Содержание финансового плана
Бюджет доходов и расходов.
«Бюджет предприятия» состоит из двух частей: доходной и расходной.
В доходную часть вносятся все виды планируемых денежных поступлений. Основным источником доходов организации является объем продаж, поэтому на основании планов маркетинга и производства определяются объемы продаж по месяцам, или по кварталам по каждому виду продукции. Исходя из объемов продаж, определяется доход от продаж или выручка от основной деятельности.
Доходы от неосновной деятельности составляют доходы от запланированных проектов по продаже основных средств, ценных бумаг, от долевого участия в совместной деятельности и т.д.
В доходную часть также вносятся поступления от взносов учредителей в Уставный фонд.
В расходную часть вносятся все виды планируемых затрат: на производственную деятельность, на обеспечивающую деятельность (управленческую и по подготовке производства), рекламно-сбытовую деятельность, капвложения в развитие (инвестиции), выплаты по кредитам, займам, ссудам, обязательные платежи в бюджет, выплаты по штрафам, пеням, неустойкам, выплаты дивидендов, отчисления в различные фонды предприятия (резервный, социальный, развитии производства).
Если суммарные денежные поступления превышают сумму расходов, получаем бюджет с профицитом (превышением), если доходная часть меньше расходной - с дефицитом, в случае равенства – сбалансированный бюджет.
Исходными пунктами планирования являются планы оборота (реализации), издержек, суммы покрытия в разрезе определенных продуктов, продуктовых программ. Их разрабатывают на основе взаимосвязанных планов снабжения, производства и сбыта. На базе нормативов сумм покрытия по продуктам или производственным программам и нормативов накладных расходов (постоянных) сначала по подсистемам предприятия, затем в целом определяют плановый производственный результат. Далее можно исчислять издержки, выручку и сумму покрытия в разрезе проектов, потенциала, операций, объектов (например, инвестиционных).
Исходя из производственного результата можно планировать балансовый результат (брутто и нетто), планировать рентабельность собственного капитала.
Далее планируется распределение прибыли (на выплату дивидендов, распределение по фондам, на социальные нужды), составляется социальный баланс предприятия (отчет перед обществом).
Далее на основании денежных потоков составляется план денежных поступлений и выплат.
При планировании выплат и поступлений составляют платежный календарь на период (месяц) с разбивкой по дням.
В реальных условиях предприятие не сразу получает деньги за поставленную продукцию и может иметь рассрочку при оплате закупаемых ресурсов, т.е. имеет дебиторскую и кредиторскую задолженность - или имеет краткосрочное кредитование от партнеров (КЗ) или само кредитует покупателя (ДЗ). С учетом краткосрочных кредитов (ДЗ и КЗ) стоимостной эквивалент любого потока благ, идущего на рынки сбыта и снабжения и от них на предприятие называется доходами и расходами.
Расход = Выплаты + Прирост КЗ + уменьшение ДЗ
Доходы = Поступления + Прирост ДЗ + Уменьшение КЗ
Процессы кредитования
К этому добавляют денежный поток, связывающий предприятие с рынком денег и капиталов – потоки по поступлению и погашению кредитов (финансово-обусловленные приходы и расходы).
При рассмотрении на определенный момент времени говорят о наличии платежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности.
Планирование оборотных средств.
А) поступлений и выплат, или, с учетом процессов кредитования, прихода и расхода;
Б) затрат и доходов;
В) стоимостных результатов производства (оборот/выручка от реализации).
Из этих базовых показателей могут выводится различные абсолютные и относительные показатели, например:
А) избыток и дефицит платежных средств и ценность капитала;
Б) балансовые результаты и рентабельность собственного капитала;
В) калькуляционные результаты, сумма покрытия, показатели рентабельности инвестированного капитала.
Оценка внешних источников финансирования.
Критерии – время возможного использования, цена используемого ресурса или издержки, связанные с использованием, степень утраты контроля над фирмой, доступность ресурса.
В основном все внешние источники финансирования распадаются на две категории: либо финансирование путем получения займов (доступ к рынку денег), либо путем выпуска ценных бумаг – обыкновенных или привилегированных акций, облигаций (доступ к рынку капиталов, т.к. долгосрочное вложение денег с целью систематического получения прибыли рассматривается не как ссуды, а как вложение капитала). Рынок капиталов связан с реализацией стратегических целей предприятия. Средства для приобретение дорогостоящего оборудования, крупных инвестиционных проектов которые используется и приносят доход в течение длительного периода времени, предоставляются также на длительный срок. Для банков, отвлечение крупных сумм на длительный срок из оборота связано с риском неполучения «быстрых» денег и снижением оборачиваемости. Поэтому банки выдают такие кредиты неохотно, только клиентам с высокой степенью финансовой устойчивости. Другие участники рынка капиталов – инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании, располагают крупными суммами на более длительный срок, но условия получения займа у них, как правило, менее выгодные (под больший процент, дополнительные расходы на страхование и т.п.).
И банковский кредит и суды других инвесторов выдаются под обеспечение (залог). Обеспечением может служить старое оборудование или закупаемое оборудование. В таком случае финансируется 50-70% стоимости оборудования в зависимости от реальной возможности его продажи.
- Система планирования и контроля.
- Требования к системе планирования.
- 5) Система планирования и контроля должна быть гибкой, актуальной и экономичной.
- Характеристика отдельных подсистем планирования: генеральное целевое, стратегическое, оперативное планирование и сводное общефирменное планирование.
- Вход Выход
- Основные задачи и инструменты стратегического контроллинга по фазам планирования:
- Оперативное планирование или планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.
- 4.1. Взаимосвязь оперативных планов.
- Оперативное планирование можно определить как планирование ресурсов, необходимых для достижения поставленных в рамках стратегического планирования целей и определенного потенциала.
- Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование.
- Стоимостные показатели как основа планово-контрольных расчетов.
- Структура стоимостных показателей.
- Целевые показатели, ориентированные на результат:
- Содержание финансового плана
- Прогнозирование и виды прогнозов
- 4. По способу представления результатов прогнозы делятся на точечные и интервальные.
- Методы прогнозирования
- Статистическое прогнозирование
- 1. Экстраполяция по скользящей средней - может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.
- Экспертное прогнозирование
- 6) Введение в анализ разрушительных событий. Разрушительное событие - это внезапно случившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции.
- Использование вероятностно-статистических критериев при оценке проектов
- Планирование оргструктуры и правовой формы.
- Планирование системы управления.
- 3.3.1. Планирование руководящих кадров
- Планирование системы стимулирования руководителей
- Контроллинг маркетинга
- Контроллинг логистики
- Финансовый контроллинг
- Контроллинг инноваций
- Метод Standart Cost.
- Метод Direct-Cost.
- Метод целевых издержек (Target Costing).
- Методы анализа отклонений фактических результатов от плановых.