logo search
Tm_1-15 (1)

119. Сущность и необходимость контроля в управлении

Контроль — четвертая и заключительная функция менеджмента. На практике, при этом, он служит основой планирования на новый отчетный период, уже начавшийся или только начи­нающийся. Объекты, временные интервалы и точные моменты контроля определяются уже на стадии планирования. В процес­се контроля одновременно следует осуществлять активный контроль за достижением промежуточных целей, намеченных на разные отрезки времени, и максимально быстро реагировать на отклонения — как положительные, так и, в особенности, отрицательные.

Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изме­рения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Необходимость контроля обусловлена следующим:

1. Контроль уменьшает неопределенность, характерную для изменчивой внешней среды организации. Планы и организацион­ные структуры - это лишь картины того, каким хотелось бы ви­деть будущее руководству. Множество разнообразных обстоя­тельств может воспрепятствовать реализации целей организа­ции. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на изменения среды, организациям нужен эффективный механизм оценки воздействия на них возможных перемен, которым и является контроль.

2. Контроль предупреждает о возникновении кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуа­ции внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности.

3. Контроль поддерживает сильные стороны организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными. Определяя успехи, неудачи и их причины, ме­неджеры получают возможность достаточно быстро адаптиро­вать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить, тем самым, наибольшие темпы продвижения к при­оритетным целям организации.

Контроль - важная и сложная функция менеджмента. Одна из важнейших его особенностей, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть все­объемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой ис­ключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ран­га, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть сво­их должностных обязанностей.