35 Среда косвенного воздействия.
Среда косвенного воздействия– это факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на операции в организации, но, тем не менее, сказываться на них. К этим факторам относятся состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Состояние экономики. Руководство должно уметь оценивать, как скажется на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и тем самым, способствовать стимулированию бизнеса. Изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации, например, колебание курса доллара, относительно валют других стран становится причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.
Политические факторы.Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Большое значение для фирм, ведущих операции или использующих рынки сбыта в других странах имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политическое изменение может привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальной пошлины на импорт. Проблема с внешним долгом может затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. Но политика может измениться и в положительную для инвестора сторону, когда возникнет потребность в притоке капитала из-за рубежа.
36. Анализ внутренней среды организации. Внутренняя среда является тем самым потенциалом, который даст возможность компании удачно функционировать и существовать, а, следовательно, выживать и развиваться на конкретном временном промежутке.
Анализ внутренней среды организации включает в себя:
-оценку имеющихся стратегий и применения потенциала компании;
-сравнительную характеристику конкурентоспособных преимуществ;
-выделение слабых (сильных) сторон и стратегических задач.
Анализ внутренней среды организации, прежде всего, базируется на характеристике действующей стратегии, которую нельзя "измерить" обобщенным единственным показателем, поскольку она затрагивает большое количество сторон функционирования организации. Для этого также выделяется ряд показателей. Рассмотрим их более подробно.
Во-первых, выделяются показатели внутренней и внешней эффективности стратегии. Самой невыгодной для организации ситуацией будет то, если есть отличные показатели функционирования компании при невысоком спросе на ее продукцию.
Во-вторых, используются общесистемные и частные показатели: достижения результата и состояния системы.
В-третьих, экономические показатели необходимо подтверждать эффективностью поведенческих данных компании.
Анализ внутренней среды организации должен учитывать также ряд показателей. К основополагающим относятся:
1.Результативность компании, то есть способность достигать поставленные перед ней задачи и цели.
2.Экономичность - количество и разумность при употреблении ресурсов, которые выделяются на производство товара.
3.Прибыльность, которая учитывает наличие соотношения между издержками и доходами.
4.Продуктивность организации, которая выражается при помощи значения рентабельности.
5.Изменение доли рынка, которое может выражаться не только в увеличении, но и в уменьшении количества рыночных секторов реализации продукции.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности (рис. 5.1). Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случаи возникновения непредвиденных обстоятельств, а также стратегию достижения целей и превращения потенциальных угроз в выгодные возможности.
Анализ внешней среды - процесс стратегического управленческого анализа, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.
Анализ внешней среды включает рассмотрение внешних элементов окружения компании. Важнейшее направление анализа внешней среды - выявление и понимание существующих и потенциальных возможностей и угроз, с которыми сталкивается компания. Возникновение возможностей обусловливается тенденциями или событиями, способными (при условии правильной с точки зрения стратегии реакции) привести к значительному росту объема продаж и прибыли.
Угрозы - это тенденции или события, которые (при отсутствии на них стратегической реакции) могут привести к значительному снижению объема продаж и прибыли.
Например, озабоченность потребителей калорийностью продуктов и содержанием в них холестерина создает угрозу для молочной отрасли.
Другим направлением анализа внешней среды является выявление внутри компании или в ее окружении стратегических неопределенностей, влияющих на эффективность стратегии. Если эти неопределенности значимы, то до принятия стратегического решения требуется провести более глубокий анализ или, как минимум, собрать соответствующую информацию.
Внешняя среда включает в себя два уровня: марко- и микроокружение. Рассмотрим их более подробно. Макросреда включает в себя такие компоненты, как экономический, политический, правовой, социальный, технологический, природно-географический и так далее. Анализ ее рекомендован тогда, когда необходимо получить полную информацию, чтобы осуществить тактическое и стратегическое планирование функционирования организации. Изучение микросреды необходимо направлять на характеристику состояний тех элементов внешней среды, с которыми компания находится в постоянном взаимодействии. К ним относятся: поставщики, рынок потребителей и рабочей силы, конкуренты. Естественно, самым важным звеном являются клиенты компании.
Поэтому для того, чтобы компания стала конкурентоспособной на рынке, необходимо регулярно проводить анализ внешней и внутренней среды организации. Только при таком условии ее будет ждать успех и процветание.
- Вопрос 1: “Понятие и сущность менеджмента”
- 2.Современные концепции и подходы к менеджменту
- 3 .Управление и менеджмент сходство и различие
- 4 Понятие науки управления. Подходы к понятию менеджмент.
- 5 Общие факторы в работе руководителей
- 6 Роли руководителей по Минцбергу
- Межличностные роли
- Информационные роли
- Ролевые установки, связанные с принятием решений
- 7.Менеджер и предприниматель: сходства и различия
- 8.Типы профессионало;Бизнесмен, предпринемателть и менеджер(их различия..)
- 9 Требования к профессиональной компетенции менеджеров
- 10 Управление как функции и процесс
- 12. Менеджмент как искусство управления
- 13. Менеджмент процесс организации управления
- 14.Менеджмент как аппарат управления
- 15. Условия и факторы возникновения менеджмента
- 16. История возникновения менеджмента
- 17.Управленческие революции в истории человечества
- 18.Этапы и школы в истории менеджмента
- 19.Школы в теории управления: краткая характеристика
- 20.Школа научного управления
- 21.Школа административного управления(классическая)
- 22. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 23.Школа количественных методов
- 24.Научные подходы в управленческой науке
- 25. Особенности управления в России и за рубежом
- 26.Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
- 27.Развитие и особенности управления в России
- 28.Американская модель менеджмента
- 29.Японская модель менеджмента
- 30.Европескай модель менеджмента
- 35 Среда косвенного воздействия.
- 37.Методология анализа внутренней и внешней среды и стратегические возможности организации.
- 38. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.
- 39.Методологические основы менеджмента.
- 40 Методология исследования социально-экономических систем в теории управления.
- 41.Методы управления их классификация по основным направлениям.
- 43. Понятие специфических методов исследования.
- 46. Закономерности управленческой деятельности
- 47. Социофакторы и этика менеджмента
- 48. Инфраструктура менеджмента
- 49. Эволюция понятия социальной ответственности
- 50. Экономическая ответственность
- 51. Юридическая ответственность
- 52. Этика менеджмента
- 53. Интеграция процессов управления
- 54. Сущность и понятие интеграции 55. Горизонтальная и вертикальная интеграции
- 56. Основные принципы интеграции
- 57. Направления и механизмы интеграции
- 58. Методы интеграции деятельности организации
- 59. Система коммуникация: основные элементы
- 60. Коммуникация как процесс: модели и этапы
- 62. Коммуникация по нисходящей и восходящей
- 63.Горизонтальные, вертикальные и диагональные коммуникации
- 67. Коммуникационные стили.
- 70. Рекомендации по совершенствованию искусства общения:
- 91. Линейная структура управления организацией
- 92. Функциональная структура управления
- 93. Линейно-функциональная структура управления
- 94. Линейно-штабная структура управления организацией
- 95. Дивизиональная структура управления
- 96. Проектная структура управления
- 97. Матричная структура управления организацией
- 98. Бригадные структуры работ и управления
- 99. Оценка структуры управления организацией
- 100. Мотивация деятельности в менеджменте
- 101. Сущность и эволюция понятия мотивация
- 102. Процесс мотивации. Первичные потребности. Вторичные потребности.
- 103. Вознаграждение: внутренние и внешние вознаграждения.
- 104. Мотивирование и стимулирование: сущность, значение, роль.
- 105. Содержательные теории мотивации
- Теория потребностей Абрахама Маслоу (1943 год).
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Теория мотивационных потребностей Дэвида Мак-Клелланда (40-е годы 20 века).
- Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (50-е годы 20 века).
- 106. Процессуальные теории мотивации
- 107. Содержательные и процессуальные теории мотивации: краткая характеристика, их отличия.
- 108. Иерархия потребностей по а. Маслоу
- 109. Теория erg к.Альдерфера
- 110. Теория приобретённых потребностей д. МакКлеланда
- 111. Двухфакторная теория ф. Герцберга
- 112. Теория ожидания в. Врума
- 113. Теория справедливости (равенства) Дж. Стейси Адамса
- 114. Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера
- 115. Теория усиления б.Ф. Скиннера
- 116. Теория постановки целей.
- 118. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 119. Сущность и необходимость контроля в управлении
- 120. Понятие предварительного контроля
- 122. Заключительный контроль.
- 124. Имидж организации.
- 125. Категории имиджа фирмы
- 126. Система продвижения имиджа : Основные блоки.
- 128. Структура имиджа организации.
- 129. Групповые процессы и групповая динамика.
- 130. Характеристики формальной и неформальной организации.
- 131. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
- 132. Понятие влияния, власти и лидерства.
- 133. Особенности стилей руководства.
- 134. Влияние национальной культуры на стиль управления.
- 135. Понятие и сущность организационного поведения.
- 136. Предмет и цели организационного поведения. Характеристики организационного поведения как науки.
- 137. Модели организационного поведения.
- 138. Этапы развития организационного поведения.
- 139.Определение и детерминанты личности. Классификация типов личности.
- 140.Конфликтность в менеджменте