logo
пособиеСУ

2. Разновидности организационных отношений

Организационные отношения занимают основное место в системе управленческих отношений. Определенная соподчиненность управленческих связей и отношений между субъектами и объектами управления предстает перед нами как организационная структура управления. В организационной структуре управления обычно выделяют два типа управленческих связей горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи выражают иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления. Например, президент, администрация президента, областная администрация, городская (районная) администрация. Система вертикальных связей реализуется, как правило, в линейной организационной структуре управления.

Горизонтальные связи характеризуются расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений, они образуют линейную или функциональную организационные структуры управления. Система горизонтальных связей реализуется, как правило, в функциональной организационной структуре управления.

Одновременно организационные отношения выступают и как модели социального управления, различные виды организационной структуры организации: субординация, координация. Вертикальные связи выражают организационные отношения субординации и иерархии. При данном виде отношений осуществляется исполнение. Такая связь характерна для вышестоящих и нижестоящих руководителей и органов управления.

Субординация – это определенная подчиненность и соподчиненность частей структуры, указывающая на особое место и неодинаковое значение каждой из них в системе.

Организационные отношения координации направлены на согласование действий разных органов управления, работников, сопоставление целей и задач разных уровней, ресурсов, форм и методов деятельности, взаимное приспособление для достижения главных целей. Координация является следствием разделения труда по горизонтали. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности. Отношения координации в наибольшей степени проявляются в функциональной и матричной структурах управления.

Координация – это определенная согласованность, пригнанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы.

Каждая организация для успешного функционирования стремится к формализации всей совокупности социальных управленческих отношений, которые складываются между ее различными элементами, иными словами, она стремится к формализации своей структуры. В организациях между ее членами складываются формальные и неформальные отношения, а на их основе формальная и неформальная структура организации.

Неформальные организационные отношения показывают, не как должна работать организация, а как она работает в действительности. Неформальная структура организации – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Таким образом, неформальная организация построена на системе социальных обменов, осуществляемых на межличностном уровне или уровне первичных социальных групп, которые не включены в иерархию формальных связей.

В теории организационного поведения основным управленческим отношением принято считать отношение между руководителем и подчиненными. В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными организационные отношения могут быть представлены в четырех основных разновидностях: бюрократические, патерналистские, фратерналисткие и партнерские отношения.

Разновидности отношений между руководителями и подчиненными:

1. Бюрократические отношения базируются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) и деперсонифицированный характер, ограничены отношениями чисто служебного свойства.

2. Патерналистcкие отношения. При них четко выражена иерархичность отношений, а права хозяина, который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненных требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику. Хозяин бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успех дела или возможные провалы – общая. Хозяин строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки.

3. Фратерналистские отношения. Иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует скорее на роль лидера, а не начальника или хозяина. Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя, так и рядовых работников. Любой успех рассматривается как общая заслуга всего коллектива. Любой провал – как общая для всех членов коллектива – беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.

4. Партнерские отношения. Иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель не вмешивается в них, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должные понимать смысл выполняемых решений и выполнять их в процессе самостоятельной работы.

Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий, отношения между сотрудниками деперсонифицированы и переведены на служебно-контрактную основу. Партнерство отличается демократизмом – самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы особенности осуществления управленческого взаимодействия?

2. Какие виды социальных отношений существуют в управлении?

3. В чем состоит основное управленческое отношение?

4. Охарактеризуйте модели управления: субординацию, координацию.

5. Опишите различные варианты взаимосвязи между руководителем и подчиненным.