logo
пособиеСУ

2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления

Объектом социологии управления являются социальные отношения в процессе управления, складывающиеся в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях).

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование социальных отношений в процессах управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления дает возможность сформулировать определение и самой этой специфической отрасли социологического знания.

Социология управления – специальная социологическая теория, изучающая социальные отношения в процессе управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом.

Наиболее близкими социологии управления науками являются социология труда и социология организаций. Социология организаций в широком смысле учитывает все сформировавшиеся или формирующиеся институты общества. Анализ особенностей функционирования различных организаций в разнообразных условиях позволяет выявить общие закономерности и законы их развития, определить существенные взаимосвязи и значимые факторы. Знание принципов функционирования организаций позволяет сформулировать правила управления ими.

Труд, деятельность предполагает управление, а управление коллективом является важным разделом социологии труда. Социология труда, изучающая отношение людей к труду, способы стимулирования, влияние содержания труда на развитие личности дает ценный материал при решении проблемы согласования интересов каждого работника с руководящими целями коллектива.

Социология профессий дает сведения о функциональной структуре организаций, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности.

Социальная психология помогает лучше понять такие элементы правления, как стиль руководства, коллегиальность принятия решений, конфликтные ситуации.

Социология управления также учитывает выводы общей теории управления о законах и закономерностях развития управленческих процессов, используются знания естественных наук о природе человека. Экономика, теория систем, правоведение и, конечно, менеджмент тоже решают проблемы управления. Эти науки дают многообразную формацию о предмете самих социальных отношений, их организации, методах управления, применяемых в обществе.

Существо любой науки также может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Социология управления рассматривает такие проблемы как: организационная культура, система власти и отношения руководства-подчинения, социальная структура организации, взаимосвязь формальной и неформальной структур, формирование групп в системе управления по социологическим признакам, соединение личных, групповых, общеорганизационных целей, оценка руководителей, организационные конфликты, адаптация персонала, управленческое консультирование, социальное планирование и т.д.

Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Использует весь методический и исследовательский аппарат социологии, социальной психологии, различных управленческих дисциплин. Конечной целью исследований, проводимых в рамках социологии управления, является совершенствование и оптимизация социальных отношений, связанных с управлением.

Методы исследований, применяемые в социологии управления:

  1. комплексный системный анализ управленческой деятельности;

  2. метод структурно-функционального анализа, согласно которому каждая социальная структура понимается через анализ выполняемых ею функций.

  3. Группа методов, обеспечивающих эмпирическую достоверность гипотез и предположения – это методы сбора и обработки информации.

  4. Организационно-структурный предполагает познание организации через ее структуру.

  5. Социотехнический – через требования технологии ее деятельности.

  6. Коммуникационный – через систему образующихся между ее членами связей.

  7. Инновационный – через ее развитие.

Основные параметры, определение которых составляет задачи исследования в социологии управления, рассматривают свойства и характеристики человека и общества как субъектов социальных отношений; определяемые ими законы и закономерности развития самих социальных отношений; возможности использования выявленных закономерностей в решении социально значимых задач.

В задачи социологии управления, как науки и как сферы практической деятельности, входят:

1) познание социальных законов управления;

2) организация управления на основании выявленных социальных законов.

Основные функции социологии управления:

  1. Познавательная. Ее цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п.

  2. Оценочная. Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основными тенденциями этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

  3. Прогностическая. Направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

  4. Образовательная (обучающая). Сущность в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах управления.

  5. Инновационная – служить средством совершенствования системы управления: вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления.

Вопросы для самопроверки:

1. Покажите необходимость и целесообразность выделения социологии управления в качестве самостоятельной научной дисциплины.

2. Дайте определение науки «Социология управления», охарактеризуйте ее объект и предмет.

3. Каковы основные проблемы, направления, задачи и функции социологии управления.

4. Покажите место социологии управления среди социальных и управленческих дисциплин.

5. Какие методы исследований применяются в социологии управления.