Глава 3.7. Управление деловой карьерой Виды, цели и этапы деловой карьеры
Деловая карьера — это любое изменение положения работника в организации:
продвижение по ступенькам служебной иерархии(вертикальная карьера); пирамидальный характер управленческой структуры не позволяет осуществлять всем непрерывную вертикальную карьеру, поэтому возникает проблема работников, для которых она прекращается;
последовательная смена занятий (горизонтальная карьера) как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни;
приближение к «ядру» организации, допуск в узкий круг общения, включение в элиту (центростремительная карьера).
Полноценная карьера — это сбалансированное взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства. Внутреннее развитие включает профессиональный рост (приумножение его знаний и навыков, изменение его влияния, авторитета) в среде,престижав глазах подчиненных или коллег, повышение уровня благосостояния. Внешнее движение сопровождается, например, движением по должностным позициям, разрядам квалификационной лестницы, статусным рангам, уровням материального вознаграждения.
С точки зрения содержания карьера может быть административной или профессиональной.
Подвижность, рост, перспективы карьеры — условия стабилизации кадрового состава. Поэтому многие фирмы, особенно в наукоемких сферах, чтобы сохранить высококвалифицированные кадры и лучше использовать их творческий потенциал ставят в соответствие служебной лестнице лестницу научных степеней и званий (параллельная служебная лестница, высшие ранги на которой соответствуют должностям вице-президентов). Это предотвращает переход интеллектуальной элиты на более оплачиваемую административную работу, хотя на низших «этажах« он еще возможен.
С точки зрения организации, продвижения можно выделить следующие виды карьеры:
«ступени» — горизонтальная и вертикальная попеременно;
«трамплин» — сначала постепенное продвижение до высокой должности, а затем пребывание на ней длительный срок до пенсии;
«стремянка» — сначала постепенное продвижение вверх, затем такой же спуск вниз;
«перепутье» — неизвестность после повышения квалификации — вверх, вниз или по горизонтали;
«змея» — горизонтальная карьера на одном уровне, затем переход на высший.
На отечественных предприятиях имеет место нарастающий темп продвижения работников. Примерно такая же практика существует в США. Здесь, чтобы иметь возможность занять ведущую должность в главной конторе фирмы, надо быть к 39–44 годам управляющим крупного отделения. Предпочтение отдается тем, кто проработал по меньшей мере 2 года в качестве рядового инженера на производстве или служащего в отделе сбыта, маркетинга, анализа хозяйственной деятельности; в течение 2–4 лет, руководителем группы инженеров, в течение 3–6 лет — подразделения с несколькими отделами; желательно участие в руководстве чрезвычайными ситуациями, управление зарубежными отделениями.
В Японии карьера начинается примерно через 10 лет работы в организации.
С точки зрения возможностей дальнейшего продвижения карьера может быть перспективной и тупиковой. Последнее может иметь место, например, даже если человек хорошо изучил свой участок работы, но все его способностии знания не подойдут для более высоких уровней управления, где необходимы черты, которые нельзя было приобрести прежде. Поэтому имеющийся опыт инавыкинадо учитывать только в контексте будущей деятельности.
Основные характеристики карьеры:
высшая точка («плато»);
длина — количество позиций от нижней до высшей точки;
уровень позиции, т.е. отношение числа лиц, занятых на высшем уровне, к числу лиц на данном уровне;
потенциальная мобильность, определяемая отношением числа вакансий на высшем уровне к числу работников на данном.
Поскольку решения о тех или иных шагах в области карьеры принимаются в условиях недостатка информации, субъективной оценки себя и обстоятельств, нехватки времени или эмоциональной нестабильности, они не всегда бывают рациональными и оправданными. В результате карьера может оказаться тупиковой.
Факторы успешной карьеры:
случай, предоставляющий человеку шанс;
реалистичный подход к выбору направления движения;
возможности, создаваемые социально-экономическим статусом семьи (образование, связи);
хорошее знание своих сильных и слабых сторон;
четкое планирование.
Внутренняя оценка успешности и неуспешности карьеры происходит путем сопоставления человеком реального положения вещей с личными целями и притязаниями, а внешняя основывается на мнении окружающих, занимаемой должности, статусе, влиятельности, уровне оплаты. Эти оценки могут не соответствовать друг другу, и тогда создается почва для развития внутреннего конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями.
Любая карьера делается ради чего-то и, таким образом, имеет свои цели, которые с годами меняются. Администрация и сотрудники кадровых служб должны ясно себе представлять эти цели:
независимость в решении проблем, возможность делать все по-своему. В рамках организации их дают высокая должность, авторитет, заслуги, с которыми окружающие вынуждены считаться;
высокая компетентность. В этом случае ориентируются на профессиональный рост, признание администрации и коллег, а не на должностное продвижение и материальную сторону дела;
сохранение и упрочение своего положения в организации. Здесь стремятся к занятию должности, дающей такие гарантии;
власть, лидерство,успех, которые ассоциируются с руководящим постом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признаниемруководства;
возможность занятия творчеством;
потребность в первенстве всегда и везде;
интеграция интересов личностии семьи. Это своего рода компромисс, который обеспечивает разнообразная и высокооплачиваемая работа (но не на первых должностях), предоставляющая свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п.;
высокая заработная плата, льготы, социальные гарантии или иные формы вознаграждения;
благоприятные условия труда и жизни.
В целом женщины меньше мужчин ориентированы на карьеру, но руководители-женщины — чаще в 2,5 раза.
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительный (18–22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет.
2. Адаптационный (23–30 лет) происходит овладение молодым специалистом новой профессией, поиск своего места в жизни. Требуется информация со стороны для оценки своей деятельности, значимости, возможностей, укреплении уверенности в себе, специализации, углублении знаний, в получении практического опыта.
Середина этого этапа может совпасть с началом административной карьеры.
Считается, что идеальной стартовой площадкой карьеры менеджера является трудная, но находящаяся «на виду» должность низового линейного руководителя, а не «теплое место» в аппарате. Эта должность приносит ценный опыт самостоятельной работы, но в то же время не является ключевой, в результате чего возможные неудачи новичка не нанесут организации большого ущерба, а у него не отобьют желания к продвижению вперед. Здесь быстро выясняется, имеет данное лицо способность к руководству и его надо как можно быстрее продвигать вперед или, наоборот, вернуть к исполнению обязанностей специалиста.
3. Стабилизационный (30–40 лет). Сотрудники окончательно разделяются на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Но все же к концу этого периода все становятся профессионалами.
В среднем отечественные руководители пребывают в одной должности 7,5 лет, но те, кто добрался до высших эшелонов власти, пребывали в каждой должности 2–3 года и сменили до 10 должностей. Для управляющих высшего звена срок пребывания в одной должности может быть увеличен до 8–10 лет.
Практика показывает, что наибольшего успеха добиваются руководители, последовательно продвигающиеся в должности.
4. Консолидационный (40–50 лет). Перспективные руководители продолжают свою карьеру. Неперспективные руководители низового уровня осваивают новые сферы деятельности и переходят к горизонтальной карьере.
Отсутствие перспективы продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к кризису середины жизни — расхождению между жизненными целями личности и реальной ситуацией. В результате люди начинают подводить итоги сделанного, переосмысливать избранный путь, освобождаться от иллюзий и, понимая, что дальнейший карьерный рост невозможен, искать пути приспособления к новой ситуации и решать, как жить дальше.
5. Этап зрелости (50–60 лет). Люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта, мастерства молодежи. Для руководителей здесь необходимо своевременно подбирать должности с учетом их реальных сил, опыта и знаний.
6. Этап подготовки к уходу на пенсию и определения, что делать дальше (старше 60 лет), сугубо индивидуален. Для одних лиц его желательно осуществлять как можно раньше (с момента возникновения у них законного права); для других, полных физических и духовных сил, — как можно позже. Так, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам.
- 1.Раздел. Общие положения
- 1.Раздел Общие положения
- Глава 1.1. Численность и структура персонала
- Раздел Инструменты кадровой политики Глава 2.1. Методы оценки персонала Факторы и показатели оценки персонала
- Методы сбора оценочной информации
- Методы выполнения оценочных процедур
- Определение величины оценки
- Графический профиль качеств одного лица (идеальный и реальный)
- Графический профиль качеств группы лиц
- Глава 3.1. Организация привлечения персонала
- Глава 3.2. Отбор персонала Этапы отбора персонала
- Сводная таблица способов проверки персонала
- Мероприятия предварительного этапа конкурса
- Мероприятия основного этапа конкурса
- Лист для оценки претендентов
- Прием на работу и оформление трудового договора
- Глава 3.3. Адаптация персонала
- Глава 3.4. Аттестация персонала Понятие и виды аттестационной оценки работников
- Обобщенная характеристика особенностей оценки разными субъектами
- Аттестация персонала комиссией
- Оценка подчиненных руководителем
- Оценочные центры
- Глава 3.5. Развитие персонала
- Глава 3.6. Расторжение трудовых отношений
- Глава 3.7. Управление деловой карьерой Виды, цели и этапы деловой карьеры
- Управление карьерой
- Успешная карьера в сша вчера и сегодня
- Организация перемещения кадров
- Формы межпрофессионального перемещения
- Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним
- Горизонтальная карьера
- 4.Раздел. Проектирование условий деятельности персонала Глава 4.1. Проектирование системы управления Понятие организационного проектирования
- Нормативы формирования подразделений
- Проектирование управленческих полномочий
- Проектирование подразделений
- Проектирование управленческих технологий и процедур
- График работы руководителя
- Проектирование организации труда
- Глава 4.2. Должность
- Глава 4.3. Рабочее место Общие понятия
- Описание и анализ рабочего места
- Внутренняя организация и проектирование рабочего места
- Высота офисной мебели в зависимости от роста работников
- Внешняя организация рабочего места. Принципы проектирования рабочих помещений
- Воздействие цвета на человека
- Глава 4.4. Проектирование условий труда Понятие и виды условий труда
- Воздействие на людей эстетических элементов окружения
- Производственный травматизм, его причины и оценка