительного контроля
- 122. Заключительный контроль.
- 124. Имидж организации.
- 125. Категории имиджа фирмы
- 126. Система продвижения имиджа : Основные блоки.
- 128. Структура имиджа организации.
- 129. Групповые процессы и групповая динамика.
- 130. Характеристики формальной и неформальной организации.
- 131. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
- 132. Понятие влияния, власти и лидерства.
- 133. Особенности стилей руководства.
- 134. Влияние национальной культуры на стиль управления.
- 135. Понятие и сущность организационного поведения.
- 136. Предмет и цели организационного поведения. Характеристики организационного поведения как науки.
- 137. Модели организационного поведения.
- 138. Этапы развития организационного поведения.
- 139.Определение и детерминанты личности. Классификация типов личности.
- 140.Конфликтность в менеджменте