1. Организационная культура предприятия и ее структура
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей между собой и со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых смыслов, символов, ценностей, убеждений, образцов и норм поведения общества в целом или присущих определенной группе людей. Можно сказать, что культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой.
С позиций стратегического анализа культура рассматривается как процесс становления и функционирования духовной основы жизнедеятельности организации. Истолкование организационной культуры как процесса предполагает рассмотрение организации как определенного способа постановки и ведения дела. С этих позиций организационную культуру можно охарактеризовать как специфическую, характерную для данной организации систему связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способа постановки и ведения дела.
Содержание организационной культуры вырабатывается в ходе практической деятельности, связей, взаимодействий и отношений, как ответ на запросы, ставящиеся перед организацией внешней и внутренней средой. Это содержание действует достаточно долго, если оно прошло испытание временем. Но для каждого конкретного члена организации оно существует как нечто данное. Таким образом, культура предприятия выражает определенные коллективные представления о целях и способах деятельности данного предприятия.
Культура предприятия - это также система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами. Это означает, что на предприятия каждый работник связан общим взглядом на то, что представляет собой данное предприятие, какова его экономическая и социальная роль, какое место оно занимает по отношению к своим конкурентам, о его обязательствах перед клиентами, о его персонале, акционерах и т. д.
Помимо формирования этих общих взглядов культура предприятия обеспечивает встречу коллективных и индивидуальных интересов. В формах организационной культуры каждый сотрудник предприятия осознает свою роль в его системе, то, что от него ждут и как наилучшим образом он может ответить на эти ожидания. В свою очередь, каждый знает, что он может ждать от предприятия, если будет плодотворно выполнять свою миссию. Наконец, каждый знает или чувствует, что в случае неконформисткого поведения, если он нарушит писаные или неписаные нормы предприятия, то будет наказан и что эта угроза исходит не только от руководства, но и от его товарищей. Таким образом, культура предприятия мобилизует энергию его членов и направляет на достижение целей предприятия.
Организационная культура включает следующие компоненты:
1. Убеждения – представления работника о том, что является правильным в организации.
2. Ценности, доминирующие в организации. Организационные ценности — это предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Выделяют общие и внутренние ценности организации.
Общие организационные ценности:
1. Цели организации, т.к. организация нуждается в постоянном подкреплении из внешней среды актуальности своего предназначения.
2. Заказчик, долговременные устойчивые отношения с этим заказчиком.
3. Максимальная экономическая эффективность, получение прибыли.
4. Количественный и качественный уровень социальной политики предприятия.
Внутриорганизационные ценности:
1. Дисциплина. Порядок в организации поддерживается трудным поведением работников, соблюдением ими трудовой и технологической дисциплины. Сюда же относится и такая черта трудового поведения, как исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусные обязанностей, стабильность поведения как отдельного работника, так и целых коллективов.
2. Новаторство, инициативность, творческие наклонности. У организаций есть потребность во внедрения новшеств, в изменении структуры, технологий, отношении, функций. Разнообразные инновации также широко признаются необходимой организационной ценностью.
3. Личная преданность, конформизм, послушание и т. д. Руководители иногда на словах очень высоко ценят новаторство, инициативу, но у своих подчиненных отдают предпочтение таким качествам, как личная преданность, конформизм, послушание и т. д. Следовательно, и эти качества следует рассматривать как внутриорганизационные ценности.
На каждом предприятии эти ценности имеют свои модификации: эти модификации могут проявляться в расстановке различных акцентов, а некоторые из этих ценностей приобретают на данном предприятии характер важнейших принципов. Формирование ключевых ценностей, или принципов деятельности предприятия, имеет своей главной целью создать в окружающей среде и в глазах сотрудников предприятия его определенный образ, или, как принято сейчас выражаться, «имидж предприятия».
Эти принципы громогласно провозглашаются в речах основателей или президентов компании, различного рода информационных документах, включая и рекламные ролики, вывески, табло и т.д.. Эти принципы, объединенные в систему, определяются как «кредо» предприятия, его «символ веры». Совокупность таких принципов зачастую называется «философией» данной организации.
3. Нормы поведения – неписанные правила поведения, подсказывающие людям, как себя вести и что от них ожидается. Нормы отражают такие моменты в деятельности организаций, как: отношения руководитель – подчиненный, честность и соблюдение законодательства, поведение при конфликтах интересов, политическая деятельность внутри организации и т.д.
4. Поведение – ежедневные действия, которые люди совершают в процессе работы и в связи со своей работой при взаимодействии с другими (ритуалы, церемонии, язык, используемый в общении).
5. Психологический климат – устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности. Климат в организации – это то, что люди воспринимают как культуру, существующую в их организации, что они думают в связи с ней.
Таким образом, организационная культура – это совокупность ценностей, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения.
Методы формирования и поддержания организационной культуры:
1. Привлечение внимания работников к определенным объектам и предметам.
2. Моделирование ролей, обучение и тренировка персонала.
3. Создание критериев вознаграждений и стимулирования позиций в организации.
4. Создание определенных критериев кадровой политики: критерии принятия на работу, продвижения и увольнения.
5. Формирования собственного стиля управления кризисом или конфликтом.
6. Формирование символики и обрядности в организации.
7. Контроль в организации.
Культура организации складывается годами и постоянно совершенствуется. Формирование и развитие культуры может осуществляться как естественным путем, когда на основе изучения наилучшего прошлого и настоящего опыта поддерживаются наиболее оптимальные культурные традиции, так и путем силового внедрения. Любые изменения в культуре организации оказывают существенное влияние на эффективность ее деятельности.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48