3. Характеристика управленческих способностей
Управленческие способности личности представляют особый интерес при изучении участия личности в управленческой деятельности. Управленческие способности можно условно разделить на три группы: управленческие (менеджерские) способности, функционально-деятельностные, структурно-психологические.
Управленческие (менеджерские) способности – это те свойства индивида, которые проявляются через функции способностей, но не являются способностями в строгом смысле слова, но они важны для успеха в управленческой деятельности. Управленческие способности, в свою очередь, также делятся на три большие группы: биологические, общесоциальные и личностные качества.
Биологические качества: возраст, пол, здоровье, темперамент.
Общесоциальные качества: культурно-образовательный уровень, социально-экономический статус.
Личностные качества:
1) доминантность (дословно – господство, преобладание, влияние) - черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле.
2) Уверенность является стабилизатором личных усилий – индивидуальной деятельности руководителя.
3) Стремление к достижениям и предприимчивость.
4) Ответственность и надежность.
5) Независимость личности.
6) Эмоциональность.
7) Стабильность, стрессоустойчивость
8) Способность создавать новые идеи.
9) Общительность, социабельность, коммуникабельность и т.д.
Функционально-деятельностные способности включают только те свойства психики и качества личности, которые напрямую и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность. Выделяют две подгруппы способностей: общеуправленческие способности и частные управленческие способности.
1) Общеуправленческие способности, их необходимость обусловлена содержанием управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности.
а) Психологическая избирательность. Она проявляется в нескольких личностных и поведенческих индикаторах. Это повторяющиеся факты быстрого и точного отражения психологических особенностей других людей, способность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека, склонность к социологическому и психологическому анализу, объяснению поведения других людей и своего собственного.
б) Практический психологический ум. Это адекватное распределение обязанностей в коллективе с учетом индивидуальных особенностей людей, высокая обучаемость, учет взаимоотношений людей, способность стимулировать мотивы и т.д.
в) Психологический такт проявляется в чувстве меры во взаимоотношениях с людьми, в речевой адаптации к разным людям, чуткости, внимательности, простоте, естественности в общении, чувстве справедливости, объективности подхода к подчиненным и.д.
г) Общественная энергичность - эмоциональное воздействие проявляющееся в интонации, ударениях, паузах, логическая убедительность воздействия словом и делом, уверенность в своих силах, способность правильно и быстро выбрать момент решающего воздействия и т.д.
д) Требовательность - смелость предъявления требований, категоричность, самостоятельность, гибкость требований.
е) Критичность - умение выявить недостатки, прямота и смелость критики, ее логичность и аргументированность, доброжелательность критики.
2) частные управленческие способности обеспечивают эффективное выполнение отдельных управленческих функций:
- склонность к организаторской деятельности
- склонность к целеполаганию
- склонность к прогнозированию
-склонность к планированию
- склонность к принятию управленческих решений
- коммуникативные способности
- мотивирующие способности
- способности контроля
- способность разбираться в людях
- профессиональная компетентность руководителя.
Структурно-психологические характеристики также делят на две подгруппы: общие и специальные способности.
Общие способности необходимы для многих видов деятельности, однако для управленческой деятельности важна развитость основных психических процессов. К числу общих способностей относят: интеллект, креативность, обучаемость, рефлективность, активность, саморегуляция.
Специальные способности: память (долговременная и оперативная), мыслительные способности, воля, ощущение, представления, внимание, воображение.
Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. P.M. Стогдилл (США) обобщил результаты 163 работ, пытаясь установить наличие и характер зависимости между отдельными чертами и успехом руководителя.
Индивидуальные качества руководителя он объединил в шесть групп:
1) физические характеристики;
2) социальное происхождение;
3) способности - интеллект, рассудительность, знания, умение выражать свои мысли;
4) личные особенности - приспособляемость, доминирование, независимость, оригинальность, уверенность в себе;
5) отношение к задачам - трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи;
6) социальные способности и навыки - готовность к кооперации с другими, популярность,
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое личность?
2. Чем определяется структура личности?
3. Что такое личностный потенциал работника? Какова его структура?
4. Какие факторы влияют на уровень притязаний личности?
5. Дайте характеристику управленческим способностям личности.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48