Тема 5. Сертификации продукции и услуг
Темы для Круглого стола:
1. Опишите органы систем сертификации и их функции.
2. В чем суть нового порядка оценок продукции (европейские модули)?
3. Дайте характеристику особенностям сертификации услуг.
Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы
Темы для Круглого стола:
1. Опишите цели и задачи Международной организации по стандартизации (ИСО).
2.Охарактеризуйте первые пять стандартов ИСО серии 9000.
3.Какие критерии отбора рекомендуются стандартами МС ИСО 9000 для выбора конкретной системы качества?
Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации
Темы для Круглого стола:
1 Охарактеризуйте модель оценивания и преимущества применения критериев премий по качеству.
2 Опишите условия эффективности и 7 основных этапов применения системы всеобщего качества.
3 Опишите порядок осуществления государственного контроля и надзора.
4 Что такое технологии перемещения, и в чем суть процесса их стандартизации?
Тема 8. Понятие и характеристика метрологии
Темы для Круглого стола:
1. История появления и становления Международного бюро мер и весов в Париже. Мифы и реальность.
2. История становления метрологии как науки.
3. История метрологии в России.
Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений
Темы для Круглого стола:
1 Какие изменения произошли в деятельности по организационно-правовому обеспечению единства измерений?
2 Опишите цель и виды государственного метрологического надзора.
3 Дайте определение единства измерений и перечислите основные принципы его соблюдения.
4 Охарактеризуйте международные метрологические организации, задачи их деятельности.
Тема 10. Система управления качеством продукции
Темы для Круглого стола:
1 Перечислите 14 принципов теории всеобщего качества.
2 Опишите этапы совершенствования процесса обеспечения качества.
3 Охарактеризуйте процесс оптимизации создания изделий по критерию качества.
4 Объясните роль непосредственных исполнителей и администрации в процессе обеспечения качества.
5 Назовите цели и задачи различных видов маркировки.
6 Что такое этикетка , и каким требованиям она должна отвечать?
Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции
Задание 1
Определение экономического эффекта от повышения качества продукции
Величина годового экономического эффекта (Эпотр) в сфере потребления от повышения показателей качества изделий определяется по формуле:
Эпотр=(И1+ЕнК’1)g-(И2+ЕнК’2),
где И1, И2 – себестоимость единицы работы (эксплуатационные издержки), выполняемой изделием, принятым за базу для сравнения вариантов, и изделием с повышенными показателями качества, руб.;
К’1,К’2 – капитальные вложения (цена) потребителя, использующего изделие, принятое за базу для сравнения, и изделие с повышенными показателями качества, руб.;
Е – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений;
γ – коэффициент, учитывающий соотношение показателей качества изделия для определения тождества эффекта, определяется по формуле:
γ=ω∙αп∙β∙δ,
где wн,wб – коэффициенты технического уровня базового изделия и изделия с более высокими техническими показателями (параметрами) качества, определяются по формуле:
где аi коэффициент весомости каждого i –го показателя (параметра) качества (в сумме все коэффициенты равны единице);
Кiб,. Кiн – значение каждого i –го показателя качества базового изделия более высоко качества по отношению к изделию, принятому за эталон, определяется по формуле:
, где вiб, вiн, вiэ - значения каждого i –го показателя качества (параметра) сравниваемых базового, улучшенного и эталонного изделий.
αп – коэффициент, учитывающий дополнительные потребительские свойства изделия, определяемые экспертным путем в баллах, рассчитывается по формуле:
, где Бн и Бэ- оценка в баллах потребительских свойств изделий базового и с улучшенными показателями (параметрами) качества;
β – коэффициент, учитывающий надежность изделия в эксплуатации, определяется по формуле
β=Тн/Тб
где Тн и Тб – наработка на отказ базового и нового (с более высокими показателями качества) изделия, ч;
δ – коэффициент, учитывающий срок службы изделия, определяется по формуле:
δ =, где tб и tн– соответственно срок службы и нового изделия, год.
Решение:
Определение коэффициентов технического уровня параметров нового и базового изделий и весомости каждого параметра. Расчет произведен по формуле.
1 Результаты расчета коэффициентов технического уровня и весомости параметров
2 Определение коэффициентов технического уровня базового ωб и нового ωн изделий (формула 5):
ωб=0,4*0,30+0,6*0,05+0,8*0,30+1*0,10+0,5*0,25=0,615;
ωн =0,8*0,30+0,6*0,05+1,0*0,30+0,6*0,10+0,6*0,25=0,780
3 Определение коэффициента эквивалентности (формула 4):
ω=
4 Определение коэффициента, учитывающего повышение надежности изделия (формула 8):
β=
5. Определение коэффициента, учитывающего повышение качества изделия (формула 3):
γ=1,27*1,36=1,73
6. Определение годовой эффект потребителя изделия с более высокими техническими параметрами (формула 2):
Эпотр=(1800+0,15*26000)1,73-(1750+0,15*30000)=3611 руб.
Задание 2
Учет и анализ затрат на качество продукции
Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается расчета затрат на качество (ЗК), которые подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности () и внешних работ ().
Затраты, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД – профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д).
К профилактике относятся деятельность по предотвращению дефектов (входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и мерительного инструментов, обучение персонала и др.).
Оценивание – испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству (испытание изделия на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.).
К дефектам относят недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции и подтверждающие, что она не отвечает требованиям качества, а следовательно, требует дополнительных мер (вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект – брак).
Составляющие затраты, связанные с внешними работами –затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что она в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества (техническое обслуживание и ремонт; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, обусловленные изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).
Классификация затрат на качество по этому методу проиллюстрирована на рисунке.
Так, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 ден. ед. (П=0=Д==20), общие затраты изготовителя на качество составляют 80 ден. ед.: причем 40 ден. ед. из них считаются полезными, а 40 ден. ед. – убытками, среди которых 20 ден.ед. – за гарантийный период уже после продажи продукции. Затраты (в системе ПОД) равны 60 ден. ед.
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса. Причем оба могут быть источником экономии средств.
Стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.
Стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.
В таблице обобщена информация по рекомендуемым методам калькуляции затрат на качество.
Таблица - Сводка рекомендуемых методов калькуляции (классификации) затрат на качество в МС ИСО9004-1
Примечание: (+) – затраты в результате внешних работ (внешние), + – внутренние затраты.
Решение:
Из структуры составляющих затрат на качество следует:
· затраты на метрологические обеспечение производства (ПЗК);
· затраты на испытания и сертификацию (ОЗК);
· затраты на брак в производстве (ДЗК;
· затраты от возврата продукции потребителями (Вш ЗК).
1. Определение затрат по внутрихозяйственной деятельности
ВуЗК=ПЗК+ОЗК+ДЗК=200+20+5=225 руб.
2. Определение общей суммы затрат предприятия на качество продукции
ЗК=ВуЗК+ВшЗК=225+10=235 млн. руб.
- Автономная некоммерческая организация
- 1.2. Значение повышения качества 19
- Образовательные результаты:
- Распределение учебного времени для очного отделения, специальности 080507 «Менеджмент организации» Распределение учебного времени для очного отделения
- Распределение учебного времени для заочного отделения
- Учебно-тематический план по дисциплине «управление качеством»
- Программа дисциплины
- 1.2. Значение повышения качества
- 1.3. Качество как объект управления
- 1.4. Эволюция подходов к менеджменту качества
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции План
- 2.1. Государственная система стандартизации
- 2.2. Государственная система сертификации
- Тема 3. Методика оценки качества продукции План
- 3.1.Квалиметрия как наука о количественной оценке качества.
- 3.2.Цель оценки уровня качества продукции
- 3.3.Методы определения значений показателей качества продукции
- 3.4.Методы оценки уровня качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов План
- 4.1.Контроль качества продукции, его виды
- 4.2.Контрольные испытания готовой продукции
- 4.3.Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством
- 4.4.Новые инструменты управления качеством
- 4.5. Новые инструменты контроля качества продукции.
- 4.6. Статистический приемочный контроль качества продукции.
- 4.7.Организация контроля качества продукции
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг План
- 5.1.Понятие сертификации продукции
- 5.2.Преимущества сертификации продукции
- 5.3.Этапы проведения сертификации системы качеств
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы План
- 6.1.Сущность стандартизации
- 6.2.История развития стандартизации
- 6.3.Стандарты, их виды и объекты стандартизации
- 6.4.Экономическая эффективность стандартизации
- 6.5.Технические условия
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации План
- 7.1. Система стандартизации в России
- 7.2. Виды стандартов и их характеристика
- 7.3.Порядок разработки стандартов рф и Государственный надзор за стандартами
- 7.4.Система стандартов технической подготовки производства
- 7.5 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ескк тэи)
- 7.6. Международная стандартизация
- 7.7. Региональные организации по стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии План
- 8.1.Сущность метрологии как науки об измерениях.
- 8.2.Основы технических измерений
- 8.3.Основной постулат метрологии. Порядок проведения измерений
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений План
- 9.1.Базовые стандарты
- 9.2.Метрологическая служба
- 9.3.Калибровка средств измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции План
- 10.1. Особенности управления качеством продукции качества продукции
- 10.2. Факторы и условия, влияющие на обеспечение
- 10.3. Системы менеджмента качества
- 10.4. Международные стандарты на системы менеджмента качества
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции План
- 11.1.Основные подходы к учету затрат на качество
- 11.2. Концепция всеобщего блага для общества
- 11.3. Оценка затрат, связанных с качеством, по модели paf
- 11.4. Модель стоимости процесса
- 11.5. Представление и использование информации о затратах, связанных с качеством
- 11.6. Экономия затрат, связанных с качеством
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции План
- 12.1.Организация управления качеством продукции за рубежом
- 12.2.Кружки качества
- Практические занятия по дисциплине
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Вопросы к экзамену
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы