2. Разновидности организационных отношений
Организационные отношения занимают основное место в системе управленческих отношений. Определенная соподчиненность управленческих связей и отношений между субъектами и объектами управления предстает перед нами как организационная структура управления. В организационной структуре управления обычно выделяют два типа управленческих связей – горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи выражают иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления. Например, президент, администрация президента, областная администрация, городская (районная) администрация. Система вертикальных связей реализуется, как правило, в линейной организационной структуре управления.
Горизонтальные связи характеризуются расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений, они образуют линейную или функциональную организационные структуры управления. Система горизонтальных связей реализуется, как правило, в функциональной организационной структуре управления.
Одновременно организационные отношения выступают и как модели социального управления, различные виды организационной структуры организации: субординация, координация. Вертикальные связи выражают организационные отношения субординации и иерархии. При данном виде отношений осуществляется исполнение. Такая связь характерна для вышестоящих и нижестоящих руководителей и органов управления.
Субординация – это определенная подчиненность и соподчиненность частей структуры, указывающая на особое место и неодинаковое значение каждой из них в системе.
Организационные отношения координации направлены на согласование действий разных органов управления, работников, сопоставление целей и задач разных уровней, ресурсов, форм и методов деятельности, взаимное приспособление для достижения главных целей. Координация является следствием разделения труда по горизонтали. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности. Отношения координации в наибольшей степени проявляются в функциональной и матричной структурах управления.
Координация – это определенная согласованность, пригнанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы.
Каждая организация для успешного функционирования стремится к формализации всей совокупности социальных управленческих отношений, которые складываются между ее различными элементами, иными словами, она стремится к формализации своей структуры. В организациях между ее членами складываются формальные и неформальные отношения, а на их основе формальная и неформальная структура организации.
Неформальные организационные отношения показывают, не как должна работать организация, а как она работает в действительности. Неформальная структура организации – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Таким образом, неформальная организация построена на системе социальных обменов, осуществляемых на межличностном уровне или уровне первичных социальных групп, которые не включены в иерархию формальных связей.
В теории организационного поведения основным управленческим отношением принято считать отношение между руководителем и подчиненными. В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными организационные отношения могут быть представлены в четырех основных разновидностях: бюрократические, патерналистские, фратерналисткие и партнерские отношения.
Разновидности отношений между руководителями и подчиненными:
1. Бюрократические отношения базируются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) и деперсонифицированный характер, ограничены отношениями чисто служебного свойства.
2. Патерналистcкие отношения. При них четко выражена иерархичность отношений, а права хозяина, который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненных требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику. Хозяин бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успех дела или возможные провалы – общая. Хозяин строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки.
3. Фратерналистские отношения. Иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует скорее на роль лидера, а не начальника или хозяина. Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя, так и рядовых работников. Любой успех рассматривается как общая заслуга всего коллектива. Любой провал – как общая для всех членов коллектива – беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.
4. Партнерские отношения. Иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель не вмешивается в них, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должные понимать смысл выполняемых решений и выполнять их в процессе самостоятельной работы.
Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий, отношения между сотрудниками деперсонифицированы и переведены на служебно-контрактную основу. Партнерство отличается демократизмом – самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы особенности осуществления управленческого взаимодействия?
2. Какие виды социальных отношений существуют в управлении?
3. В чем состоит основное управленческое отношение?
4. Охарактеризуйте модели управления: субординацию, координацию.
5. Опишите различные варианты взаимосвязи между руководителем и подчиненным.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48