Контроллинг маркетинга
В условиях трансформации российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов значительно увеличилось значение фактора неопределенности, повысился риск. Выживание предприятий в таких условиях зависит от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в рамках реализации маркетинговой стратегии, направленной на поддержание и развитие производства, повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников предприятия, улучшения ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков.
Сегодня главная проблема на большинстве предприятий связана с неумением правильно организовать маркетинг. Из-за нехватки информации они не могут найти продукт, который требует рынок. Поэтому основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов.
Контроллинг маркетинга - это система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Он включает подсистемы контроля и аудита, которые предполагают соответственно планирование, организацию и проведение процессов измерения, ревизии и оценки результатов реализации концепций, стратегий и планов маркетинга, эффективности управления мероприятий для достижения тактических и стратегических целей маркетинга.
Конкретное сочетание инструментов маркетинга для достижения поставленных предприятием целей, направленных на увеличение прибыли или рост объемов продаж, называется маркетингом- микс. Выделяют четыре основные сферы деятельности маркетинга, известные еще под названием 4»Р»: продукт (product), цена (price), место, условие продажи (place), стимулирование (promotion). Соответственно им выделяют следующие политики маркетинга:
политика в отношении продукта;
сбытовая политика;
ценовая политика;
коммуникационная политика.
Контроллинг маркетинга выступает эффективным средством управления на предприятии, направленным на решение маркетинговых проблем. Задача контроллинга - при фактических расхождениях с планом привести в движение механизм, способный, несмотря на отклонения, достигнуть цели. Сравнение фактических и запланированных результатов осуществляется для своевременного определения места возникновения затруднений с реализацией плана и с помощью регулирующих мероприятий обеспечить получение запланированной прибыли и достижения других намеченных показателей.
Регулирующая деятельность контроллинга - сигнализировать об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, другим отделам, посоветовать им необходимые действия, помочь воплотить их для достижения плановых границ в целом.
67
Как важный элемент управления предприятием, контроллинг помогает руководству в процессе определения и реализации стратегических и оперативных целей развития. В рамках этого различают стратегический и оперативный контроллинг маркетинга.
Стратегический контроллинг маркетинга включает стратегическое планирование и контроль, которые предусматривают:
анализ стратегического портфолио;
методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта;
координацию стратегических планов.
Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.
Среди основных инструментов контроллинга маркетинга можно выделить следующие:
Портфолио-анализ - подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков.
Портфолио-анализ является инструментом для выработки стратегических рекомендаций. Его основная цель - помощь в рациональном распределении ограниченных ресурсов между различными рынками товаров, на которых он распределен. Портфолио- анализ позволяет сформулировать выводы по:
возможной стратегии по группе товаров;
оценке денежных потребностей и потенциалу рентабельности;
распределению объема продаж по квадрантам, для чего можно оценить равновесие портфеля направлений деятельности и товаров.
GAP-анализ - в контексте контроллинга означает анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного.
Рекомендации, полученные в результате портфолио-анализа, требуют дальнейшей конкретизации в виде постановки целей и разработки стратегий их достижений, исходя из реальной ситуации на рынках. Для этого служит GAP-анализ, который является ядром стратегического планирования.
Расчет маржинальной прибыли - с помощью этого метода анализируется эффективность мероприятий в области маркетинга.
Сравнительный анализ - анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности предприятия в сфере маркетинга.
Существуют различные программные средства для осуществления на предприятии функций контроллинга маркетинга. С их помощью решаются основные задачи контроллинга. Большинство этих средств используют для решения задач контроллинга маркетинга его основные инструменты, перечисленные выше.
- Система планирования и контроля.
- Требования к системе планирования.
- 5) Система планирования и контроля должна быть гибкой, актуальной и экономичной.
- Характеристика отдельных подсистем планирования: генеральное целевое, стратегическое, оперативное планирование и сводное общефирменное планирование.
- Вход Выход
- Основные задачи и инструменты стратегического контроллинга по фазам планирования:
- Оперативное планирование или планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.
- 4.1. Взаимосвязь оперативных планов.
- Оперативное планирование можно определить как планирование ресурсов, необходимых для достижения поставленных в рамках стратегического планирования целей и определенного потенциала.
- Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование.
- Стоимостные показатели как основа планово-контрольных расчетов.
- Структура стоимостных показателей.
- Целевые показатели, ориентированные на результат:
- Содержание финансового плана
- Прогнозирование и виды прогнозов
- 4. По способу представления результатов прогнозы делятся на точечные и интервальные.
- Методы прогнозирования
- Статистическое прогнозирование
- 1. Экстраполяция по скользящей средней - может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.
- Экспертное прогнозирование
- 6) Введение в анализ разрушительных событий. Разрушительное событие - это внезапно случившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции.
- Использование вероятностно-статистических критериев при оценке проектов
- Планирование оргструктуры и правовой формы.
- Планирование системы управления.
- 3.3.1. Планирование руководящих кадров
- Планирование системы стимулирования руководителей
- Контроллинг маркетинга
- Контроллинг логистики
- Финансовый контроллинг
- Контроллинг инноваций
- Метод Standart Cost.
- Метод Direct-Cost.
- Метод целевых издержек (Target Costing).
- Методы анализа отклонений фактических результатов от плановых.