Проектирование управленческих технологий и процедур
Управленческая технология представляет собой оптимальную последовательность составляющих работу процедур (элементов технологии, воплощенных в конкретном самостоятельном результате) и операций, выполняемых рациональными методами с помощью современных средств с учетом требуемой квалификации и научно обоснованных затрат времени.
Проектирование управленческих технологий и процедур основывается на проектах организационных и управленческих структур, рабочих мест, должностных инструкциях и пр. На практике оно облегчает:
унификацию выполнения работниками разных подразделений однородных действий и освоение новых;
контроль над специалистами и техническими исполнителями;
взаимозаменяемость работников;
рационализацию процесса управления.
Объектами проектирования управленческих процедур и технологий являются:
управление организацией в целом;
отдельные управленческие системы (учет, контроль и пр.);
схемы выполнения управленческих операций;
автоматизированные системы управления (АСУ).
Правила проектирования управленческих технологий предполагают:
четкое разграничение основных и вспомогательных процедур, недопущение использования квалифицированных специалистов на технических работах;
разработку унифицированной нормативной и инструктивной документации;
создание системы внутреннего контроля над использованием документов;
точный учет качественных и количественных показателей работы исполнителей;
обеспечение высокой технологической и исполнительской дисциплины;
своевременный пересмотр устаревших нормативных документов;
повышение культуры персонала;
рационализацию технологии создания и обработки документов (один из наиболее существенных моментов организационного проектирования) и создания принципиальной схемы движения входящих документов и документационных потоков.
Технологии и процедуры в сфере управления персоналом могут быть представлены в следующих графических моделях:
1. Схема функциональных взаимосвязей:
Основные функции | Структурные подразделения (должности) | ||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
2. Сводная карта процедур:
Перечень процедур | Периодичность выполнения | Трудоемкость | Оценка необходимости выполнения данным работником |
А |
|
|
|
Б |
|
|
|
... |
|
|
|
3. Структура трудоемкости процедуры:
Перечень операций | Трудоемкость | |
Человеко-часы | % общей трудоемкости | |
А |
|
|
Б |
|
|
... |
|
|
4. Процедурограммаграфически или в табличной форме (оперограмма) отражает (с указанием трудоемкости и используемых технических средств), кто, в какой последовательности, в какой взаимосвязи выполняет те или иные операции, относящиеся к определенным процедурам.
Операции | Исполнители | Трудоемкость | Используемые технические средства | ||||||
А | Б | В | Д | Е | Ж | З | |||
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В столбцах оперограммы отражаются субъекты (подразделения, руководители, исполнители), а в строках — последовательные операции. В ячейках на пересечении строк и столбцов даются описание операции, ее трудоемкость, ответственные за выполнение лица.
Символическая оперограмма составляется в свободной форме.
5. Логико-информационная схемаустанавливает сроки выполнения операции, исполнителей, входящую и выходящую информацию по каждой процедуре.
Перечень операций | Исполнители | Сроки | Входящая информация | Выходящая информация | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
Б | |||||||
... |
6. Технологические карты на одну (или группу) операцию, процедурусоставляются в дополнение к процедурограмме и определяют состав исполнителей операции, содержание работ, методы их выполнения, потребности в технических средствах и материалах, примерную трудоемкость, прогрессивные нормы времени. Карты должны быть универсальными и простыми.
7. Матрица связи между подразделениями или отдельными сотрудниками
| Подразделения (должности) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Подразделения (должности) | 1 |
| Х |
|
|
2 |
|
| Х |
| |
3 |
| Х |
| Х | |
4 | Х |
|
|
|
В клетках помещают условные значки, отражающие существующее взаимодействие.
8. Функциональная матрица разделения труда в подразделении
Основные функции | Категории персонала | ||
руководители | специалисты | служащие | |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
Анализ состава и содержания функций управления проводится на основе следующей таблицы:
Виды функций по положениям и другим материалам | Фактическое выполнение функций | Составляющие процедуры | Основные документы | Исполнители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Органиграмма— графическая модель распределенияуправленческих функций в организации (подразделении). Имеет форму таблицы, в столбцах которой отражаются подразделения (должности), в строках — функции. В ячейках на их пересечении отражаются процедуры управленческого процесса с указанием их последовательности. В примечаниях дается описание «входа» и «выхода» каждого процесса.
Функции | Подразделения (должностные лица) | ||||
А | Б | В | Г | Д |
|
1 | Х |
|
|
|
|
2 |
|
| Х |
|
|
3 |
| Х |
|
|
|
4 |
|
|
|
| Х |
5 |
|
|
| Х |
|
10. Функциональная матрица распределения прав и ответственности в подразделении:
Функции | Руководители | Специалисты | Исполнители | Техники |
Общие |
|
|
|
|
Конкретные |
|
|
|
|
Специальные |
|
|
|
|
Задачи |
|
|
|
|
Операции |
|
|
|
|
11. Документограмма— график (маршрутная схема) движения документа в организации от момента получения до сдачи в архив через звенья управления с указанием сроков, характера выполняемой работы. Помогает проследить логическую последовательность и связь этапов работы над документом, выявить случаи дублирования, совместить документы, несущие однородную информацию.
Этапы разработки документа | Сроки работ | Ответственные лица (подразделения) |
1 |
|
|
2 |
|
|
... |
|
|
12. Схема документооборота:
Виды документов, поступающих в подразделение | Источник | Виды документов, выходящих из подразделения | Куда | Периодичность | |
входа | выхода | ||||
А |
| В |
|
|
|
Б |
| Г |
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Основной принцип организации движения документов (документооборота) — прямоточность, т.е. прохождение ими минимального количества инстанций. Он обеспечивается оптимальным разделением труда между руководителем и исполнителем. Для изучения рациональных маршрутов движения документов используется оперограмма.
13. График работы руководителейустанавливает определенную регламентацию и четкий распорядок их рабочего времени. Это облегчает текущее планирование и организацию труда, вносит ритм в деятельностьколлектива, дисциплинирует, снижает непроизводительные затраты времени у подчиненных, увеличивает оперативное время.
Графики рабочего времени всех руководителей должны быть скоординированы. Руководители низового уровня привязывают графики своей работы к графикам вышестоящих руководителей, прежде всего первого лица.
- 1.Раздел. Общие положения
- 1.Раздел Общие положения
- Глава 1.1. Численность и структура персонала
- Раздел Инструменты кадровой политики Глава 2.1. Методы оценки персонала Факторы и показатели оценки персонала
- Методы сбора оценочной информации
- Методы выполнения оценочных процедур
- Определение величины оценки
- Графический профиль качеств одного лица (идеальный и реальный)
- Графический профиль качеств группы лиц
- Глава 3.1. Организация привлечения персонала
- Глава 3.2. Отбор персонала Этапы отбора персонала
- Сводная таблица способов проверки персонала
- Мероприятия предварительного этапа конкурса
- Мероприятия основного этапа конкурса
- Лист для оценки претендентов
- Прием на работу и оформление трудового договора
- Глава 3.3. Адаптация персонала
- Глава 3.4. Аттестация персонала Понятие и виды аттестационной оценки работников
- Обобщенная характеристика особенностей оценки разными субъектами
- Аттестация персонала комиссией
- Оценка подчиненных руководителем
- Оценочные центры
- Глава 3.5. Развитие персонала
- Глава 3.6. Расторжение трудовых отношений
- Глава 3.7. Управление деловой карьерой Виды, цели и этапы деловой карьеры
- Управление карьерой
- Успешная карьера в сша вчера и сегодня
- Организация перемещения кадров
- Формы межпрофессионального перемещения
- Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним
- Горизонтальная карьера
- 4.Раздел. Проектирование условий деятельности персонала Глава 4.1. Проектирование системы управления Понятие организационного проектирования
- Нормативы формирования подразделений
- Проектирование управленческих полномочий
- Проектирование подразделений
- Проектирование управленческих технологий и процедур
- График работы руководителя
- Проектирование организации труда
- Глава 4.2. Должность
- Глава 4.3. Рабочее место Общие понятия
- Описание и анализ рабочего места
- Внутренняя организация и проектирование рабочего места
- Высота офисной мебели в зависимости от роста работников
- Внешняя организация рабочего места. Принципы проектирования рабочих помещений
- Воздействие цвета на человека
- Глава 4.4. Проектирование условий труда Понятие и виды условий труда
- Воздействие на людей эстетических элементов окружения
- Производственный травматизм, его причины и оценка