logo
пособиеСУ

2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации

Коммуникационные процессы, используемые в управленческой деятельности, могут иметь различную направленность, протекать в различных формах и разновидностях.

Типы коммуникационных процессов:

1. Межличностные коммуникации. Это такой тип коммуника­ционного взаимодействия, при котором в роли отпра­вителя и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для него характерны непосредственный контакт между субъектами общения, чем определяется ряд особен­ностей данного типа коммуникации, в частности, тесная об­ратная связь, регулирующая процесс общения, множество используемых средств - не только вербальных (словесных), но и невербальных: мимики, жестов и т.п., двухсторонний обмен информацией, происходящий чаще всего в форме диалога.

2. Функционально-ролевые коммуникации, при которых содержание и направленность комму­никации, формы ее выражения определяются ролевыми отношениями партнеров (например: руководитель - под­чиненный, сотрудник - сотрудник и т.п.). Процесс переда­чи сообщения в данном случае ориентирован на достиже­ние определенного результата, например, на выполнение задания, которое поручает руководитель подчиненному. Он является спе­циализированным и безличным.

3. Групповые коммуникации. Это такой тип коммуникационного процес­са, при котором общение происходит между двумя или большим количеством людей определенной социальной группы (территориальной, профессиональной, религиозной и др.) или организации (предприятия, учреждения, фирмы, банка и т.п.) в целях осуществления взаимозависимых действий и решения совместных задач. Такой коммуникаци­онный процесс может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной или ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации всех членов данной группы или организации.

4. Межгрупповая коммуникация. Это такой тип коммуника­ционного взаимодействия, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя или большим ко­личеством социальных групп и организаций в целях коор­динации и осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу. Межгрупповая коммуникация способна содействовать сближению позиций двух или большего количества групп, усилению внутригруппового единства, межгрупповой солидарности, либо, напротив, приводить к размежеванию интересов и позиций различ­ных групп и организаций.

5. Массовая коммуникация. Это такой тип коммуникационных процес­сов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают боль­шие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них вы­ступают средства массовой информации - пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение. Главная особенность массовой коммуникации заключается в соединении институционально организованного, четко управляе­мого производства информации с ее рассредоточенным, массовым распространением (тоже управляемым) и по­треблением.

Выделяют следующие виды коммуникаций:

1) формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;

2) неформальные коммуникации (например, канал распространения слухов);

3) вертикальные (межуровневые) коммуникации - сверху вниз и снизу вверх;

4) горизонтальные коммуникации - обмен информацией между различными отделами для согласования действий;

Успешным коммуникациям часто препятствует непонимание друг друга членами коммуникационного процесса. Причины возникновения проблем коммуникации:

1. Различия в восприятии сообщения и его основной идеи и концепции, что происходит в силу:

- неправильного кодирования сообщения руководителями без учета культуры и установок членов организации (сообщение написано или передано на непонятном языке, содержит много слов, принадлежащих другой субкультуре, или специальных терминов, выбра­на область деятельности или знания, малоизвестная членам организации, и т.д.);

- конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя информации (структурный конфликт такого рода может привести к избирательному восприятию информации ее получателем в зависимости от собственных интересов и потребностей и игнорированию интересов отправителя);

- различных социальных установок членов организаций, различных структур ценностей.

2. Семантические барьеры, возникающие из-за плохо сформулированных сообщений, которые могут приводить к потере информации при передаче получателем, особенно много проблем такого рода порож­дается в многонациональной среде.

3. Невербальные межличностные преграды (жесты, интонации, внутренний смысл и другие формы невербальной символической коммуникации).

4. Неудовлетворительная обратная связь (например, из-за неумения слушать).

Для того чтобы избежать потерь, возникающих из-за недостатков межличностного общения, можно использовать такие приемы:

1) предварительная подготовка к передаче сообщения; например разъяснение основных положений, содержания сообщения;

2) снятие семантических барьеров путем исключения двусмысленности, многозначности понятий;

3) постоянное внимание к невербальной символической коммуникации - тону подаче сообщения, жестам, мимике и т.д.;

4) проявление эмпатии и открытости при общении и передаче сообщений;

5) установление обратной связи, для чего следует: задавать вопросы получателю информации о содержании сообщения и степени его вос­приятия; оценивать невербальную реакцию получателей на сообщение, особенное внимание обращать на жесты, позу и мимику, указывающие на замешательство или непонимание; создавать атмосферу доверия, доброжелательности и готовности обсудить возникающие проблемы с учетом интересов и потребностей получателей информационных сооб­щений.

В целом можно сказать, что наиболее эффективное использование коммуникаций зависит от таких важнейших факторов, как профессионализм руководителей, структура организации и ее характеристики, наличие устойчивых межличностных отношений между членами организации, культура подчиненных, положение организации во внешней среде (закрытость или открытость), компетентность работников.

Вопросы для самопроверки:

1. Какое место занимают коммуникационные процессы в управленческой деятельности?

2. Опишите простую коммуникационную модель с обратной связью.

3. Какие задачи в управлении организацией позволяет решать использование коммуникационной модели с обратной связью?

4.Охарактеризуйте различные формы и разновидности коммуникационных процессов в организациях.

5. Какие проблемы могут возникать в коммуникационном процессе? Какие приемы могут помочь избежать потерь информации?