2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
Объектом социологии управления являются социальные отношения в процессе управления, складывающиеся в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях).
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование социальных отношений в процессах управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.
Вычленение объекта и предмета социологии управления дает возможность сформулировать определение и самой этой специфической отрасли социологического знания.
Социология управления – специальная социологическая теория, изучающая социальные отношения в процессе управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом.
Наиболее близкими социологии управления науками являются социология труда и социология организаций. Социология организаций в широком смысле учитывает все сформировавшиеся или формирующиеся институты общества. Анализ особенностей функционирования различных организаций в разнообразных условиях позволяет выявить общие закономерности и законы их развития, определить существенные взаимосвязи и значимые факторы. Знание принципов функционирования организаций позволяет сформулировать правила управления ими.
Труд, деятельность предполагает управление, а управление коллективом является важным разделом социологии труда. Социология труда, изучающая отношение людей к труду, способы стимулирования, влияние содержания труда на развитие личности дает ценный материал при решении проблемы согласования интересов каждого работника с руководящими целями коллектива.
Социология профессий дает сведения о функциональной структуре организаций, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности.
Социальная психология помогает лучше понять такие элементы правления, как стиль руководства, коллегиальность принятия решений, конфликтные ситуации.
Социология управления также учитывает выводы общей теории управления о законах и закономерностях развития управленческих процессов, используются знания естественных наук о природе человека. Экономика, теория систем, правоведение и, конечно, менеджмент тоже решают проблемы управления. Эти науки дают многообразную формацию о предмете самих социальных отношений, их организации, методах управления, применяемых в обществе.
Существо любой науки также может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Социология управления рассматривает такие проблемы как: организационная культура, система власти и отношения руководства-подчинения, социальная структура организации, взаимосвязь формальной и неформальной структур, формирование групп в системе управления по социологическим признакам, соединение личных, групповых, общеорганизационных целей, оценка руководителей, организационные конфликты, адаптация персонала, управленческое консультирование, социальное планирование и т.д.
Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Использует весь методический и исследовательский аппарат социологии, социальной психологии, различных управленческих дисциплин. Конечной целью исследований, проводимых в рамках социологии управления, является совершенствование и оптимизация социальных отношений, связанных с управлением.
Методы исследований, применяемые в социологии управления:
комплексный системный анализ управленческой деятельности;
метод структурно-функционального анализа, согласно которому каждая социальная структура понимается через анализ выполняемых ею функций.
Группа методов, обеспечивающих эмпирическую достоверность гипотез и предположения – это методы сбора и обработки информации.
Организационно-структурный предполагает познание организации через ее структуру.
Социотехнический – через требования технологии ее деятельности.
Коммуникационный – через систему образующихся между ее членами связей.
Инновационный – через ее развитие.
Основные параметры, определение которых составляет задачи исследования в социологии управления, рассматривают свойства и характеристики человека и общества как субъектов социальных отношений; определяемые ими законы и закономерности развития самих социальных отношений; возможности использования выявленных закономерностей в решении социально значимых задач.
В задачи социологии управления, как науки и как сферы практической деятельности, входят:
1) познание социальных законов управления;
2) организация управления на основании выявленных социальных законов.
Основные функции социологии управления:
Познавательная. Ее цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п.
Оценочная. Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основными тенденциями этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.
Прогностическая. Направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.
Образовательная (обучающая). Сущность в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах управления.
Инновационная – служить средством совершенствования системы управления: вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления.
Вопросы для самопроверки:
1. Покажите необходимость и целесообразность выделения социологии управления в качестве самостоятельной научной дисциплины.
2. Дайте определение науки «Социология управления», охарактеризуйте ее объект и предмет.
3. Каковы основные проблемы, направления, задачи и функции социологии управления.
4. Покажите место социологии управления среди социальных и управленческих дисциплин.
5. Какие методы исследований применяются в социологии управления.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48