11.1.Основные подходы к учету затрат на качество
Методы определения, планирования и учета затрат на качество являются важной составной частью TQM. Именно поэтому в проекте стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. предусмотрено обязательное определение затрат на качество.
И действительно, система качества, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной, так как мировая практика убедительно свидетельствует, что только организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно. Именно поэтому система качества, игнорирующая экономические аспекты управления, - это "хромая" система.
Однако изучение опыта показывает, что на многих российских предприятиях, имеющих сертифицированную систему качества, экономические методы управления качеством практически не используются. Это обусловлено в основном следующими двумя причинами:
- первая - сертификация систем качества осуществляется на соответствие стандартам ИСО серии 9000, в которых обязательные требования, связанные с планированием, учетом и анализом затрат на качество, отсутствуют;
- вторая - сложность решения на предприятиях проблемы классификации и обоснования состава статей затрат на качество,
К сожалению, большинство специалистов экономических служб идут по легкому пути, пытаясь приспособить существующую систему учета затрат к учету затрат на качество на основе классификации А. Фейгенбаума. Однако действующая в настоящее время система первичного, оперативного и бухгалтерского учета, решая задачи государственного контроля за деятельностью предприятий, не предусматривает использования информации, необходимой для полного учета затрат на качество. Кроме того, классификация А. Фейгенбаума, по которой все затраты на качество делятся на четыре группы -
- затраты на предупреждение;
- на контроль качества;
- потери от внутренних;
- внешних несоответствий.
Имеет ряд недостатков, о которых неоднократно упоминалось . Поэтому получить достаточное количество данных о затратах на качество, необходимых для принятия управленческих решений, не удается. Вместе с тем именно классификация является основой для формирования состава затрат на качество, а принципы планирования и учета этих затрат тесно связаны с подходами к их классификации.
Классификация затрат
На основе ретроспективного критического анализа существующих классификаций затрат на качество был разработан метод их классификации по видам деятельности . При его использовании каждому виду деятельности, осуществляемой в рамках системы качества, соответствует статья затрат. Это позволяет, сравнив аналогичные элементы затрат на качество, выявить несоответствия между изменением затрат и эффективностью деятельности. Кроме того, накопление данных о затратах идет таким образом, чтобы любое отклонение можно было отнести на ответственное лицо.
В результате фактически осуществляется переход от традиционного способа планирования и учета затрат методом калькуляции к бюджетной форме планирования и учета затрат на качество. Этот переход не является принципиально новым. Почти все зарубежные фирмы и организации используют в своей деятельности финансовое управление, предусматривающее сравнение фактических затрат с бюджетными. В крупных организациях такое управление обычно распространяется на структурные подразделения и отделы. Устанавливаются бюджеты подразделений, руководители которых несут ответственность за то, чтобы произведенные расходы их не превышали.
Таким образом, планировать затраты на качество надо путем составления бюджетов (смет затрат) подразделений предприятия на основе текущих и перспективных планов по качеству, а учет затрат - на основе субсчетов по каждому подразделению.
Естественно, что для каждого предприятия система планирования и учета будет индивидуальной. Однако принципы организации планирования и учета затрат на качество для всех предприятий и организаций должны быть общими.
Принципы планирования затрат:
Основные принципы планирования и учета затрат на качество:
- периодичность;
- взаимосвязь с видами деятельности, реализуемыми в системе качества;
- экономическая значимость затрат;
- децентрализация;
- использование единых планово-учетных единиц измерения;
- достаточность информации;
- преемственность и многократность использования;
- бюджетное (сметное) управление затратами.
Рассмотрим каждый из перечисленных принципов подробнее.
Периодичность в зависимости от сложности продукции, сроков изготовления и других особенностей предприятия может как отражать производственный или коммерческий циклы, так и основываться на календарном плане работы. Обычно периодичность планирования и учета затрат на качество, как и сроки представления планов и отчетов, устанавливаются внутренними документами предприятия и не зависят от периодичности бухгалтерского учета.
Взаимосвязи с видами деятельности, реализуемыми в системе качества, с одной стороны, способствуют тому, что система планирования и учета затрат становится одной из составляющих деятельности предприятия в области качества, а с другой, - позволяют подойти к решению проблем оценки не только затрат на качество, но и эффективности функционирования системы качества, выявления неэффективных видов деятельности, снижению и оптимизации затрат на качество.
Экономическая значимость затрат - принцип, позволяющий рационально сформировать состав затрат на качество. Дело в том, что некоторые категории затрат могут быть настолько незначительны, а организация их учета такой сложной, что можно отказаться от их планирования и учета без особых искажений в общей картине затрат на качество. Однако для исключения возможных ошибок необходимо учитывать по возможности все факторы, обусловленные спецификой производственной деятельности.
В соответствии с принципом децентрализации планирование (а частично и учет) затрат должно осуществляться непосредственно руководителями соответствующих подразделений предприятия. Это позволяет не просто более точно спланировать затраты на качество, но и определять должностные лица, ответственные за их использование. Фактически речь идет о реализации принципа: "Я отвечаю за все, что могу контролировать". В результате практически все работники оказываются не просто вовлечены в экономическую деятельность предприятия, но и непосредственно заинтересованы в получении наилучших финансовых результатов.
Использование единых планово-учетных единиц измерения в планировании и учете затрат на качество обеспечивает прямую и обратную связь между общей сметой затрат по предприятию и сметами конкретных подразделений.
При использовании единых планово-учетных единиц создается реальная возможность разработки системы учета, основанной на взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, а также показателей определения результатов деятельности отдельных структурных подразделений предприятий. На разных уровнях планирования и учета планово-производственные единицы могут быть или детализированы или, напротив, укрупнены. В основе детализации заложен принцип перехода от более крупных единиц на уровне предприятия в целом к более мелким на уровне цеха, участка, отдела. Кроме того, использование единых планово-учетных единиц измерения обеспечивает возможность экономического анализа затрат методом сравнения.
В соответствии с принципом достаточности информации количество показателей, включенных в планы и отчеты, должно быть минимально необходимым, но достаточным для анализа и не требовать дополнительной аналитической обработки.
Соблюдение в процессе планирования, сбора и учета первичных данных принципа преемственности и многократности использования упрощает систему планирования и учета и повышает ее эффективность. При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется, а иногда и дополняется бухгалтерскими данными.
Сущность рассматриваемого принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или произведенных расчетах и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов. Это позволяет создать на предприятии рациональную систему учета затрат на качество сообразно размерам и масштабам производственной деятельности. В результате из минимального количества данных получают достаточное количество информации, необходимой для принятия управленческих решений.
И последний принцип - принцип бюджетного или сметного управления затратами означает, что все описанные выше процедуры могут быть осуществлены только на основе планирования и учета затрат на качество путем составления бюджетов подразделений предприятия (организации). При этом бюджетное планирование и учет затрат выступают, в первую очередь, как средство управления производственной деятельностью в области качества. А управленческий учет не только будет отличаться от традиционного бухгалтерского по форме, но и иметь ряд отличительных признаков, которые необходимо учесть при организации системы планирования и учета затрат на качество. Сравнительная характеристика этих двух видов учета приведена в таблице.
Таблица -Сравнительная характеристика управленческого и бухгалтерского учета затрат
Характеристика | Управленческий учет | Бухгалтерский учет |
Цель учета | Подготовка финансовой информации для должностных лиц организации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений | Сравнение затрат с доходами для определение прибыли |
Форма учета | Произвольная форма, установленная внутренними документами предприятия | Общепринятые формы учета |
Юридические требования | Отсутствуют | Ведется обязательно в соответствии с требованиями законодательства |
Точность учета | Устанавливается руководством и регламентируется внутренними документами | Регламентируется государственными органами |
Частота подачи информации | Регламентируется внутренними документами предприятия | Раз в год (полгода, квартал, месяц) |
Масштаб учета | Охватывает отдельные подразделения предприятия или сферы деятельности в зависимости от коммерческих интересов | Охватывает деятельность предприятия в целом |
Временное соотнесение информации | Информация имеет характер прогноза; информация об уже свершившихся фактах; детальная информация о предполагаемых затратах и доходах | Отчет об уже свершившихся операциях и фактах |
Таким образом, основной задачей бюджетного планирования затрат на качество является распределение ресурсов по видам деятельности, реализуемым в системе качества, и контроль за их использованием со стороны руководителя подразделения и высшего руководства. В этом случае всю деятельность предприятия по реализации и использованию экономических аспектов управления качеством можно разбить на пять этапов:
составление смет затрат на качество в подразделениях;
согласование и утверждение смет затрат на качество предприятия;
ведение учета затрат на качество и контроль за исполнением смет;
проведение анализа причин отклонений от смет затрат на качество;
принятие управленческих решении, направленных на снижение затрат.
В заключение еще раз отметим достоинства описанного подхода.
Использование метода планирования и учета затрат на качество по видам деятельности позволяет руководителю каждого подразделения принять непосредственное участие в экономических процессах деятельности предприятия. Кроме того, обеспечивается оперативный контроль за используемыми ресурсами, появляется реальная возможность выявления неэффективных видов деятельности, снижения и оптимизации затрат на качество без ущерба самому качеству, а также возможность оценки инвестиций в качество и их эффективности.
- Автономная некоммерческая организация
- 1.2. Значение повышения качества 19
- Образовательные результаты:
- Распределение учебного времени для очного отделения, специальности 080507 «Менеджмент организации» Распределение учебного времени для очного отделения
- Распределение учебного времени для заочного отделения
- Учебно-тематический план по дисциплине «управление качеством»
- Программа дисциплины
- 1.2. Значение повышения качества
- 1.3. Качество как объект управления
- 1.4. Эволюция подходов к менеджменту качества
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции План
- 2.1. Государственная система стандартизации
- 2.2. Государственная система сертификации
- Тема 3. Методика оценки качества продукции План
- 3.1.Квалиметрия как наука о количественной оценке качества.
- 3.2.Цель оценки уровня качества продукции
- 3.3.Методы определения значений показателей качества продукции
- 3.4.Методы оценки уровня качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов План
- 4.1.Контроль качества продукции, его виды
- 4.2.Контрольные испытания готовой продукции
- 4.3.Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством
- 4.4.Новые инструменты управления качеством
- 4.5. Новые инструменты контроля качества продукции.
- 4.6. Статистический приемочный контроль качества продукции.
- 4.7.Организация контроля качества продукции
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг План
- 5.1.Понятие сертификации продукции
- 5.2.Преимущества сертификации продукции
- 5.3.Этапы проведения сертификации системы качеств
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы План
- 6.1.Сущность стандартизации
- 6.2.История развития стандартизации
- 6.3.Стандарты, их виды и объекты стандартизации
- 6.4.Экономическая эффективность стандартизации
- 6.5.Технические условия
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации План
- 7.1. Система стандартизации в России
- 7.2. Виды стандартов и их характеристика
- 7.3.Порядок разработки стандартов рф и Государственный надзор за стандартами
- 7.4.Система стандартов технической подготовки производства
- 7.5 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ескк тэи)
- 7.6. Международная стандартизация
- 7.7. Региональные организации по стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии План
- 8.1.Сущность метрологии как науки об измерениях.
- 8.2.Основы технических измерений
- 8.3.Основной постулат метрологии. Порядок проведения измерений
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений План
- 9.1.Базовые стандарты
- 9.2.Метрологическая служба
- 9.3.Калибровка средств измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции План
- 10.1. Особенности управления качеством продукции качества продукции
- 10.2. Факторы и условия, влияющие на обеспечение
- 10.3. Системы менеджмента качества
- 10.4. Международные стандарты на системы менеджмента качества
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции План
- 11.1.Основные подходы к учету затрат на качество
- 11.2. Концепция всеобщего блага для общества
- 11.3. Оценка затрат, связанных с качеством, по модели paf
- 11.4. Модель стоимости процесса
- 11.5. Представление и использование информации о затратах, связанных с качеством
- 11.6. Экономия затрат, связанных с качеством
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции План
- 12.1.Организация управления качеством продукции за рубежом
- 12.2.Кружки качества
- Практические занятия по дисциплине
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Сущность качества и управления им
- Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
- Тема 3. Методика оценки качества продукции
- Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
- Тема 5. Сертификации продукции и услуг
- Тема 6. Общая характеристика стандартизации и ее методические основы
- Тема 7. Государственная система стандартизации и межотраслевые системы стандартизации
- Тема 8. Понятие и характеристика метрологии
- Тема 9. Государственная система обеспечения единства измерений
- Тема 10. Система управления качеством продукции
- Тема 11. Взаимосвязь качества и цены продукции
- Тема 12. Международный опыт обеспечения качества продукции
- Вопросы к экзамену
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы