logo search
УМК Управление качеством

Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов

Задание 1

Построение диаграммы Парето и АВС-анализ.

Для того, чтобы провести анализ спроса на туристические услуги, представим себе, по каким факторам опрашиваемые жители города (респонденты) будут оценивать качество услуг. Перечень этих факторов может выглядеть следующим образом:

№ п/п

Наименование фактора

Значимость фактора

1.

Близость к морю

300

2.

Разнообразие ресторанного меню

2000

3.

Продолжительность отдыха

5500

4.

Экскурсии

700

5.

Комфортность транспорта

1000

6.

Комфортность гостиниц

3000

7.

Наличие спортивных мероприятий

500

8.

Лечение

2000

Решение:

Наименование и значимость фактора, влияющего на качество продукции (в порядке убывания).

Первым шагом улучшения качества произведенной продукции является выявление основных факторов, наибольшим образом влияющих на качество туристических услуг.

Для этого строится диаграмма Парето, которая наглядно покажет значимость каждого фактора.

Для построения диаграммы Парето расположим факторы в порядке убывания их значимости

№ п/п

Наименование фактора

Значимость фактора

3.

Продолжительность отдыха

5500

6.

Комфортность гостиниц

3000

2.

Разнообразие ресторанного меню

2000

8.

Лечение

2000

5.

Комфортность транспорта

1000

4.

Экскурсии

700

7.

Наличие спортивных мероприятий

500

1.

Близость к морю

300

Построим Диаграмму Парето.

Уровень влияния

(по результатам опроса)

Рисунок: Диаграмма Паретто

Представим эту диаграмму в несколько ином виде. Для этого построим т.н. кривую кумулятивных (накопленных) факторов. Она строится следующим образом: на оси ординат откладываются общее количество опрошенных (15000 человек), а по оси абсцисс – количество факторов (в нашем примере – 8). Затем каждый столбец диаграммы Парето складывается с предыдущим. В результате получаем ступенчатую диаграмму, которая показывает суммарное (накопленное) количество факторов. Соединив середины отрезков диаграммы получаем искомую кривую. По этой кривой очень легко определить, какой суммарный процент опрошенных людей выбрал тот или иной фактор.

Рисунок: Кривая АВС-анализа

Эта кривая нам необходима для проведения АВС-анализа. Этот анализ заключается в делении всех выявленных факторов по степени значимости на три основные группы.

Из кривой видно, что группа факторов (назовем ее А в нее включим приблизительно треть имеющихся факторов), включающая в себя продолжительность отдыха, комфортность гостиниц, разнообразие ресторанного меню и составляющая 37,5% от общего числа факторов, производит наибольшее влияние на спрос потребителей – на 60%.

Другая группа факторов (назовем ее В), включающая в себя лечение, комфортность транспорта, экскурсии и составляющих также 37,5% от общего числа факторов, влияет на спрос потребителей на 30%.

Оставшаяся группа факторов (назовем ее С), включающая в себя экскурсии, наличие спортивных мероприятий, близость к морю, составляющие 25% от общего числа факторов, влияет на спрос потребителей не более чем на 10%.

Таким образом мы определили, что первые три фактора (группа А) являются определяющими в формировании понятия туристических услуг.

Следовательно, можно сделать вывод, что воздействие на факторы, входящие в группу А, повлечет за собой развитие туризма в г.Сочи.

Наиболее сильное влияние качества «Продолжительность отдыха». В связи с этим необходимо произвести тщательный анализ для нахождения причин, влияющих на его улучшение или ухудшение.

Задание 2:

Проведите регистрацию событий числа домашних животных у каждого одногруппника при помощи контрольного листка.

Задание 3:

Используйте метод «мозгового штурма»

Примерные ситуации для проведения "мозгового штурма"

Задание 1.

Предложите несколько идей, которые вы реализуете, если вас назначат начальником финансово-экономической службы.

Задание 2.

Действительно ли мужчины способнее женщин в управленческой деятельности? нет, объясните, почему возникло такое мнение. (Приведите максимум примеров.)

Задание 3.

Если нарушитель технологической дисциплины фирмы по производству продукции, ведение которого осуждается в трудовом коллективе, поднялся бы и демонстративно вышел из помещения то какие действия вы предприняли бы и к чему бы они привели?

Задание 4.

Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы сократить число бракованной продукции выпускаемой фирмой?

Задание 5.

Какое применение можно найти для женской пудреницы? (Дайте максимум идей.)