logo
пособиеСУ

2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе

Вся совокупность конкретных действий, осуществляемых людьми по регулированию общественных отношений, может быть названа организационной деятельностью. Организационный тип деятельности охватывает множество конкретных видов труда, которые могут быть распределены на два подтипа. Одним из них является коммуникационная деятельность, задача которой сводится к установлению связей между различными элементами общества, его субъектами (маклеры, посредники, работники и работодатели). Коммуникационная деятельность – товарный обмен, розничная торговля, транспорт, связь. Цели этой деятельности только в установлении необходимых связей, регулировать их она не берется.

Другой подтип организационной деятельности – управление. Обычно считают, что управление возникло только в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к разделению управленческой и исполнительной деятельности. Однако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества в стаде человекообразных обезьян обнаруживаются признаки управления. В стаде управление проявляется на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожаком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программ целесообразного поведения. Такое бессознательное поведение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессознательного (инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получает со временем и научное подкрепление.

Тем самым управление является объективной необходимостью для существования человеческого общества. Элементами социальной системы являются люди, их взаимодействия и отношения, которые всегда требуют регулирования и управления. Прежде всего, для того, чтобы не распался сам механизм общественных связей и отношений, чтобы общество могло функционировать, а человек удовлетворять свои потребности.

В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления. Все это многообразие связано с тем, что управление означает разные вещи для разных людей в разное время.

Управление:

- Функция, вид деятельности по руководству людьми.

- Наука, область человеческого знания, помогающего осуществлять этот вид деятельности.

- Процесс, четыре основных действия или функции, составляют процесс управления: планирование, организация, мотивация (руководство исполнением), контролирование.

– Определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Люди, управляющие организацией.

- Орган или аппарат управления.

- Искусство (практика) выполнения работы.

Несмотря на обилие подходов, главное, на чем сходится большинство исследователей, это то, что основная задача управления – руководство людьми, координация их деятельности для достижения цели. Простое действие, если оно приобретает два основополагающих свойства – наличие цели и совместных действий, требует управления. В самом широком смысле слова управление может быть определено как совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере регулирования социальных отношений.

Ключевое понятие управления – воздействие. В узком значении управление определяется как процесс воздействия субъекта управления на объект для обеспечения его эффективного функционирования и развития. Нас интересует, прежде всего, такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах, или иными словами социальное управление. Социология управления рассматривает социальную составляющую управленческих отношений, в качестве основного объекта своего изучения.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение окружающего мира и преобразование его в интересах людей. Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий труда. Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее социально-психологической регуляции, ее структуры и содержания, средств ее реализации.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирование, прогнозирование, мотивация, принятие решений, контроль). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности. Независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем – социотехническим. Исходя из этого, труд руководителя включает два аспекта: 1) связан с обеспечением технологического процесса, 2) связан с организацией межличностных взаимодействий.

Управленческая деятельность также отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно – сознание и поведение людей. Таким образом, управление регулирует общественные отношения между людьми, их взаимоотношения, укрепляет формальные и неформальные организационные связи, улучшает деятельность создаваемых людьми институтов и организаций.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу общественных явлений и процессов?

2. Дайте определение понятиям: потребность, интерес, социальная связь, социальные отношения, социальная роль, социальный статус.

3. Почему в обществе возникает объективная необходимость в управленческой деятельности?

4. Что представляет собой управленческая деятельность?

5. На каких уровнях общественной жизни осуществляется управление?