Внутренняя организация и проектирование рабочего места
Система мероприятий по оснащению рабочего места как такового всем необходимым получила название его внутренней организации. В ее основе лежит проект рабочего места, включающий следующие основные разделы:
содержание труда (что и с помощью чего делается);
технологические, информационные и иные связи;
эскиз размещения мебели и оборудования;
обеспечение необходимыми ресурсами;
хозяйственное и техническое обслуживание (дежурное, планово-предупредительное — на основе графика, стандартное — по расписанию);
квалификационные и образовательные требования к работнику.
Проектирование рабочего места (ПРМ) должно быть направлено на рационализацию и устранение лишних движений и перемещений работника и материальных условий. При ПРМ обычно составляется схема, с помощью которой производится планировкарабочей и вспомогательной зоны, уточняются маршруты перемещений, типаж и расположение вспомогательного оборудования, подходов; выполняется привязка организационной и технологической оснастки, рассчитывается площадь рабочего места.
К ПРМ на практике предъявляются определенные требования, которые могут быть частично выражены в количественных показателях — нормах и нормативах, а частично поддаются лишь качественному описанию.
Ряд требований (прежде всего в области санитарии, техники безопасности, правил эксплуатации оборудования) являются обязательными, и за их нарушение руководитель может понести ответственность (вплоть до уголовной). Другие требования относятся пока к желательными (эстетичность, эргономичность и пр.), но их соблюдение или несоблюдение непосредственно отражается на производительности труда, а поэтому для предприятия имеет жизненно важное значение.
Правила организации рабочего места.
1. Учет взаимосвязи работников в процессе трудовой деятельности, а также последовательности выполнения тех или иных операций. Это позволяет сократить перемещения людей, рационализировать их движения, снизить утомляемость.
2. Обязательное соблюдение действующих санитарных норм в отношении площади, освещенности, чистоты, удобства мебели. Это дает возможность сохранить здоровье людям, а следовательно, деньги организации.
3. Соответствие номенклатуры и количества оборудования, других технических средств (особенно связанных с приемом и передачей информации) характеру выполняемой работы и личностисотрудника.
Каждое рабочее место должно быть соответствующим образом оснащенонеобходимым оборудованием, инструментами и пр.
Это оборудование может быть основным, постоянно находящимся на нем (компьютер, стол, станок, пульт управления), вспомогательным (тележка, транспортер), технологической оснасткой (измерительный, режущий инструмент), организационной оснасткой (шкафчики, предметы ухода за оборудованием, сигнализация, защитные устройства и пр.).
Для оценки оснащенности можно использовать коэффициент технической вооруженности труда (Kт. в):
КТВ. | = | Фактическая стоимость технических средств в управлении ___________________________________________________ НТС × Чф |
где | ТС | — | нормативная оснащенность техническими средствами в среднем на одного работающего, руб. |
| Чф | — | фактическая численность работающих. |
Кроме организации рабочего места, большое значение имеет его расположение в рамках предприятия или подразделения, характер помещения, в котором оно находится, удобство подходов к нему. Это особенно важно по отношению к рабочим местам специалистов и служащих, чья деятельность связана с постоянным общением, контактами (в том числе с посторонними лицами), требует вследствие специфики умственного труда определенных комфортных условий, позволяющих сосредоточиваться, меньше отвлекаться, а кроме того, разместить необходимый набор современных технических средств управленческой или исследовательской деятельности.
Основу организации рабочего места составляет планировка, т.е. оптимальное расположение в его пределах оборудования, оснастки, мебели, светильников, материалов и других средств.
Рациональная планировка обеспечивает экономию усилий, рабочих движений в зоне деятельности— пространстве, в границах которого человек может выполнять работу, не перемещаясь в горизонтальной или вертикальной плоскости (например, сидя за письменным столом).
Правила планировки рабочего места.
1. Учет технологического взаимодействия со смежными местами.
2. Минимальная достаточность площади для рационального осуществления всех трудовых действий (с учетом антропометрических показателей при различных рабочих позах) в границах рабочего пространства.
Рабочее пространство ограничивается максимальной зоной досягаемостиобъекта вытянутыми руками (около 1,5 м в ширину и 0,5 м в глубину), анормальная зона предполагает возможность работать кистями рук и пальцами при фиксированных локтях (в ширину примерно 1 м). В вертикальной плоскости рабочее пространство делится на три зоны: до 75 см и после 192,5 см — неудобные, между 92,5 и 167,5 — удобные, остальные — менее удобные.
Целесообразно размещение оборудования в основной рабочей зоне, а органов управления им — в пределах зоны досягаемости, т.е. пространстве, где человек может выполнять работу не перемещаясь.
На рабочем столе не должно быть ничего лишнего, ибо порядок помогает сконцентрироваться.
3. Использование функционально оправданного оборудования и мебели. Для работы в офисе предпочтительнее использовать двухтумбовые или однотумбовые (с левосторонней тумбой) столы с ящиками разных размеров (для папок, канцелярских принадлежностей и рабочих бумаг).
Поверхность стола должна быть твердой и гладкой, из дерева со средней степенью полировки. Стекло использовать нецелесообразно, поскольку блики утомляют. Для руководителя размер стола 150 х 90 см; для специалистов — 135 х 80 см; для операторов ПЭВМ — 130 х 75 см.
Рабочее место может быть дополнено небольшими специальными столиками для технических средств управленческой деятельности — телефонов, компьютера, факсов и пр.
Сейчас наибольшее распространение получило рабочее место в виде буквы «Г», или бумеранга, ибо здесь площадь используется наиболее экономно.
Требования к служебной мебели:
зависимость от объема и формата используемых документов, технических средств;
комфортность, соответствие антропометрическим показателям человека;
стандартность, унифицированность элементов, возможность комбинировать.
4. Создание удобной позы, т.е. положения корпуса, рук, ног, головы человека при выполнении конкретной работы, обеспечивающей только необходимые движения.
Поза зависит от оборудования, планировки рабочего места, характера выполняемых функций и бывает сидячей, стоячей, лежачей, попеременной (сидя-стоя), считающейся наименее утомительной.
При физических нагрузках до 5 кг рекомендуется поза сидя, от 5 до 10 кг — переменная (сидя-стоя), свыше 10 кг — стоя. Наиболее утомительная поза — стоя, так как приходится затрачивать дополнительные усилия на поддержание равновесия (нагрузка выше в 1,6 раза, а расход энергии в 2–3 раза больше, чем при сидячем положении). Нельзя допускать наклон туловища более 15º.
Позы могут быть свободными (возможны перемещения тела и его частей) и ограниченными (необходимость сохранять фиксированное положение), неудобными (частые наклоны, повороты более чем на 45º, поднятые руки), напряженными (низкие наклоны, резкие повороты, стоя на коленях, высоко поднятые руки), очень напряженными (в тесноте, на высоте, при необходимости следить за равновесием тела).
Принятию удобной позы способствуют:
регулировка высоты рабочего места. Так, при высоте стола 70 см желательная высота стула или кресла составляет 45–47,5 см (высота передней части сиденья на 2,5 см выше);
колесики, подъемно-поворотный механизм сиденья и откидывающаяся спинка, что помогает передвигаться не вставая, менять высоту посадки.
Между сиденьем и краем стола должно быть 18–19 см. Это обеспечивает свободную и удобную позу, возможность сохранять прямую осанку, не наклонять туловище при работе более чем на 15º (что крайне нежелательно).
- 1.Раздел. Общие положения
- 1.Раздел Общие положения
- Глава 1.1. Численность и структура персонала
- Раздел Инструменты кадровой политики Глава 2.1. Методы оценки персонала Факторы и показатели оценки персонала
- Методы сбора оценочной информации
- Методы выполнения оценочных процедур
- Определение величины оценки
- Графический профиль качеств одного лица (идеальный и реальный)
- Графический профиль качеств группы лиц
- Глава 3.1. Организация привлечения персонала
- Глава 3.2. Отбор персонала Этапы отбора персонала
- Сводная таблица способов проверки персонала
- Мероприятия предварительного этапа конкурса
- Мероприятия основного этапа конкурса
- Лист для оценки претендентов
- Прием на работу и оформление трудового договора
- Глава 3.3. Адаптация персонала
- Глава 3.4. Аттестация персонала Понятие и виды аттестационной оценки работников
- Обобщенная характеристика особенностей оценки разными субъектами
- Аттестация персонала комиссией
- Оценка подчиненных руководителем
- Оценочные центры
- Глава 3.5. Развитие персонала
- Глава 3.6. Расторжение трудовых отношений
- Глава 3.7. Управление деловой карьерой Виды, цели и этапы деловой карьеры
- Управление карьерой
- Успешная карьера в сша вчера и сегодня
- Организация перемещения кадров
- Формы межпрофессионального перемещения
- Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним
- Горизонтальная карьера
- 4.Раздел. Проектирование условий деятельности персонала Глава 4.1. Проектирование системы управления Понятие организационного проектирования
- Нормативы формирования подразделений
- Проектирование управленческих полномочий
- Проектирование подразделений
- Проектирование управленческих технологий и процедур
- График работы руководителя
- Проектирование организации труда
- Глава 4.2. Должность
- Глава 4.3. Рабочее место Общие понятия
- Описание и анализ рабочего места
- Внутренняя организация и проектирование рабочего места
- Высота офисной мебели в зависимости от роста работников
- Внешняя организация рабочего места. Принципы проектирования рабочих помещений
- Воздействие цвета на человека
- Глава 4.4. Проектирование условий труда Понятие и виды условий труда
- Воздействие на людей эстетических элементов окружения
- Производственный травматизм, его причины и оценка