logo search
УМК Управление качеством

Программа дисциплины

«Управление качеством»

Тема 1. Сущность качества и управления им

Изучение основных понятий качества. Определение причин необходимости повышать качество. Изучение Качества как объекта управления. Рассмотрение эволюции подходов к менеджменту качества.

Тема 2. Государственное регулирование качества продукции

Изучение структуры Государственной системы стандартизации и сертификации. Особенности их формирования. Схемы сертификации. Виды стандартов.

Тема 3. Методика оценки качества продукции

Квалиметрия как наука о количественной оценке качества. Принципы квалиметрии. Изучение целей оценки уровня качества продукции и методов определения значений показателей качества продукции, методов оценки уровня качества продукции. Оценка уровня качества разнородной продукции.

Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов

Понятие: контроль качества продукции, его виды, Дефекты продукции. Контрольные испытания готовой продукции. Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством. Новые инструменты управления качеством. Статистический приемочный контроль качества продукции. Организация контроля качества продукции

Тема 5. Сертификации продукции и услуг

Понятие сертификации продукции. Преимущества сертификации продукции. Этапы проведения сертификации системы качеств. Международная практика сертификации

Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы

Сущность стандартизации. История развития стандартизации. Стандарты, их виды и объекты стандартизации. Экономическая эффективность стандартизации. Технические условия

Тема 7. Государственная система стандартизации

Система стандартизации в России. Виды стандартов и их характеристика. Порядок разработки стандартов РФ и Государственный надзор за стандартами. Система стандартов технической подготовки производства. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ). Международная стандартизация. Региональные организации по стандартизации

Тема 8. Понятие и характеристика метрологии

Сущность метрологии как науки об измерениях. Основы технических измерений. Основной постулат метрологии. Порядок проведения измерений.

Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений

Базовые стандарты. Метрологическая служба. Калибровка средств измерений. Ответственность за нарушение правил законодательной метрологии

Тема 10. Система управления качеством продукции

Особенности управления качеством продукции качества продукции. Факторы и условия, влияющие на обеспечение. Системы менеджмента качества. Международные стандарты на системы менеджмента качества. Контроль качества

Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции

Основные подходы к учету затрат на качество. Концепция всеобщего блага для общества. Оценка затрат, связанных с качеством, по модели PAF. Модель стоимости процесса. Представление и использование информации о затратах, связанных с качеством. Экономия затрат, связанных с качеством.

Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции

Организация управления качеством продукции за рубежом. Международные стандарты и их виды. Японская модель качества. Кружки качества. Европейская модель качества.

  1. КОНТЕНТЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Сущность качества и управления им

План

1.1 Понятие качества

1.2. Значение повышения качества

1.3. Качество как объект управления

1.4. Эволюция подходов к менеджменту качества

1.1 Понятие качества

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги ,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. В частности, американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.

Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.

Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Дефект – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.

Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства. Качество можно представить в виде пирамиды.

Рисунок - Пирамида качества

Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.

Качество работы, как уже отмечалось, непосредственно связано с обеспечением функционирования фирмы. Это – качество руководства и управления (планирование, анализ, контроль). От качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы.

С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие “надежность”. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

Качество изделия может проявляться в процессе потребления.

Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия – наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия , в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество – величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ) не может быть осуществлена сертификация продукции.

Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение реальных или ожидаемых потребностей, по сути она определяет качественные характеристики потребительских товаров. В пределах номенклатуры потребительские качества и показатели разделяют на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей (представлена на рисунке).

Назначение- способность товара удовлетворять физиологические и социальные потребности. В зависимости от удовлетворения потребностей свойства товара разделяют на подгруппы: функционального назначения (исполнение основных и дополнительных функций: уход и защита от внешнего влияния - для группы одежды и обуви и т.д.).

Каждое из этих свойств имеет свои показатели: если у продовольственных товаров энергетическая ценность выражается в Ккал(Дж), а биологическая ценность оценивается по количеству незаменимых кислот, витаминов и минеральных веществ, то есть достаточно большая группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых удовлетворяют только социальные потребности, например ювелирные украшения, антикварные предметы, музыкальные товары.

Рисунок - Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.

Классификационное назначение- способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных примет. Так различные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, затратам топлива, грузоподъемностью, функциональным назначениям (грузовые, легковые, специальные и т.д.).

Универсальное назначение- способность свойств и показателей удовлетворять одновременно несколько покупательских требований. Например, пропагандирование в последние годы здорового способа жизни побуждало к использованию менее жирных продуктов, предотвращать влияние токсических веществ (опасности), то есть они стали играть социальную роль, а в непродовольственной группе появилось понятие специального назначения вспомогательных предметов и косметических средств(кремы, гели, пудры) при проведении оздоровительных процедур для различных видов спорта и т.д.

Надежность- способность товара сохранять функциональное назначение в процессе сохранения или эксплуатации в течении установленного срока. В зависимости от критерия надежности различают такие группы: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, и сохранение.

Долговечность- способность товаров сохранять работоспособность до следующего состояния или установленного срока технического обслуживания и ремонта. Это свойство непродовольственных товаров длительного использования. Это характерно для товаров продовольствия, и непродовольственных товаров, предназначенных для непосредственного использования, по ходу которого они частично или бесповоротно расходуются (например, продукция парфюмерной промышленности). Но нужно помнить, что некоторые товары, владеющие значительной долговечностью, входят в противоречие с социальным назначением, поскольку досрочно выходят из моды, морально устаревают. Это касается одежды, обуви, головных уборов, отдельных сложно-технических товаров. Показателями долговечности могут быть срок эксплуатации изделий, ресурс и т.д.

Безотказность- способность товаров исполнять функциональное назначение без появления дефектов, которые мешают дальнейшей эксплуатации. Безотказность характеризуется сроками, в течении которых товары находятся в эксплуатации безотказно с нормой предусмотренных дефектов. Показателями безотказности могут быть - средняя наработка до первой поломки, интенсивность поломок.

Ремонтопригодность- способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функционального значения, после устранения выявленных дефектов, ремонтопригодность характерна для многих непродовольственных товаров, особенно сложно-технических, которые по этому свойству разделяют на ремонтнопригодные и ремонтнонепригодные.

Ремонтопригодность тесно связана с долговечностью, благодаря чему увеличивается срок эксплуатации товара. Это потребительское свойство вместе с долговечностью может быть положена в основу формирования преимуществ для того сегмента потребителей, которые бережливы или не располагают материальными средствами для частого повтора покупок товара аналогичного назначения. Показателями ремонтопригодности являются параметр потока неисправностей, гарантийные наработки, наработки на отказ, сроки ремонта.

Сохранение - способность товара поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных затрат на протяжении определенного срока; если же они происходят, то это должно быть экономически оправданным. Сберигание начинается с момента изготовления товара и продолжается до его утилизации. Этап сберигания разделяют на два периода: складское хранение у изготовителя, оптовой и розничной торговле и домашнее сберигание у потребителя. Показателями сохранения потребительских свойств есть затраты, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Хранение тесно связано с безопасностью многих товаров, особенно тех, которые быстро портятся.

Эргономические свойства - способность товара создавать чувство комфорта, набольшего удовлетворения потребностей в соответствии к антропометрическим, психологическим и психофизическим характеристикам потребителя.

Антропологические свойства - способность товара при эксплуатации соответствовать измерительным потребностям потребителя. В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, вес, объем талии, длина, ширина ступни и т.д.) разные. Поэтому размеры одежды, обуви, изготавливаемых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше от отечественного при одинаковой маркировке. Товароведы и продавцы должны учитывать это и информировать покупателя. Для устранения этих барьеров в международной торговле промышленность многих развитых стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количества. Так для одежды, во многих азиатских и некоторых европейских странах применяют всего 5 размеров: S, M, L, XL, и XXL.

Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при эксплуатации душевный комфорт потребителю. Психологические требования могут выражаться через принятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения.

Безопасность - состояние при котором риск вреда или потери ограничен допустимым уровнем. В зависимости от природы воздействия на безопасность различают виды, подвиды, элементы, которые достаточно подробно показаны на рисунке.

Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое изделие воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость.

Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества Российской Федерации.

В результате деятельности Академии проблем качества сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такое видение качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества, которому посвящен следующий раздел.