1. Коллектив как особое качество группы
Одной, из значимых для управления, социальных групп является коллектив. Под коллективом понимается группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, которая опосредует межличностные отношения. Иначе говоря, сотрудники любой организации представляют коллектив.
Социальная психология также рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью, являющееся продуктом развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и представляющие особое значение для ее членов.
Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива:
1. Коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели. В этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников.
2. Добровольный характер объединения людей, причем под «добровольностью» здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе общей деятельности.
3. Целостность коллектива. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.
4. Коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Существует два вида коллективов - формальные и неформальные. Формальные коллективы создаются руководством на определенный срок, временно или постоянно, в целях выполнения какой-то официальной работы. Это могут быть подразделения, находящиеся в рамках иерархической структуры предприятия или учреждения, а могут быть и межфункциональные, необходимые для корректировки деятельности основных подразделений, совместного поиска важных решений.
Одновременно с созданием формальных групп спонтанно возникает множество неформальных, вместе образующих неформальную организацию. В нее объединяются сотрудники формальных коллективов для достижения своих собственных целей, далеких от официально установленных, находя в процессе повседневного служебного общения все больше точек соприкосновения. В отличие от формального коллектива, неформальный никто специально не создает - он образуется спонтанно.
Типология коллективов:
1) формально-организационный;
2) технологический, связанный с особенностями технологического цикла;
3) функциональный, основанный на функциональном разделении труда;
4) экономический, основанный на экономических интересах, с преобладанием материального вознаграждения;
5) социально-психологический.
Структура коллектива состоит из нескольких слоев:
1. Предметная деятельность группы, причем это обязательно социально-позитивная деятельность.
2. Фиксацию отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.
3. Собственно межличностные отношения в группе, опосредованные деятельностью.
4. Поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако, та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценности ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.
К числу существенных факторов, влияющих на структуру первичного коллектива, относятся социально-демографические, социальные и психологические особенности его членов. Высокая степень гомогенности (однородности) коллектива по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации, и наличие на этой основе общности интересов, потребностей и ценностных ориентации являются факторами, способствующими единению коллектива в целом. Гетерогенный (разнородный) коллектив более склонен к структурированности.
Одни психологи считают, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7+- 2 человек. Другие - утверждают, что наиболее эффективны группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются. Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей. В четной по количеству людей группе могут образоваться две враждующие половины.
- Социология управления
- Тема 1 Объект и предмет социологии управления, ее место в системе научных знаний
- 2. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления
- Тема 2. Социальная природа управления
- 1. Социальные механизмы регулирования общественных отношений
- 2. Управление особый вид организационной деятельности в обществе
- Тема 3. Система управления как совокупность социальных отношений
- 1. Особенности и типология управленческих отношений
- 2. Разновидности организационных отношений
- Тема 4. Властные отношения в организации
- 1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение
- 2. Власть как свойство социальной системы
- Тема 5. Особенности государственного управления как особого вида социального управления
- 1 Государство как субъект социального управления
- 2. Объективный характер и содержание государственного интереса
- Тема 6. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 1. Муниципальное управление как система общественных отношений
- 2. Конкретные функции социального управления
- Тема 7. Личность в системе управления
- 1. Социально-психологическая структура личности в управлении
- 2. Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 3. Характеристика управленческих способностей
- Тема 8. Социальные позиции и роли личности в управлении
- 1. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации
- 2. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя
- Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
- 1. Понятие и природа лидерства
- 2. Теории лидерства
- 3. Роли лидера в управленческой деятельности
- Тема 10. Поведение человека в организации и типы сотрудников
- 1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников
- 2. Трудовое поведение и мотивация
- Тема 11. Группы в организациях
- 1. Группы в социальных организациях
- 2. Формирование и развитие социальных групп в организации
- Тема 12.Основные характеристики коллектива
- 1. Коллектив как особое качество группы
- 2. Особенности взаимодействия людей в коллективе
- 3. Социально-психологический климат
- III социально-психологические технологии управления
- Тема 13. Социальные технологии и методы управления
- 1. Социально-психологические методы управления
- 2. Социальные технологии в управлении
- Тема 14. Особенности и механизмы управленческого общения
- 1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
- 2. Средства и структура процесса общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- Тема 15. Манипулирование
- 1. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 2. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- Тема 16. Место и роль коммуникации в системе управления социальной организацией
- 1 Понятие коммуникации. Модель процесса коммуникации
- 2 Типы и направленность коммуникационных процессов. Каналы коммуникации
- Тема 17. Формирование организационной культуры и применение контроля в управлении организацией
- 1. Организационная культура предприятия и ее структура
- 2. Способы контроля в организации
- 2. Контроль через групповое давление
- 3. Контроль через принуждение
- Тема 18. Внутренняя и внешняя социальная среда управления
- 1. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 2. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- Список литературы по всему курсу
- Социология управления
- 654041, Г.Новокузнецк, ул.Кутузова, 56, тел. 74-09-48