logo search
Учебный материал по дисциплине Спасюк

Проектирование управленческих технологий и процедур

Управленческая технология представляет собой оптимальную последовательность составляющих работу процедур (элементов технологии, воплощенных в конкретном самостоятельном результате) и операций, выполняемых рациональными методами с помощью современных средств с учетом требуемой квалификации и научно обоснованных затрат времени.

Проектирование управленческих технологий и процедур основывается на проектах организационных и управленческих структур, рабочих мест, должностных инструкциях и  пр. На практике оно облегчает:

Объектами проектирования управленческих процедур и технологий являются:

Правила проектирования управленческих технологий предполагают:

Технологии и процедуры в сфере управления персоналом могут быть представлены в следующих графических моделях:

  1. 1. Схема функциональных взаимосвязей:

Основные функции

Структурные подразделения (должности)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

 

  1. 2. Сводная карта процедур:

Перечень процедур

Периодичность выполнения

Трудоемкость

Оценка необходимости выполнения данным работником

А

 

 

 

Б

 

 

 

...

 

 

 

  1. 3. Структура трудоемкости процедуры:

Перечень операций

Трудоемкость

Человеко-часы

% общей трудоемкости

А

 

 

Б

 

 

...

 

 

  1. 4. Процедурограммаграфически или в табличной форме (оперограмма) отражает (с указанием трудоемкости и используемых технических средств), кто, в какой последовательности, в какой взаимосвязи выполняет те или иные операции, относящиеся к определенным процедурам.

Операции

Исполнители

Трудоемкость

Используемые технические средства

А

Б

В

Д

Е

Ж

З

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В столбцах оперограммы отражаются субъекты (подразделения, руководители, исполнители), а в строках — последовательные операции. В ячейках на пересечении строк и столбцов даются описание операции, ее трудоемкость, ответственные за выполнение лица.

Символическая оперограмма составляется в свободной форме.

  1. 5. Логико-информационная схемаустанавливает сроки выполнения операции, исполнителей, входящую и выходящую информацию по каждой процедуре.

Перечень операций

Исполнители

Сроки

Входящая информация

Выходящая информация

1

2

3

4

А

 

 

 

 

 

 

 

Б

...

  1. 6. Технологические карты на одну (или группу) операцию, процедурусоставляются в дополнение к процедурограмме и определяют состав исполнителей операции, содержание работ, методы их выполнения, потребности в технических средствах и материалах, примерную трудоемкость, прогрессивные нормы времени. Карты должны быть универсальными и простыми.

  2. 7. Матрица связи между подразделениями или отдельными сотрудниками

 

Подразделения (должности)

1

2

3

4

Подразделения (должности)

1

 

Х

 

 

2

 

 

Х

 

3

 

Х

 

Х

4

Х

 

 

 

В клетках помещают условные значки, отражающие существующее взаимодействие.

  1. 8. Функциональная матрица разделения труда в подразделении

Основные функции

Категории персонала

руководители

специалисты

служащие

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

Анализ состава и содержания функций управления проводится на основе следующей таблицы:

Виды функций по положениям и другим материалам

Фактическое выполнение функций

Составляющие процедуры

Основные документы

Исполнители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 9. Органиграмма— графическая модель распределенияуправленческих функций в организации (подразделении). Имеет форму таблицы, в столбцах которой отражаются подразделения (должности), в строках — функции. В ячейках на их пересечении отражаются процедуры управленческого процесса с указанием их последовательности. В примечаниях дается описание «входа» и «выхода» каждого процесса.

Функции

Подразделения (должностные лица)

А

Б

В

Г

Д

1

Х

 

 

 

 

2

 

 

Х

 

 

3

 

Х

 

 

 

4

 

 

 

 

Х

5

 

 

 

Х

 

  1. 10. Функциональная матрица распределения прав и ответственности в подразделении:

Функции

Руководители

Специалисты

Исполнители

Техники

Общие

 

 

 

 

Конкретные

 

 

 

 

Специальные

 

 

 

 

Задачи

 

 

 

 

Операции

 

 

 

 

  1. 11. Документограмма— график (маршрутная схема) движения документа в организации от момента получения до сдачи в архив через звенья управления с указанием сроков, характера выполняемой работы. Помогает проследить логическую последовательность и связь этапов работы над документом, выявить случаи дублирования, совместить документы, несущие однородную информацию.

Этапы разработки документа

Сроки работ

Ответственные лица (подразделения)

1

 

 

2

 

 

...

 

 

  1. 12. Схема документооборота:

Виды документов, поступающих в подразделение

Источник

Виды документов, выходящих из подразделения

Куда

Периодичность

входа

выхода

А

 

В

 

 

 

Б

 

Г

 

 

 

...

 

 

 

 

 

Основной принцип организации движения документов (документооборота) — прямоточность, т.е. прохождение ими минимального количества инстанций. Он обеспечивается оптимальным разделением труда между руководителем и исполнителем. Для изучения рациональных маршрутов движения документов используется оперограмма.

  1. 13. График работы руководителейустанавливает определенную регламентацию и четкий распорядок их рабочего времени. Это облегчает текущее планирование и организацию труда, вносит ритм в деятельностьколлектива, дисциплинирует, снижает непроизводительные затраты времени у подчиненных, увеличивает оперативное время.

Графики рабочего времени всех руководителей должны быть скоординированы. Руководители низового уровня привязывают графики своей работы к графикам вышестоящих руководителей, прежде всего первого лица.