Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
Тема 2 Социальная природа управления
Тема 3 Система управления как совокупность социальных отношений
Тема 4 Властные отношения в организации
Тема 5 Особенности государственного управления как особого вида управления обществом
Тема 6 Муниципальное управление как система общественных отношений
II СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ
Тема 7 Личность в системе управления
Тема 8 Социальные позиции и роли личности в управлении
Тема 9 Руководство и лидерство в управлении
Тема 10 Поведение человека в организации и типы сотрудников
Тема 11 Группы в организациях
Тема 12 Основные характеристики коллектива, его формирование и управление
III СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 13 Социальные технологии и методы управления
Тема 14 Особенности и механизмы управленческого общения
Тема 15 Манипулирование
Тема 16 Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
Тема 17 Организационная культура и применение контроля в управлении организацией
Тема 18 Внутренняя и внешняя социальная среда управления
I СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ
Тема 1. Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
Основные понятия
Этапы развития социальных знаний в управлении. Объект, его особенности, предмет социологии управления. Место социологии управления среди других социальных наук. Проблемы изучения социологии управления. Цель и задачи исследований социологии управления. Методы исследований социологии управления. Задачи и функции социологии управления.
План лекции:
1. Объективные предпосылки возникновения социологии управления
2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
1. Объективные предпосылки возникновения социологии управления
Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Столь же широко известно, что неотъемлемым атрибутом любой системы – биологической, технической или социальной – является управление. Управление обеспечивает сохранение и развитие системы, упорядочение ее структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение цели системы. Данные обстоятельства являются объективными предпосылками возникновения науки, которая бы изучала особенности управления, управленческих процессах в обществе, в социальной сфере. Такой наукой является социология управления.
Изложение содержания любой науки принято начинать с определения ее объекта, предмета, а также задач, которые она призвана решать в обществе. Иными словами, обозначить, что мы будем изучать, рассматривать, о чем будем говорить. Под объектом исследования, объектом науки обычно понимают определенную часть природного или социального мира, которую она рассматривает, как правило, под определенным, только ей присущим углом зрения. Это направление взгляда, угол зрения обычно и называют предметом науки.
Социология управления появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Еще до появления в научном лексиконе понятия «социология» в фокусе научных интересов оказались вопросы социального развития и общественного устройства. Начиная с философских – о природе человеческого общества, о роли сознательной активности человека в создании социальных институтов, о возможности управления общественным развитием в принципе и методах этого управления – и заканчивая вопросами практического управления людьми и их организациями.
Социологию управления можно считать историческим результатом развития общей социологии. Накопление суммы социологических знаний о различных сферах и сторонах общественной жизни и деятельности позволило и потребовало разукрупнить общую социологию. Социальный заказ на более глубокое изучение отдельных экономически или политически особо значимых вопросов породил к жизни социологию труда, экономическую социологию, социологию политики, социологию семьи и т.д. Все они изучают определенные общие аспекты человеческих отношений, но один и тот же человек на производстве и в семье выступает с разных позиций, играет разные социальные роли, что делает важными для него в разное время разные группы социальных законов и закономерностей.
В рамках социологии управления увеличивается возможность рассмотреть уже изученные явления в новом, более прикладном аспекте: как влияют те или иные социальные феномены на эффективность управленческой политики, как руководителю обратить на пользу те социальные ограничения, что при обычных условиях стали бы ему препятствием. Всякий раз при рассмотрении уже известных характеристик личности или социальной общности главное внимание в социологии управления уделяется их значимости именно с позиций управления, управленческой деятельности. Иными словами, социология управления позволяет увидеть управление глазами социолога.
Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф.Тейлором, А. Файолем, М.Вебером, Г.Фордом, Г.Эмерсоном, Э.Мэйо, Р.Мертоном и др. крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями. Наиболее четкое выражение социология и психология управления и организаций получила в начале 20 века в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера, «науки администрирования» А.Файоля. Сначала развитие шло по пути жесткого рационализма в управлении. Но технократические иллюзии стали развеиваться уже в 30-е годы, когда выяснилось, что во многих случаях рационализм не лучший путь повышения эффективности деятельности людей и организаций.
Поэтому рационализм стал уступать место другому критерию – поведенческому, основанному на знании фундаментальных положений социологии и психологии субъектов экономической деятельности. Благодаря этому знанию стало возможно углубленное понимание реальной сути управления в организациях и более крупных социальных системах. Появились такие понятия как участие работников в управлении, лидерство, имидж руководителя, личностный рост, личность в организации. Увидев возможность непосредственного обращения к человеку, управление стало социологизироваться, а социология – специализироваться. Социология часто стала рассматриваться как необходимая составная часть этой науки.
Активное использование в управлении системного подхода обусловило дальнейшее усложнение управленческих знаний. В частности более углубленно стали изучаться организации как социальные системы, активно взаимодействующие со своей средой. При этом выяснилось, что в зависимости от типа среды могут эффективно работать как бюрократизированные, так и дебюрократизированные системы управления. С этим было связано возникновение на рубеже 70-х годов идеи «ситуационного подхода» к управлению. Можно считать, что эта идея как бы примирила между собой рациональный и поведенческий подходы. Дальнейшее ее развитие (в начале 80-х годов) логически привело к осознанию огромной важности организационной культуры как характеристики, интегрирующей все особенности предприятия (организации) – и системные, и поведенческие.
Социология управления заимствует методологию социальных исследований общей социологии и объект исследования управленческих наук. Как специальный раздел общей социологии, социология управления выделяется в самостоятельную научную дисциплину под воздействием, с одной стороны, социальной значимости управленческих процессов, с другой – накопленным общей социологией объемом знаний в области управления.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48