102. Процесс мотивации. Первичные потребности. Вторичные потребности.
Мотивация человека
Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией.
Мотивация применялась издревле. Метод кнута и пряника (один из первых методов мотивации) применялся еще на заре цивилизации. Однако в период Ф. Тейлора управленцами было осознано, что зарплата на грани голода — глупо и опасно. По мере улучшения благосостояния населения не всегда пряник заставляет трудиться человека лучше.
Большую роль в данной области сыграли труды З. Фрейда по психологии, вводившие понятие бессознательного. Ученым был выдвинут тезис о том, что люди не всегда поступают рационально. Эксперименты Э. Мэйо выявили снижение текучести кадров за счет роста престижности профессии, социальных, групповых отношений.
Содержательные теории мотивации основаны на классификации потребностей человека (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд). Первичные и вторичные потребности. Процессуальные теории базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей (как ведут себя люди с учетом их восприятия).
Содержательные теории
Интерес с точки зрения выделения мотивирующих факторов представляет теория человеческих потребностей, предложенная в 40-е гг. CC в. А. Маслоу (рис. 9.1).
Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.
Ф. Герцберг предложил две группы факторов в 50-х гг. CC в.
гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
факторы мотивации (внутренние, присущие работе).
К первой группе относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважение начальства. Эти факторы автоматически не определяют мотивацию. Вторая группа факторов предполагает, что каждый человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.
Закон результата (П. Лоуренс и Дж. Лорш) утверждает, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с результатом, удовлетворением потребностей (на примере прошлого).
Д. МакКлелланд выделал три потребности: власть, успех, причастность. Успех — не просто результат, а процесс доведения до успеха. Причастность — это чувство принадлежности к чему-либо, возможность социального общения, чувство социального взаимодействия. Он считал, что в настоящее время, когда уже удовлетворены все первичные потребности, решающую роль начинают играть перечисленные потребности высшего порядка.
- Вопрос 1: “Понятие и сущность менеджмента”
- 2.Современные концепции и подходы к менеджменту
- 3 .Управление и менеджмент сходство и различие
- 4 Понятие науки управления. Подходы к понятию менеджмент.
- 5 Общие факторы в работе руководителей
- 6 Роли руководителей по Минцбергу
- Межличностные роли
- Информационные роли
- Ролевые установки, связанные с принятием решений
- 7.Менеджер и предприниматель: сходства и различия
- 8.Типы профессионало;Бизнесмен, предпринемателть и менеджер(их различия..)
- 9 Требования к профессиональной компетенции менеджеров
- 10 Управление как функции и процесс
- 12. Менеджмент как искусство управления
- 13. Менеджмент процесс организации управления
- 14.Менеджмент как аппарат управления
- 15. Условия и факторы возникновения менеджмента
- 16. История возникновения менеджмента
- 17.Управленческие революции в истории человечества
- 18.Этапы и школы в истории менеджмента
- 19.Школы в теории управления: краткая характеристика
- 20.Школа научного управления
- 21.Школа административного управления(классическая)
- 22. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 23.Школа количественных методов
- 24.Научные подходы в управленческой науке
- 25. Особенности управления в России и за рубежом
- 26.Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
- 27.Развитие и особенности управления в России
- 28.Американская модель менеджмента
- 29.Японская модель менеджмента
- 30.Европескай модель менеджмента
- 35 Среда косвенного воздействия.
- 37.Методология анализа внутренней и внешней среды и стратегические возможности организации.
- 38. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.
- 39.Методологические основы менеджмента.
- 40 Методология исследования социально-экономических систем в теории управления.
- 41.Методы управления их классификация по основным направлениям.
- 43. Понятие специфических методов исследования.
- 46. Закономерности управленческой деятельности
- 47. Социофакторы и этика менеджмента
- 48. Инфраструктура менеджмента
- 49. Эволюция понятия социальной ответственности
- 50. Экономическая ответственность
- 51. Юридическая ответственность
- 52. Этика менеджмента
- 53. Интеграция процессов управления
- 54. Сущность и понятие интеграции 55. Горизонтальная и вертикальная интеграции
- 56. Основные принципы интеграции
- 57. Направления и механизмы интеграции
- 58. Методы интеграции деятельности организации
- 59. Система коммуникация: основные элементы
- 60. Коммуникация как процесс: модели и этапы
- 62. Коммуникация по нисходящей и восходящей
- 63.Горизонтальные, вертикальные и диагональные коммуникации
- 67. Коммуникационные стили.
- 70. Рекомендации по совершенствованию искусства общения:
- 91. Линейная структура управления организацией
- 92. Функциональная структура управления
- 93. Линейно-функциональная структура управления
- 94. Линейно-штабная структура управления организацией
- 95. Дивизиональная структура управления
- 96. Проектная структура управления
- 97. Матричная структура управления организацией
- 98. Бригадные структуры работ и управления
- 99. Оценка структуры управления организацией
- 100. Мотивация деятельности в менеджменте
- 101. Сущность и эволюция понятия мотивация
- 102. Процесс мотивации. Первичные потребности. Вторичные потребности.
- 103. Вознаграждение: внутренние и внешние вознаграждения.
- 104. Мотивирование и стимулирование: сущность, значение, роль.
- 105. Содержательные теории мотивации
- Теория потребностей Абрахама Маслоу (1943 год).
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Теория мотивационных потребностей Дэвида Мак-Клелланда (40-е годы 20 века).
- Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (50-е годы 20 века).
- 106. Процессуальные теории мотивации
- 107. Содержательные и процессуальные теории мотивации: краткая характеристика, их отличия.
- 108. Иерархия потребностей по а. Маслоу
- 109. Теория erg к.Альдерфера
- 110. Теория приобретённых потребностей д. МакКлеланда
- 111. Двухфакторная теория ф. Герцберга
- 112. Теория ожидания в. Врума
- 113. Теория справедливости (равенства) Дж. Стейси Адамса
- 114. Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера
- 115. Теория усиления б.Ф. Скиннера
- 116. Теория постановки целей.
- 118. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 119. Сущность и необходимость контроля в управлении
- 120. Понятие предварительного контроля
- 122. Заключительный контроль.
- 124. Имидж организации.
- 125. Категории имиджа фирмы
- 126. Система продвижения имиджа : Основные блоки.
- 128. Структура имиджа организации.
- 129. Групповые процессы и групповая динамика.
- 130. Характеристики формальной и неформальной организации.
- 131. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
- 132. Понятие влияния, власти и лидерства.
- 133. Особенности стилей руководства.
- 134. Влияние национальной культуры на стиль управления.
- 135. Понятие и сущность организационного поведения.
- 136. Предмет и цели организационного поведения. Характеристики организационного поведения как науки.
- 137. Модели организационного поведения.
- 138. Этапы развития организационного поведения.
- 139.Определение и детерминанты личности. Классификация типов личности.
- 140.Конфликтность в менеджменте