1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
Эффективность управления, как и всей деятельности организации, в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. Ни одна организация не может существовать и функционировать в качестве изолированного "острова в себе". Каждая организация зависит от окружающей социальной среды как в отношении привлечения кадров, так и в отношении всех остальных своих ресурсов (материальных, финансовых, духовных и др.) и, наконец, в отношении потребителей, пользователей результатов ее деятельности, будь это товары, услуги, идеи, знания, верования и т.п.
Как правило, члены организации одновременно входят в состав и других организаций, интересы которых оказывают значительное, иногда даже решающее влияние на поведение членов организации. Одна из характеристик организаций связана с тем, что в деятельность всех организаций ее члены включены лишь частично. Точно так же только немногие организации способны создавать собственные технологии.
Среда – это совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект. Внешняя социальная среда – это совокупность объективных фактов, окружающих индивида или организацию и влияющих на формирование и деятельность личности или организации.
По отношению к объекту рассмотрения среда может быть внешней и внутренней. Деление среды управления на внутреннюю и внешнюю субъективно, зависит от целей руководителя, наличных ресурсов. Внутренняя среда управления – система взаимосвязей субъекта и объекта управления, а также внутренние свойства, определяемые спецификой конкретной социальной системы.
Структура внешнего окружения организации делится на четыре уровня:
1. Ближний уровень организации включает в себя те компоненты внешней среды, которые оказывают наибольшее воздействие на деятельность организации и частично входят в структурные единицы организации и напрямую участвуют в протекающих в ней процессах. Это владельцы собственности в организации, ее акционеры, члены попечительского совета, инвесторы и т.д.
2. Рыночный уровень, структурные единицы которого непосредственно участвуют в обмене ресурсами с внешним окружением: банки, партнеры, поставщики, заказчики, аналитические центры, юридические консультации, рекламные агентства, ПР- агентства, консультационные фирмы, учебные центры, конкуренты, потребители.
3. Институциональный уровень включает в себя те структурные единицы внешней среды, которые могут оказывать воздействие на различные компоненты организации нерыночными методами. Составляющие институционального уровня организации весьма разнообразны: налоговые службы, суды, в том числе арбитражные, государственные комиссии и комитеты контроля, учреждения Министерства внутренних дел; правительственные и муниципальные учреждения, реализующие исполнительные функции; они влияют на деятельность организации через конкретные властные решения, что может привести, в частности, к ликвидации организации и роспуску организационных структур; законодательные государственные и местные учреждения (Государственная Дума, местные законодательные собрания и пр.); охранные организации, которые включают в себя государственные и частные службы охраны учреждений и отдельных лиц; общественные движения: за равноправие женщин, в защиту окружающей среды, ветеранов, реформаторские движения и т.д.; средства массовой информации; общественность - совокупность самых широких слоев общества.
4. Общий (фоновый) уровень внешней среды включает в себя:
1) технические достижения, принятые и освоенные в данном обществе, и возможности их реализации в конкретной организации;
2) уровень накопленных знаний, выраженных в научных работах и публикациях, использованных в конкретных методиках;
3) образовательный уровень, сказывающийся на деятельности организации при подборе, расстановке и функционировании персонала;
4) степень развития социальных ценностей, символизирующая порядок в обществе и степень принятия культурных образцов;
5) уровень доминирующей культуры всего общества;
6) совокупность установок общественности в отношении потребления продуктов и возможности этого потребления;
7) степень восприятия законов и контроля со стороны государственных органов;
8) развитие коммуникаций в обществе.
Для того, чтобы влияние внешней социальной среды на жизнедеятельность организации можно было выявить более четко и точно, все факторы этой среды подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает в себя факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе обратное прямое влияние операций, осуществляемых организацией.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, политические трансформации, социокультурные изменения, влияние групповых интересов, существенные для организации события в других регионах и странах. Все эти факторы в своей совокупности составляют многогранную, взаимосвязанную в своих компонентах систему влияния внешней среды на организацию.
Факторы, влияющие на внешнюю социальную среду организации:
1) экономические условия;
2) социальная структура общества;
3) система образования и подготовки кадров;
4) психологическое состояние населения;
5) технологические системы различных видов деятельности.
Разновидности среды управления:
1. Инертная среда - объект не реагирует на действия субъекта управления, не поддерживает и не сопротивляется ему.
2. Нейтральная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия.
3. Оптимальная среда управления – согласованность, однонаправленность или дополняемость целей. Объект активно реагирует на все действия субъекта, принимая к мнению те из них, которые соответствуют его внутренним качествам и, отвергая те из них, которые не соответствуют. Объект и субъект становятся равноправными партнерами и стремятся к субъект-субъектным отношениям. Состояние такой среды чрезвычайно желательно для любого управленца.
4. Агрессивная среда управления - объект активно сопротивляется всем действиям субъекта, не принимая ни одно из них. Достижение цели управленческого действия либо затруднено, либо невозможно в связи с несоответствием этой цели внутренним свойствам объекта управления. Объект отторгает чуждую для него цель. Такое состояние социальной среды, разумеется, крайне нежелательно для управленца, но, к сожалению, оно не является редкостью.
Управление в условиях агрессивной среды возможно в трех вариантах:
навязывание чуждой цели, что возможно путем всевозможных обещаний, манипулирования;
отказ от чуждой цели;
передача управления другой управляющей системе.
Причина возникновения агрессивной среды чаще всего носит субъективный характер и зависит, как правило, от особенностей управляющей системы. Но бывают и исключения, когда агрессивность нарастает из-за внешнего раздражителя. Надо отметить, что среда управления никогда не бывает абсолютно однородной, она всегда содержит эти три состояния. Это легко объяснить социальной неоднородностью общества, разнообразием социальных интересов различных социальных слоев и групп. В этой ситуации можно говорить только о степени доминирования того или иного состояния среды.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48