3. Социально-психологический климат
Для интегральной характеристики коллектива в последнее время все чаще используется понятие «социально-психологический климат». Социально-психологический климат коллектива - психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознанности. Социально-психологический климат – это эмоциональный настрой коллектива, отражающий взаимоотношения между работниками как по вертикали, так и по горизонтали, это внутреннее состояние коллектива, сформировавшееся как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимоотношений.
Благоприятный социально-психологический климат характеризуется преобладанием и устойчивостью атмосферы взаимного понимания, расположения, симпатии, доверия, теплоты межличностных отношений; предрасположенностью к восприятию советов и замечаний и т.д. Ему соответствует настроение духовного подъема, жизнерадостности, готовности к коллективным полезным действиям.
Критерии благоприятного социально-психологического климата в коллективе:
1) понимание коллективных целей, совпадение ценностных ориентации у всех членов коллектива;
2) оптимистическое настроение, преобладающее в коллективе;
3) инициативное отношение членов коллектива к выполняемым обязанностям;
4) высокий уровень развития отношений взаимной ответственности, требовательности;
5) низкий уровень конфликтности в межличностных отношениях, минимум или отсутствие нарушений трудовой дисциплины;
6) непринужденность атмосферы, доброжелательность критики и т.д.
Основные факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива:
1. Воздействия со стороны макросреды:
- характерные особенности современного этапа социально-экономического развития страны;
- деятельность организаций, руководящих данным промышленным предприятием, его органов управления и самоуправления, общественных организаций;
- связи предприятия с городскими и районными организациями.
2. Воздействия со стороны микросреды:
- предметно-вещная сфера деятельности первичного коллектива;
- сугубо социально-психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними);
- стиль руководства коллективом;
- уровень психологической совместимости членов коллектива).
Социально-психологический климат коллектива проявляется в трех показателях: уровне сплоченности, идентификации личности с коллективом, уровне удовлетворенности работника своим трудом.
Существуют пять типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно-различающихся с точки зрения социально-психологического климата.
1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегируя своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него – сохранить свою должность.
2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты. Такого руководителя называют «Либерал».
3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется. Тип руководителя — «Диктатор».
4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством. Тип руководителя— «Манипулятор».
5. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединить деловитость и человечность на всех уровнях отношений. Тип руководителя - «Организатор».
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое «коллектив»?
2. Перечислите обязательные признаки коллектива.
3. Какие факторы влияют на структуру коллектива?
4. Каков набор групповых ролей в коллективе?
5. Дайте характеристику социально-психологическому климату коллектива.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48