Оценка подчиненных руководителем
Практика оценки подчиненных руководителем (в том числе с участием менеджераболее высокого ранга, выступающего в качестве гаранта справедливости) в настоящее время весьма распространена в западных фирмах. Обычно оценку приурочивают к завершению какой-то крупной работы, ее важного этапа, существенному изменению результатов и осуществляют не реже раза в год, перемежая ее с текущими проверками.
Для лиц со стажем работы в организации до 3 лет целесообразно проводить лишь частичную оценку их работы раз в полгода или в любой момент в соответствии с изменением ситуации с целью корректировки деятельности и дополнительной мотивации. В этом случае большая часть времени уделяется информированию сотрудника. Для остальных оценка может проводиться раз в год.
Постоянно общаясь с подчиненными в процессе работы, руководительи без того лучше других знает их, но необходимость в регулярной оценке побуждает его быть особо внимательным к сотрудникам.
Процедура аттестации руководителем по сравнению с аттестацией комиссией более проста, неформальна, допускает участие заинтересованных сторон, использование личных наблюдений. Она дает возможность:
1) руководителю:
осуществлять свободное общение, устанавливать более тесные контакты, обратную связьи налаживать конструктивные рабочие отношения с подчиненными;
анализировать и оперативно оценивать их деятельность, личные качества, слабые и сильные стороны, достижения и промахи, уточнять свои ожидания;
изучать мнения исполнителей по тем или иным вопросам, причины их неудовлетворенности работой, отношение к будущим направлениям деятельности, карьере;
эффективнее стимулировать;
сообщать о новых требованиях, ставить задачи и намечать пути их решения;
вносить необходимые коррективы в процесс управления;
предотвращать развитие конфликтов (но в случае конфликтной ситуации действенность оценки руководителем невелика);
укреплять свое положение как лидера и пр.;
2) подчиненному:
в спокойной обстановке побеседовать с руководителем и улучшить взаимопонимание с ним, всесторонне обсудить свои проблемы, получить необходимую помощь и поддержку;
определить, насколько хорошо он справляется с работой, по сравнению с тем, что от него ожидают;
раскрыть и продемонстрировать свой потенциал и возможности;
выявить слабые стороны и скорректировать свое поведение, с тем чтобы добиться в будущем хороших результатов;
проверить собственные идеи, обсудить перспективные направления работы;
оценить потребности в профессиональной подготовке и наметить пути самосовершенствования, развить навыки,способности, знания;
3) организации:
определить эффективность работы персонала в целом, его творческую активность, найти пути их повышения;
улучшить морально-психологический климат, укрепить дисциплину;
создать основу оценки самих руководителей;
получить информацию для уточнения целей и стандартов работы.
Ключевыми моментами оценки подчиненных руководителями являются:
характеристика прошлых результатов и выводы;
определение будущих потребностей;
определение сроков и плана действий.
Типичная процедура оценки персонала руководителем состоит из следующих основных элементов:
1. Разъяснение ее целей и порядка проведения.
2. Предварительный сбор информации о подчиненном с помощью изучения анкеты, результатов предыдущих собеседований, опросаколлег, партнеров, личных наблюдений, тестирования, экзаменов, анализа поведения в критических ситуациях, итогов участия в деловых играх, письменных и устных самоотчетов перед коллективом.
3. Изучение представленного подчиненным за 1–2 недели до аттестационной беседы письменного отчета (в том числе на специальных листах самооценки) о проделанной за истекший период работе, путях повышения ее эффективности, успехах и неудачах, планах на будущее и необходимой помощи.
4. Формирование и уточнение основных, дополнительных и вспомогательных критериев оценки.
5. Подготовка к беседе.
При подготовке к аттестационному собеседованию руководителю необходимо лишний раз проверить:
известны ли подчиненному его обязанности;
есть ли не регламентируемые должностной инструкцией области деятельности;
какова величина полномочий в каждой сфере, и необходимы ли дополнительные;
каковы условия труда;
достаточна ли поступающая информация;
поставленные цели.
6. Ознакомление сотрудника с предварительными оценками его деятельности с выдачей на руки копии аттестационного листа (кроме части, содержащей рекомендации по оплате).
Форма оценочного листа сотрудника
Работник (ФИО, должность)_____________________________________________________________________
Руководитель (ФИО, должность)_________________________________________________________________
Дата
Должностные обязанности за истекший период____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Требуемый результат
Оценка исполнения
Согласие с перечнем обязанностей
Деятельность за отчетный период:
достижения (соотношение обязанностей и достигнутых результатов);
оцениваемые качества (30–33);
области возможных улучшений;
потребность в специальном обучении;
потребность в наставничестве;
ожидания специалиста.
Итоговая оценка по 5-балльной шкале
Рекомендации руководителя
Подписи сторон
Комментарии менеджера по персоналу
Оценка может формулироваться следующим образом:
Не имеет необходимых профессиональных знаний и не стремится к ним
Не имеет достаточных профессиональных знаний
Имеет минимальные профессиональные знания
Имеет достаточные профессиональные знания
Обладает хорошими профессиональными знаниями
Обладает большими профессиональными знаниями и по ряду вопросов может давать консультации
7. Беседа с подчиненным, в рамках которой обсуждаются и оцениваются общие результаты деятельности в период между аттестациями (трудную работу лучше разделить на несколько частей и оценивать, как человек справлялся с каждой из них), рассматриваются пути ее улучшения, определяется необходимость дополнительного образования и повышения квалификации, обсуждаются планы на будущее.
8. По итогам беседы руководитель выставляет подчиненному оценку (при этом он может пользоваться как собственными критериями, так и официальными нормативами, принимать во внимание результат прежних аттестаций, участие в конкурсах и пр.) и сопровождает ее письменными комментариями, заносимыми в оценочный лист (индивидуальные планы и оценочные формы должны утверждаться руководителями высшего уровня).
Сложнее всего оценивать середняков: можно перехвалить или упустить. Поэтому следует помнить, что можно оценивать не всю деятельность, а конкретную работу.
Собеседование всегда должно заканчиваться на оптимистической ноте.
9. Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития.
10. Дача заключения и заполнение оценочного листа (на основе этого листа служба персонала может контролировать деятельность самого руководителя, а работник — обжаловать полученную оценку).
Кроме того, руководитель заполняет отчет, в котором отражаются:
обсуждавшиеся темы (профессиональные качества и их изменение за период, направления совершенствования, предпринимаемые в этой области шаги, препятствия, необходимая помощь со стороны организации и руководства, личные цели и пр.);
отношение сотрудника к высказанным критическим замечаниям;
новая информация, полученная о сотруднике, и изменение в связи с этим взглядов на него;
его перспективы;
общие выводы и конкретные, аргументированные, реалистичные, без эмоций комментарии к оценке.
Руководитель должен подробно обосновать мнение по каждому параметру и подкрепить соответствующими примерами. Это несложно при постоянном мониторинге исполнителей, фиксации основных моментов их деятельности и результатов, например, с помощью дневниковых записей.
В то же время не все руководители готовы дать конструктивную реальную оценку, особенно если она негативная, а у подчиненного трудный характер.
11. Осуществление практических мероприятий.
По итогам аттестации в западных фирмах принято проводить беседы с сотрудниками на основе следующих подходов:
1. «Расскажи-продай». Работнику сообщаются результаты и конкретные рекомендации, как улучшить работу. Этот подход целесообразен, когда работник уважает руководителя, желает исправить недостатки, но не представляет, как и что надо делать.
2. «Расскажи-послушай». Работнику сообщаются результаты оценки и дается возможность высказать собственное мнение. Этим снижается сопротивление переменам, улучшается отношение к руководителю, увеличивается вероятность изменить взгляды работника.
3. «Решение проблемы». Работника в процессе беседы убеждают в необходимости больше внимания уделять своему росту и развитию.
Руководителей оценивают непосредственные начальники, коллеги (последние обычно оценку завышают), комитеты (оценивают объективно). Самооценка, как правило, завышается.
Условиями эффективности оценочных бесед руководителя с подчиненными являются:
хорошая подготовка;
владение руководителя необходимым материалом;
комфортная, расслабляющая обстановка наедине;
поощрение сотрудника к активности (он должен говорить не менее половины времени) и самооценке;
ведение записей (но это инструмент, а не самоцель), которые должны быть доступными для аттестуемых;
аккуратность в формулировке недостатков (цель беседы не их фиксация, а поиск путей решения проблемы);
обсуждение плана личного развития, конкретизирующего задачи сотрудника на предстоящий период в тесной связи с целями организации, ориентированность на развитие.
- 1.Раздел. Общие положения
- 1.Раздел Общие положения
- Глава 1.1. Численность и структура персонала
- Раздел Инструменты кадровой политики Глава 2.1. Методы оценки персонала Факторы и показатели оценки персонала
- Методы сбора оценочной информации
- Методы выполнения оценочных процедур
- Определение величины оценки
- Графический профиль качеств одного лица (идеальный и реальный)
- Графический профиль качеств группы лиц
- Глава 3.1. Организация привлечения персонала
- Глава 3.2. Отбор персонала Этапы отбора персонала
- Сводная таблица способов проверки персонала
- Мероприятия предварительного этапа конкурса
- Мероприятия основного этапа конкурса
- Лист для оценки претендентов
- Прием на работу и оформление трудового договора
- Глава 3.3. Адаптация персонала
- Глава 3.4. Аттестация персонала Понятие и виды аттестационной оценки работников
- Обобщенная характеристика особенностей оценки разными субъектами
- Аттестация персонала комиссией
- Оценка подчиненных руководителем
- Оценочные центры
- Глава 3.5. Развитие персонала
- Глава 3.6. Расторжение трудовых отношений
- Глава 3.7. Управление деловой карьерой Виды, цели и этапы деловой карьеры
- Управление карьерой
- Успешная карьера в сша вчера и сегодня
- Организация перемещения кадров
- Формы межпрофессионального перемещения
- Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним
- Горизонтальная карьера
- 4.Раздел. Проектирование условий деятельности персонала Глава 4.1. Проектирование системы управления Понятие организационного проектирования
- Нормативы формирования подразделений
- Проектирование управленческих полномочий
- Проектирование подразделений
- Проектирование управленческих технологий и процедур
- График работы руководителя
- Проектирование организации труда
- Глава 4.2. Должность
- Глава 4.3. Рабочее место Общие понятия
- Описание и анализ рабочего места
- Внутренняя организация и проектирование рабочего места
- Высота офисной мебели в зависимости от роста работников
- Внешняя организация рабочего места. Принципы проектирования рабочих помещений
- Воздействие цвета на человека
- Глава 4.4. Проектирование условий труда Понятие и виды условий труда
- Воздействие на людей эстетических элементов окружения
- Производственный травматизм, его причины и оценка