Планирование системы стимулирования руководителей
Для выполнения задач по руководству к менеджерам постоянно предъявляются все возрастающие требования. Поэтому разработка системы стимулирования руководителей носит стратегический характер. Под системой стимулирования понимается совокупность сознательно созданных условий труда, принимающих форму материальных и моральных стимулов для достижения определенных целей и определенным образом влияющих на поведение руководителей. Главная цель формирования системы стимулирования - способствовать высокомотивированному, целенаправленному поведению руководителей.
Стимулы можно дифференцировать на внутрифирменные и внешние. К последним могут относиться географические, социально-культурные и политико-правовые условия (например, специфическая для данного региона система налогов и социального страхования, условия жизни и возможности свободного времяпрепровождения и отдыха) места расположения предприятия. К внутрифирменным стимулам относят следующие. Материальные стимулы: постоянный оклад;
дополнительное вознаграждение, участие в прибылях; предоставление дополнительных материальных и социальных услуг; участие в капитале предприятия.
Нематериальные стимулы:
развивающаяся сфера деятельности (область решаемых задач);
область (пространство) принятия решений;
возможность идентификации с фирмой;
социальный статус и связи.
Повышение материального уровня жизни создает потенциальные предпосылки для становления новой мотивационной системы. Освободившийся от необходимости постоянного поиска средств для удовлетворения насущных потребностей, человек получает возможность приобщения ко всему многообразию ценностей, накопленных цивилизацией.
Когда материальные потребности людей удовлетворяются на приемлемом для них уровне без перенапряжения их физических или нравственных сил, простая прибавка к заработной плате означает меньше, чем возможность располагать свободным временем или разнообразить свою активность. Новые приоритеты работников идеально сформулированы в известном императиве А.Маслоу:
"Человек должен быть тем, чем он может быть; он должен соответствовать своей внутренней природе"17.
Система стимулирования труда руководителей строится на постоянном годовом окладе (твердое вознаграждение), устанавливаемом на уровне требований к соответствующему кругу решаемых задач и квалификации руководителя, а также с учетом специфики отрасли и состояния рынка. Составляющей твердого вознаграждения могут быть дополнительные выплаты (надбавки), например пенсионное страхование и специальные права пользования. Может быть полезным предоставлять руководителям самим возможность выбора различных дополнительных выплат из определенного набора. Так, из подобного «меню» (метод кафетерия), например, при предстоящем повышении постоянного оклада руководитель может выбрать либо повышение оклада, либо равноценное предоставление специфических дополнительных надбавок. Систему дополнительных выплат по методу кафетерия в последнее время все чаще увязывают со специфическими формами организации рабочего времени руководителей.
Переменное (дополнительное) вознаграждение привязывают к уровню достижения согласованных оперативных и стратегических целей собственным подразделением, а также к уровню достижения целей вышестоящей организационной единицей или предприятием в целом.
Одним из еще недостаточно используемых видов стимулирования руководителей является их участие в капитале фирмы на длительный срок. Участие в капитале стимулирует руководителя вести себя как собственник предприятия. Этот вид мотивации используется преимущественно на семейных предприятиях. Из участия в капитале могут возникнуть другие переменные элементы вознаграждения. Они складываются, с одной стороны, из участия в прибыли в соответствии с долей вложенного капитала, с другой - из увеличения рыночной стоимости этой доли.
Работа подобной системы стимулирования руководителей, увязанной с системой планирования, основывается на некоторых предпосылках:
наличии ясной концепции развития предприятия с четко определенными видением и генеральными целями;
наличии хорошо построенной, пользующейся доверием персонала системы оперативного и стратегического планирования. Управление и тем самым планирование и контроль должны строиться на базе согласования целей и обсуждения результатов. Это позволит руководителям сознательно определять цели и необходимые для их выполнения мероприятия, а подчиненным воспринимать их как реализуемые. Руководство должно следовать, таким образом, кооперационному стилю управления, сообразуясь с принципами управления по целям и по отклонениям;
необходима четкая организационная структура с однозначным регулированием задач, полномочий и ответственности. Заметим, что система вознаграждения, увязанная с системой общефирменного планирования, ориентированной на достижение прибыли, лучше всего реализуется на предприятиях с дивизиональной организационной структурой, поскольку при такой структуре можно выделить по крайней мере для решения оперативных задач обособленные центры прибыли с собственной ответственностью за конечные результаты деятельности. На предприятиях с функциональной организационной структурой только для руководителей отделов сбыта, а при некоторых условиях для менеджеров, отвечающих за продуктовые группы и проекты, в качестве целей, с которыми увязывается стимулирование, задаются показатели сумм покрытия или прибыли. При стимулировании руководителей других подразделений исходят из показателей затрат (издержек), а сами эти подразделения считаются центрами затрат.
При разработке системы стимулирования руководителей на каждом предприятии должны быть прежде всего уточнены некоторые аспекты проблемы:
определен круг лиц, принадлежащих к руководящим кадрам, и уровни управления;
определены размеры постоянного (твердого) годового вознаграждения и максимальные пределы переменного вознаграждения для каждого уровня управления. В этой связи следует также решить, должна ли переменная часть вознаграждения вообще быть ограничена сверху. Как правило, исходят из величины совокупного дохода, к которому стремятся при 100%-ном выполнении плана, и отсюда рассчитывают возможную верхнюю границу общей суммы (рис.71);
определено, какая часть переменного вознаграждения за год должна зависеть от достижения оперативных и стратегических целей в рамках закрепленной за руководителем области ответственности. Поскольку с увеличением числа уровней иерархии в организации все больше стратегических задач должно передаваться на верхние уровни, то для руководителей более высокого уровня и для высшего руководства доля переменной части годового вознаграждения за реализацию стратегических планов может устанавливаться сравнительно выше (рис. 72);
установлено, должна ли часть переменного вознаграждения за год зависеть от достижения оперативных целей соответствующим вышестоящим центром прибыли или центром затрат, а также должна ли вообще выплачиваться определенная доля переменного вознаграждения в зависимости от общего финансового результата деятельности предприятия;
четко определены показатели, на базе которых ведется расчет тантьем. При стимулировании за достижение оперативных целей в качестве базовых показателей должны быть выбраны расчетный результат, сумма покрытия и издержки привлечения капитала в плановом периоде или бюджетном году. При выборе нескольких показателей в качестве базы стимулирования возникает проблема определения их относительной важности. Для высшего руководства предприятия и для руководителей концерна в качестве оперативного базового показателя для расчета тантьем используется показатель балансового результата. При стимулировании за достижение качественно определенных стратегических целей: реализации стратегических задач или проектов в соответствующем плановом периоде или бюджетном году (например, включение в состав концерна нового предприятия, создание сервисной сети в определенной стране) - в качестве базового показателя для расчета тантьем может использоваться показатель прироста ценности капитала;
выяснено, должна ли определенная часть переменного вознаграждения устанавливаться по усмотрению вышестоящего руководителя. Это позволит учесть при регулировании размера вознаграждения возможные особые заслуги или, наоборот, ошибки сотрудников;
установлено, будут ли применяться и в каких пределах санкции за недостижение запланированных целей, т.е. на сколько будет уменьшена переменная часть вознаграждения от величины максимально возможной при стопроцентном выполнении плана премии;
выяснено, имеет ли смысл для руководителей штабных отделов и подразделений, где планирование затруднительно (например, отделы НИОКР), привязывать стимулирование руководителей к показателям издержек или к выполнению установленных индивидуальных заданий оперативного и стратегического характера и одновременно предусматривать тантьему, завязанную на прибыль всего предприятия;
9) установлено, что для разбора спорных вопросов и конфликтных ситуаций собирается комиссия, которая с учетом причин отклонений от плана в соответствующей области задач, а также общей ситуации на предприятии обеспечивает справедливое разрешение конфликтов;
10) имеется правовая база, позволяющая через соответствующие трудовые договоры (контракты) внедрять систему стимулирования руководителей, увязанную с общефирменным планированием.
К преимуществам подобной системы стимулирования руководителей можно отнести следующие: обеспечивается базирующаяся на шансах получить при достижении согласованных целей больший доход мотивация руководителей к постоянной готовности работать, прикладывать значительные целенаправленные усилия;
повышается управляемость, поскольку руководство может использовать в качестве инструмента коллегиальную, удобную в работе, проверяемую, а в необходимых случаях и при возникновении непредвиденных обстоятельств корректируемую систему стимулирования;
достигается общая ориентация всех решений и действий на предприятии на достижение краткосрочных и долгосрочных целей, поскольку в системе стимулирования учтены как оперативные, так и стратегические аспекты;
стимулируется высокая интенсивность и эффективность деятельности в сфере планирования и тем самым поиск и реализация возможностей по улучшению результатов;
повышается точность и достоверность планирования, причем тенденции сознательного занижения целевых параметров должны сдерживаться многоступенчатым процессом их обсуждения. Следует определить также, должны ли согласованные значения целевых показателей устанавливаться либо как достижимые лишь в идеальных условиях, либо в качестве целевых нормативов, реально достижимых в нормальных условиях. Предпочтительна постановка реально достижимых целей.
Реализация рассмотренной концепции стимулирования руководителей делает возможным целенаправленное управление на всех уровнях предприятия, однако эта концепция действенна только в рамках общей интегрированной системы ПиК, ориентированной на достижение конечных результатов.
- Система планирования и контроля.
- Требования к системе планирования.
- 5) Система планирования и контроля должна быть гибкой, актуальной и экономичной.
- Характеристика отдельных подсистем планирования: генеральное целевое, стратегическое, оперативное планирование и сводное общефирменное планирование.
- Вход Выход
- Основные задачи и инструменты стратегического контроллинга по фазам планирования:
- Оперативное планирование или планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.
- 4.1. Взаимосвязь оперативных планов.
- Оперативное планирование можно определить как планирование ресурсов, необходимых для достижения поставленных в рамках стратегического планирования целей и определенного потенциала.
- Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование.
- Стоимостные показатели как основа планово-контрольных расчетов.
- Структура стоимостных показателей.
- Целевые показатели, ориентированные на результат:
- Содержание финансового плана
- Прогнозирование и виды прогнозов
- 4. По способу представления результатов прогнозы делятся на точечные и интервальные.
- Методы прогнозирования
- Статистическое прогнозирование
- 1. Экстраполяция по скользящей средней - может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.
- Экспертное прогнозирование
- 6) Введение в анализ разрушительных событий. Разрушительное событие - это внезапно случившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции.
- Использование вероятностно-статистических критериев при оценке проектов
- Планирование оргструктуры и правовой формы.
- Планирование системы управления.
- 3.3.1. Планирование руководящих кадров
- Планирование системы стимулирования руководителей
- Контроллинг маркетинга
- Контроллинг логистики
- Финансовый контроллинг
- Контроллинг инноваций
- Метод Standart Cost.
- Метод Direct-Cost.
- Метод целевых издержек (Target Costing).
- Методы анализа отклонений фактических результатов от плановых.