Планирование оргструктуры и правовой формы.
В зависимости от желаемого в будущем размера предприятия, специфики его продуктовой программы, потенциала, места расположения производства (регион, страна) планируют размеры предприятия и его правовую форму. Основная цель для организационно-правового структурирования предприятия - его сохранение и успешное развитие. Эта цель переплетается с :
материальными целями – обеспечение ориентации на рынок, повышение управляемости, стимулирование инноваций, (нововведений),
монетарными – снижение затрат, обеспечение прибыльности, поддержиние ликвидности,
социальными – сохранение и развитие кадрового потенциала,, повышение эффективности диалога с общественными группами внутри и вне предприятия.
В качестве вторичных целей могут рассматриваться гибкость организационно-правовой структуры, т.е. ее способность адаптироваться к меняющимся условиям, масштаб управленческих полномочий, степень участия в прибылях, условия финансирования и налогообложения, затраты, связанные с правовой формой, необходимая отчетность.
Цели могут задаваться как в виде принципиальных установок, так и в виде конкретных показателей.
Различные организационно-правовые структуры и их комбинации образуют множество альтернатив. Организационная структура и правовая форма взаимосвязаны. Чаще организационная структура определяет выбор правовой формы.
Индивидуальная форма Объединение лиц (товарищество) Объединение капиталов (общество) Договорной концерн Фактический концерн
Рост размеров предприятия
Рис. Этапы изменения правовой формы по мере роста предприятия
Функциональная организация Функциональная организация + управление по продуктам Дивизиональная + функциональная + продуктовая Дивизиональная + частично функциональная (штаб-квартира и координационные службы) Концерн на базе головного предприятия Управленческий холдинг Финансовый холдинг
Родственность продуктов
Территориальная концентрация производств
Рис. Этапы изменения организационной структуры по мере роста предприятия
Правовые формы предприятий соответствуют Гражданскому Кодексу РФ.
При выборе правовой структуры принимается решение :
создавать монопредприятие или более сложную интегрированную структуру из нескольких взаимосвязанных предприятий типа концерна, синдиката, треста, конгломерата.
Синдикат – интеграция совокупности предприятий на условиях централизации функции материально-технического обеспечения и сбыта продукции. Участники сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую (определение цен, закупку сырья, сбыт продукции). Главная идея всей цепочки – продвижение собственной продукции, производственный цикл которой разделен по разным предприятиям.
Трест – объединение предприятий, при котором участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому централизованному управлению Управление осуществляется в форме контрольного пакета или особого доверительного сертификата (траста). Бывшие владельцы предприятий, вошедших в трест, становятся акционерами треста, получая прибыль пропорционально сумме вложенного капитала (доли).
Центральный орган управления заключает договоры, распределяет производственные заказы и функции. Общая прибыль распределяется по долевому участию. Тресты, как правило, не выходят за отраслевые рамки и не включают в себя финансовые структуры. Трест является организационной формой объединения промышленного капитала. Строительные тресты получая большой заказ распределяют подряд.
Концерн – многофункциональная организационная структура, представляющая собой финансово-экономическое целое, обусловленное единством управления и финансового контроля.
Это многоотраслевые объединения организационно связанных между собой предприятий, контролируемых материнской компанией через систему участия в капитале. Крупные концерны объединяют десятки и сотни предприятий, включая сбытовые, финансовые, страховые, обслуживающие, научно-исследовательские и производственные фирмы. Например "Дженерал моторз" объединяет 126 автомобильных заводов в США и 13 в Канаде, а также производственные и сбытовые центры в 36 странах. Продукция компании реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющих более 15 тыс. фирм
Концерн наиболее совершенная форма концентрации капитала, обеспечивающая эффективное управление и финансовую устойчивость участникам.
При выборе концерна возможны альтернативы:
концерн с присоединенными предприятиями-филиалами (филиал не является юридическим лицом, имеет имущество в хозяйственном ведении);
договорной концерн, основанный на договоре соподчинения между участвующими в нем предприятиями. При этом возможны варианты: договор аренды, договор об участии в прибыли (долевое участие), договор траста (предприятие с большей долей имеет трастовый сертификат, т.е. фактически управляет).
фактический концерн – участие головного предприятия большей долей в капитале входящих в него предприятий.
Конгломерат – разновидность концерна, международная интеграция деятельности с целью монопольного влияния на мировой рынок в виде транснациональных компаний (т.е. международные компании под контролем одной страны) и многонациональных (под контролем совокупности стран, т.е. акционерный капитал распределен между несколькими странами).
От обычного концерна конгломерат отличается гораздо большими масштабами диверсификации производства и большим объемом финансовых операций. В состав конгломерата входят мощные банковские структуры, при поддержке которых можно осуществлять покупку контрольных пакетов акций интересующих производственных и финансовых компаний.
Холдинговая компания - есть корпорация, которая владеет пакетом акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль. При слиянии и поглощении присоединяемая или поглощаемая компания перестает существовать как юридическое лицо, ее активы переходят на баланс поглощающей компании. Такое слияние может противоречить антимонопольному законодательству. Одна из форм слияний без потери юридической самостоятельности – холдинг. Холдинговая компания покупает контрольный пакет акций компании, дающий право голоса, т.е. возможность управлять ею.
Консорциумы - это временные союзы независимых производственных и финансовых компаний, целью которых могут быть различные виды скоординированной предпринимательской деятельности, требующей больших финансовых и материальных ресурсов (осуществление крупного проекта, предоставление кредита и т. д.).
Ассоциация - добровольное объединение компаний для достижения обшей хозяйственной или какой-либо другой цели.
Финансово-промышленные группы - это объединения промышленного и финансового капитала, базирующееся на долгосрочных связях и различных системах участия в капитале корпораций.
1.объединение капиталов - финансово-промышленная группа;
2.горизонтальная интеграция - ассоциация или союз;
3.экономическая субординация - холдинг.
Выбор той или иной формы зависит от желаемого стиля руководства, модели распределения полномочий в сфере принятия решений, желаемый уровень централизации управления. Существенную роль при выборе правовой структуры играют вопросы налогообложения.
В соответствии со ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Он может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда в случае, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Предприниматель является субъектом малого предпринимательства, для которых существуют упрощенные формы налогообложения. Это предприятия со ср.списочной численность до 100 человек, стоимость ОПФ которых не превышает 100 млн.руб. и выручка от реализации 15 млн.руб. Некоторые виды деятельности подлежат налогообложения налогом на вмененный доход, независимо от собственности (ИЧП или юр.лицо), но при условии раздельного ведения учета имущества и доходов от разных видов деятельности.
- Система планирования и контроля.
- Требования к системе планирования.
- 5) Система планирования и контроля должна быть гибкой, актуальной и экономичной.
- Характеристика отдельных подсистем планирования: генеральное целевое, стратегическое, оперативное планирование и сводное общефирменное планирование.
- Вход Выход
- Основные задачи и инструменты стратегического контроллинга по фазам планирования:
- Оперативное планирование или планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.
- 4.1. Взаимосвязь оперативных планов.
- Оперативное планирование можно определить как планирование ресурсов, необходимых для достижения поставленных в рамках стратегического планирования целей и определенного потенциала.
- Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование.
- Стоимостные показатели как основа планово-контрольных расчетов.
- Структура стоимостных показателей.
- Целевые показатели, ориентированные на результат:
- Содержание финансового плана
- Прогнозирование и виды прогнозов
- 4. По способу представления результатов прогнозы делятся на точечные и интервальные.
- Методы прогнозирования
- Статистическое прогнозирование
- 1. Экстраполяция по скользящей средней - может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.
- Экспертное прогнозирование
- 6) Введение в анализ разрушительных событий. Разрушительное событие - это внезапно случившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции.
- Использование вероятностно-статистических критериев при оценке проектов
- Планирование оргструктуры и правовой формы.
- Планирование системы управления.
- 3.3.1. Планирование руководящих кадров
- Планирование системы стимулирования руководителей
- Контроллинг маркетинга
- Контроллинг логистики
- Финансовый контроллинг
- Контроллинг инноваций
- Метод Standart Cost.
- Метод Direct-Cost.
- Метод целевых издержек (Target Costing).
- Методы анализа отклонений фактических результатов от плановых.