1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
В самом обыденном представлении под манипуляцией понимается определённый способ воздействия на поведение человека, с целью это поведение изменить. Но возникает вопрос - любое ли воздействие можно считать манипуляцией? Большинство авторов, описывая феномен манипуляции в различных контекстах, исходят в основном из интуитивного представления о сути манипуляции.
В неметафорическом значении термин "манипуляция" означает сложные виды действий, выполняемые руками (управление рычагами, выполнение медицинских процедур, произвольное обращение с предметами и т.п.) и требующих мастерства и сноровки. Переходной ступенью к метафоре явилось использование термина «манипуляция" применительно к демонстрации фокусов и карточным играм, в которых ценится искусность в проведении ложных отвлекающих приёмов, сокрытии истинных действий, создании обманчивого впечатления или иллюзии.
В метафорическом значении манипуляция может быть определена как акт влияния на людей или управление ими с ловкостью... как скрытое правление или обработка. В переносном значении, то есть тогда, когда объектами действий манипуляции являются уже не вещи, а люди, то манипуляция означает стремление "приручить" другого, "прибрать к рукам", попытку превратить его в послушное орудие, марионетку.
Однако не имело бы смысла называть это манипуляцией, если бы это делалось так явно. Плох тот кукольник, который не способен заставить зрителей забыть, что лица, действующие в пьесе, - всего лишь куклы-марионетки. Плох тот иллюзионист, у которого все уловки на виду. Следовательно, для манипуляции в метафорическом значении важно создатъ иллюзию независимости адресата воздействия от постороннего влияния, самостоятельности принимаемых им решений и выполняемых действий, немаловажны также искусность воздействия, ловкость и сноровка в проведении приёмов.
Метафорическое определение психологической манипуляции в итоге содержит три важнейшие черты: метафору "прибирания к рукам", тщательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия, искусность приема воздействия.
Основные критерии или признаки манипуляции:
1. Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека, группу или общество.
Первый признак определяет родовую принадлежность понятия манипуляция", иными словами, расшифровывается, к какому роду воздействия принадлежит данный феномен. Данный вид воздействия направлен на духовное состояние, внутренний мир индивидов, в результате чего изменяются мысли, намерения человека, его поведение. В определённой степени мысли и поведение человека программируются.
2. При манипуляции один субъект рассматривает другого как средство или помеху к проекту своей деятельности.
Второй признак затрагивает моральную природу (сторону) процесса манипуляции. С высоты собственного "Я" манипулятор превращает другого в "оно", низводит его до уровня "вещей подвластных контролю и управлению".
3. Манипулирование используется для управления и контроля поведением человека, ситуацией с целью получения одностороннего выигрыша.
Третий признак связан с функцией или ролью, которую играет (выполняет) манипуляция. Основная цель любого манипулятора - получить выигрыш, причём выигрыш односторонний. Из сочетаний "я выиграл - он выиграл", "я проиграл - он выиграл", "я выиграл - он проиграл" - лишь последняя пара соответствует манипуляции.
4. Скрытость факта воздействия на человека при манипуляции.
Следует учитывать, что при этом понимается, с одной стороны, сам факт воздействия, с другой - сокрытие или искажение информации о намерении манипулятора. Попытка манипуляции лишь тогда имеет шансы на успех, если факт воздействия не осознаётся адресатом и конечная цель манипулятора ему неизвестна. В противном случае либо попытка окажется безуспешной, либо это будет уже не манипуляция.
5. Существование какого-либо важного преимущества одного партнера по взаимодействию по отношению к другому, использование которого позволяет преодолеть сопротивление партнёра.
Пятый признак связан с характером соотношения партнёров по общению. Преимуществом может быть физическая сила, финансовый достаток, служебное положение профессиональная квалификация, способности, аргументация, навыки общения и т.д.
6. Основным эффектом, который достигается в результате успешного манипулирования, является изменение мотивации человека, на которого оказывается воздействие.
Шестой признак является как бы системообразующим. Человека побуждают делать то, о чем он и не предполагал, навязывают чьё-либо желание, новые цели, которых адресат воздействия не имел. Манипулирование – реализация корыстных интересов одного человека в отношении другого.
Итак, манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определённых действий.
Психологические причины, вынуждающие человека прибегнуть к манипуляциям:
1) недоверие и неуверенность в себе. Человек не доверяет себе, своим способностям, другим и для обретения уверенности ищет «ниточки», при помощи которых будет управлять окружающими как марионетками;
2) жажда власти как альтернативы любви. Любовь - результат огромной и непрестанной духовной работы, избегая которой манипулятор вынужден добиваться абсолютной власти. Истинно любящий пойдет на все вплоть до самопожертвования во имя своей любви. Именно такой готовности жаждет властитель от своих подданных. Манипулятор очень любит управлять, но, в соответствии с психическим законом компенсации, чем сильнее в нем это желание, тем острее потребность быть управляемым кем-то;
3) риск и неопределенность. Зависимость от превратностей судьбы формирует философию видимого безразличия к этим превратностям;
4) боязнь эмоций, интимности и затруднительных положений. Манипулятор относится к людям ритуально, избегая интимности в отношениях и затруднительного положения;
5) жажда одобрения;
6) боязнь ответственности (страх перед наказанием) и непонимание людей.
Манипуляция – один из видов психологической игры, таких целенаправленных воздействий одного человека на другого, когда игрок делает вид, что хочет сделать одно, а делает другое. Как осуществляется манипулятивная игра? Есть два субъекта взаимодействия: Игрок и Жертва. Игрок находит у жертвы слабое место – проблемы, недостатки и т.д., на которое он осуществляет воздействие. Под влиянием воздействия Жертва попадает в ловушку. Игрок совершает ответный удар. Жертва недоумевает, она ждала иного поведения. Игрок получает вознаграждение.
Игра – набор целенаправленных взаимодействий со скрытыми мотивами, которые находятся вне сознания взрослых, явно не проявляются до момента изменения поведения партнера, и приводят к тому, что участники испытывают недоумение и желание обвинить партнера.
Способы защиты от манипуляции:
1. Не показывать своих слабостей. В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей собеседника.
2. Осознать, что вами манипулируют. Признаком манипуляции является чувство неудобства: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится – иначе неудобно.
3. Пассивная защита – игнорировать манипулятивное высказывание.
4. Активная защита – сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим ваше психологическое превосходство.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48