Методы сбора оценочной информации
Существует два подхода к сбору кадровой информации.
Традиционный сфокусирован на отдельном человеке вне организационного контекста и основан на субъективном мнении руководителя или эксперта.
Нетрадиционный предполагает оценку в рамках группового взаимодействия, где люди за счет имитации конкретной деятельности могут полностью раскрыть себя и свои способности. При этом учитываются достижения группы в целом, а также степень развития и освоения новых навыков.
В рамках традиционного подхода можно назвать следующие способы сбора кадровой информации:
1. Наблюдение оцениваемого лица:
в процессе повседневного или эпизодического общения;
в рамках деловой игры, групповой дискуссии(так называемый «аквариум»);
Сотрудник участвует в обсуждении проблемы и отстаивает свою точку зрения в группе. Присутствующие делятся на участников и наблюдателей. Участники ведут дискуссию, прерываясь каждые 20 мин. Наблюдатели задают вопросы, комментируют, оценивают.
Дискуссия записывается на пленку, и потом ей дают оценку специалисты и вышестоящие менеджеры (считается, что они лучше понимают требования к должности и, в отличие от непосредственных руководителей, не имеют оснований давать необъективные, тенденциозные оценки).
в презентации делового проекта.
2. Собеседование (кадровое интервью), в том числе «интервью наоборот».
Метод состоит в том, что испытуемому предлагается провести собеседование с несколькими кандидатами на работу и соответственно решить вопрос. Метод ориентирован на проверку умения правильно оценивать и подбирать работников.
Основные моменты собеседования фиксируются письменно. Это источник информации. Полноценное оценочное интервью требует 1–3 ч.
Эффективность собеседования обеспечивается:
созданием его структурированной схемы;
тренингомв области техники проведения;
протоколированием;
сочетанием интервью с играми и заданиями, моделирующими работу.
3. Опрос лиц, сталкивавшихся с оцениваемым в служебной и неслужебной обстановке (360-градусный метод оценки). Заполняются общая и особенная для каждого уровня экспертов формы. Но этот метод потенциально конфликтен.
4. Анализ документов:
автобиографии;
самоотчетов;
данных программированного контроля (ответов на специальные вопросы);
отчетов экспертов;
анкет.
Рассмотрим в качестве примера анкету, предназначенную для оценки профессиональной деятельности работника:
1. Общие сведения (фамилия, имя, должность и продолжительность работы в ней, общий стаж работы, подразделение, проверяющий, его должность).
2. Показатели (дается оценка по 5-балльной шкале):
профессиональные навыки и знания (понимание своих обязанностей, прошлые знания и опыт, степень адаптированности к новому, признание ошибок);
объем работы (выработка, соблюдение норм и стандартов, эффективность использования рабочего времени);
качество работы (точность, отсутствие ошибок, обязательность);
инициатива и творчество (внутреннее побуждение к принятию на себя ответственности, выполнение обязанностей, умение генерировать и осуществлять оригинальные идеи и замыслы);
коммуникативные навыки (способность ясно излагать идеи, обмениваться информацией, умение общаться на разных уровнях иерархии и с клиентурой);
надежность (способность четко выполнять инструкции и распоряжения, срочные задания; прочие трудовые навыки);
потенциальная способность руководить (организовывать других для успешного выполнения задания, совершенствовать деятельность подчиненных).
5 баллов — систематическое перевыполнение норм, превышение ожидаемой отдачи.
4 балла — систематическое выполнение норм с более частым перевыполнением, чем недовыполнением, ожидаемая отдача.
3 балла — средняя квалификация; выполнение норм, ожидаемая отдача, работа в заданном режиме, баланс недовыполнения и перевыполнения.
2 балла — необходимы улучшения, неполное выполнение норм, необеспечение ожидаемой отдачи, несоответствие стандартам.
1 балл — неудовлетворительно; невыполнение минимальных требований и необеспечение ожидаемой отдачи.
Все доминирующие качества должны иметь оценку 4–5. Наличие низких оценок среди недоминирующих качеств может не учитываться, но они должны коррелироваться с другими.
Анкеты заполняются путем:
постановки вопросов интервьюером, ответы на которые он лично фиксирует;
компьютерного опроса;
самостоятельных ответов.
5. Медицинское освидетельствование.
6. Психологическое тестирование.
Физические и умственные способности обычно оцениваются общими и специальными тестами; социальные способности (к контактам, управлению) — с помощью собеседования, участия в групповых дискуссиях; мотивация — тестами, на основе документов, интервью; профессиональные способности — путем тестирования, изучения документов; опыт — на основе документов, собеседования; моральные качества оцениваются с помощью тестов и стресс-интервью; профессионализм — тестов и документов; коммуникативные способности оцениваются посредством собеседований, дискуссий, тестов.
7. Графологическая и физиогномическая экспертиза.
8. Астрологическое прогнозирование.
9. Оценка специально выполняемых работ:
изготовление материального объекта;
составление, редактирование документа;
действия в искусственно созданных, но близких к реальным условиям (ситуационное моделирование) — подбор деловых бумаг, интервьюирование, разработка проектов документов и пр. Критериями оценки при этом являются способность организовывать и планировать, решительность, гибкость, устойчивость к стрессам, стиль работы.
Пример технологии оценки персонала на японских предприятиях:
1. Изучение биографии (в том числе семейных отношений, характера образования, физического развития, особенностей интеллекта, общительности и пр.).
2. Знакомство с результатами ежегодной аттестации, содержащимися в личном деле.
3. Экспертная оценка способностей и личных качеств менеджеров на предмет выдвижения обычно на основе трехсторонних анкет, которые заполняет руководитель, подчиненные и сам субъект. Анкета включает блоки: способности, опыт работы, развитие и совершенствование 24 черт характера.
4. Выполнение письменных заданий (разработка проекта, подготовка делового письма, составление доклада).
5. Экзамены, собеседования, интервью.
Приведем расчетную эффективность различных способов оценки (в %). Центры оценки — 70–80; тесты на профессиональную пригодность — 60; тесты на общие способности — 50–60; биографическое тестирование — 40; личностное тестирование — 40; интервью — 30; графологические и астрологическе методы — 10.
Сегодня в западных фирмах кандидаты все чаще рассматриваются на предмет их соответствия не только требованиям рабочего места, но и организации в целом, ее традициям, культуре. Поэтому принимаются во внимание их личностные качества, например способность поддерживать хорошие отношения с окружающими, работать в команде и т.п.
Ниже приводятся рекомендации специалистов о целесообразности применения тех или иных методов сбора кадровой информации («+» означает, что метод применим; «–» — метод не применим; «+/–» — однозначной рекомендации нет).
| При отборе руководителем | При выборах | При отборе комиссией |
1. На подготовительных этапах оценки |
|
|
|
Тестирование | +/– | – | + |
Ролевые игры | – | – | + |
Ситуационное моделирование | – | – | + |
Групповая дискуссия | – | + | + |
Собеседование | + | +/– | +/– |
Публичное выступление |
| + | + |
Опрос окружающих | – | + | +/– |
Анализ документов | + | +/– | + |
Оценка письменных работ | +/– | – | + |
Экспертный опрос | + | – | + |
2. На заключительном этапе |
|
|
|
Тестирование | +/– | – | + |
Ролевые игры | +/– | – | +/– |
Ситуационное моделирование | +/– | – | +/– |
Дискуссии | +/– | – | +/– |
Собеседование | + | – | +/– |
Выступления | – | + | + |
Опрос окружающих | – | + | +/– |
Экспертный опрос | + | – | + |
- 1.Раздел. Общие положения
- 1.Раздел Общие положения
- Глава 1.1. Численность и структура персонала
- Раздел Инструменты кадровой политики Глава 2.1. Методы оценки персонала Факторы и показатели оценки персонала
- Методы сбора оценочной информации
- Методы выполнения оценочных процедур
- Определение величины оценки
- Графический профиль качеств одного лица (идеальный и реальный)
- Графический профиль качеств группы лиц
- Глава 3.1. Организация привлечения персонала
- Глава 3.2. Отбор персонала Этапы отбора персонала
- Сводная таблица способов проверки персонала
- Мероприятия предварительного этапа конкурса
- Мероприятия основного этапа конкурса
- Лист для оценки претендентов
- Прием на работу и оформление трудового договора
- Глава 3.3. Адаптация персонала
- Глава 3.4. Аттестация персонала Понятие и виды аттестационной оценки работников
- Обобщенная характеристика особенностей оценки разными субъектами
- Аттестация персонала комиссией
- Оценка подчиненных руководителем
- Оценочные центры
- Глава 3.5. Развитие персонала
- Глава 3.6. Расторжение трудовых отношений
- Глава 3.7. Управление деловой карьерой Виды, цели и этапы деловой карьеры
- Управление карьерой
- Успешная карьера в сша вчера и сегодня
- Организация перемещения кадров
- Формы межпрофессионального перемещения
- Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним
- Горизонтальная карьера
- 4.Раздел. Проектирование условий деятельности персонала Глава 4.1. Проектирование системы управления Понятие организационного проектирования
- Нормативы формирования подразделений
- Проектирование управленческих полномочий
- Проектирование подразделений
- Проектирование управленческих технологий и процедур
- График работы руководителя
- Проектирование организации труда
- Глава 4.2. Должность
- Глава 4.3. Рабочее место Общие понятия
- Описание и анализ рабочего места
- Внутренняя организация и проектирование рабочего места
- Высота офисной мебели в зависимости от роста работников
- Внешняя организация рабочего места. Принципы проектирования рабочих помещений
- Воздействие цвета на человека
- Глава 4.4. Проектирование условий труда Понятие и виды условий труда
- Воздействие на людей эстетических элементов окружения
- Производственный травматизм, его причины и оценка