Характеристика отдельных подсистем планирования: генеральное целевое, стратегическое, оперативное планирование и сводное общефирменное планирование.
Выделяют комплексы планирования и, соответственно, разделы общего плана предприятия, к которым относятся:
Генеральное целевое планирование или планирование общих целей.
Стратегическое планирование или планирование продуктовой программы и потенциала, планирование структуры потенциала.
Оперативное планирование или планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.
Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование.
Генеральное целевое планирование Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование
Стратегическое планирование
Оперативное планирование
Область монетарного планирования
Рис. 7 - Схема комплексов планирования.
Генеральное целевое планирование или планирование общих целей. Задание всех общих экономических и неэкономических целей, т.е. разработку концепции предприятия. Это планирование в общих чертах важнейших материальных целей: областей деятельности, отраслей, важнейших результатов, которые хотят достичь, групп потребителей. Стоимостных целей: финансового результата и ликвидности. Важнейших социальных целей: определение модели поведения по отношению к персоналу, рыночным партнерам, государству и т.д., социального положения, имиджа предприятия. Генеральные цели выражают ценностные представления высшего руководства или других центров волеизъявления (совета акционеров). Разработанная система генеральных целей – результат проведения политики предприятия.
Генеральные цели формулируются в виде директив. Например, цели концерна Сименс:
- Мы хотим принадлежать в области электротехники к сильнейшим предприятиям мира и быть лидерами в техническом прогрессе (материальная цель - определение предмета деятельности или отрасли – электротехника и разработки, места предприятия в отрасли);
- Наша цель состоит в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности наших заказчиков во всем мире изделиями и услугами (материальная цель - определение географии рынка и сегментов потребителей или универсальность деятельности);
- Мы хотим обеспечить постоянно высокие доходы как условие надежного будущего нашей фирмы и повышать ценность капитала наших акционеров (стоимостная цель сформулирована директивно, чтобы хватало на перспективные разработки и дивиденды акционерам);
- Творчество и работоспособность нашего персонала – основа успеха предприятия (социальная цель - отношение к персоналу);
- Мы хотим иметь с нашими партнерами во всем мире конструктивные, долгосрочные и надежные отношения (социальные цели по отношению к партнерам);
- Мы считаем себя неотъемлемой частью национальной экономики и несем обязательства перед обществом и внешней средой (социальные цели по отношению к государству, обществу и внешней среде).
Генеральные цели еще можно рассматривать как цели достижения конкурентных преимуществ.
С точки зрения содержания, масштабов и временных горизонтов цели находят свое отражение в показателях планирования результатов и финансового планирования.
Цели подразделений предприятия. Цели подразделений формулируются как вклад в цели организации, и они не должны противоречить целям других подразделений. Пример формулировки цели для подразделения маркетинга: уменьшить количество жалоб, рекламаций от клиентов на 20% в следующем плановом году.
Первоначальная постановка целей необходима на стадии создания предприятия. Для действующего предприятия процесс целепостановки связан с изменениями во внешней среде и изменением самого предприятия (реструктуризация, смена собственника и т.п.) и вытекающей отсюда необходимостью корректировки целей либо новой формулировки целей.
Система целей предприятия содержит определение миссии или общих безотносительно времени целевых установок (образ действий), цели по периодам и финансовые цели как сформулированные результаты будущих действий.
На этапе создания предприятия формулируются только миссия. и общие цели (в т.ч финансовые - результат и ликвидность).
Миссия — это краткое изложение главного предназначения предприятия на достаточно длительный период его существования. Миссия отражает интересы заинтересованных субъектов – акционеров предприятия. Официальная миссия обусловливает необходимость и правомерность деятельности предприятия во имя полезности для государства, общества, собственников предприятия, их работников, фирм-соучастников бизнеса.
Области деятельности тоже определяются глобально. Цели фиксируются в Уставе предприятия.
Общие цели и миссия так или иначе выражают постоянное стремление к максимизации прибыли (результата), ценности капитала при постоянном поддержании ликвидности, обеспечение определенного уровня социальных целей, минимального дивиденда.
Право разработки и пересмотра генеральных целей принадлежит высшему исполнительному органу предприятия в соответствии с Уставом – совету акционеров (совета директоров, наблюдательного совета), который избирается общим собранием акционеров. Высший орган управления согласовывает цели с другими центрами волеизъявления – персоналом в виде совета трудового коллектива, профсоюзного органа, крупными инвесторами, учитывает интересы и ограничения других субъектов – государства (по выплате налогов), кредиторов (обеспечение ликвидности).
На действующем предприятии цели конкретизируются и дифференцируются по уровням управления, подразделениям, продуктовым группам, процессам.
<ЦЕЛЬ> = <НАИМЕНОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА> + <КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА> + <СРОК ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ>
Стратегическое планирование или планирование продуктовой программы и потенциала, планирование структуры потенциала. В ходе стратегического планирования на базе установленных генеральных целей определяют в долгосрочном плане структуру и объемы продуктово-ассортиментной программы, а также структуру и объемы потенциала (персонала, средств производства), необходимых для ее производства и реализации.
Так, в соответствии с генеральными целями концерна Сименс (универсальность в электротехнической промышленности), их продуктовая программа разделяется на следующие важнейшие направления:
информационное и коммуникационное оборудование (ср-ва связи) 35%;
энергетическое и электромонтажное оборудование – 20%
бытовая электроника и электробытовые приборы – 17%;
элементная база и электронные блоки – 10%;
измерительная и регулирующая техника – 6%;
остальное – медицинская техника, автомобильная электроника, прочая электроника.
Предметом стратегического планирования является планирование размеров предприятия, выражаемых потенциалом. Т.к. рост размеров предприятия принципиально ограничен только возможностями финансирования, планирование структуры капитала (соотношение собственных и заемных средств) также относят к стратегическому планированию.
Говоря о структуре потенциала, предметом стратегического планирования является планирование структуры производства и мощностей (для средств производства), а также:
юридической формы,
организационной структуры предприятия,
системы управления (т.е. планирования и расстановки руководящих кадров, системы стимулирования руководителей),
информационной системы менеджмента (система планирования, регулирования, документирования и контроля).
Стратегическое планирование – это планирование роста, развития и инновационное планирование. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих решений, характеризующихся следующими признаками:
формируют направление развития предприятия;
имеют особое значение для развития активов и показателей успеха предприятия;
требуют принятия особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей;
принимаются и контролируются только высшим руководством предприятия или внешними центрами волеизъявления (наблюдательным советом, советом акционеров);
принимаются редко и действуют в долгосрочной перспективе;
принимаются на основе ценностей высшего руководства и культуры предприятия в целом.
В рамках стратегического планирования определяются также стратегические мероприятия – проекты. Например, приобретение нового предприятия, создание нового подразделения, закрытие одного из производств. Сами мероприятия являются предметом оперативного планирования.
Цель стратегического планирования – создание и распределение потенциала предприятия.
Ориентиром для разработки стратегии является миссия (предназначение) предприятия.
Стратегия, разрабатываемая на определенный период, способствует выполнению миссии предприятия наиболее эффективным способом.
Для реализации каждой стратегии разрабатывается стратегический план, который представляет собой набор стратегических целей, проектов и программ действий по достижению заданных целей на основе стратегических решений.
Основная задача стратегического планирования - повышение конкурентоспособности предприятия и долгосрочное развитие потенциала в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды. Поскольку речь идет о планировании в условиях неопределенности, и вследствие разрыва процесса планирования и процесса реализации во времени, необходим инструмент, выполняющий функцию навигатора, который вовремя должен указывать на те моменты, когда необходимо пересмотреть стратегические планы и скорректировать выбранную стратегию. Этим инструментом является стратегический контроллинг.
Проблемы, возникающие в связи с этим:
- методы контроля за внешней и внутренней средой;
- создание системы ключевых показателей, отражающих движение предприятия к намеченным целям и обеспечивающие обратную связь между планированием и реализацией стратегических задач;
- технология прогнозирования и выявления ключевых бизнес-процессов и ключевых факторов успеха с целью сведения к минимуму затрат.
При стратегическом планировании применяется системный подход и методы системного анализа. Использование системного подхода в оперативном управлении названо управлением проектами или управлением программами.
- Система планирования и контроля.
- Требования к системе планирования.
- 5) Система планирования и контроля должна быть гибкой, актуальной и экономичной.
- Характеристика отдельных подсистем планирования: генеральное целевое, стратегическое, оперативное планирование и сводное общефирменное планирование.
- Вход Выход
- Основные задачи и инструменты стратегического контроллинга по фазам планирования:
- Оперативное планирование или планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.
- 4.1. Взаимосвязь оперативных планов.
- Оперативное планирование можно определить как планирование ресурсов, необходимых для достижения поставленных в рамках стратегического планирования целей и определенного потенциала.
- Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование.
- Стоимостные показатели как основа планово-контрольных расчетов.
- Структура стоимостных показателей.
- Целевые показатели, ориентированные на результат:
- Содержание финансового плана
- Прогнозирование и виды прогнозов
- 4. По способу представления результатов прогнозы делятся на точечные и интервальные.
- Методы прогнозирования
- Статистическое прогнозирование
- 1. Экстраполяция по скользящей средней - может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.
- Экспертное прогнозирование
- 6) Введение в анализ разрушительных событий. Разрушительное событие - это внезапно случившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции.
- Использование вероятностно-статистических критериев при оценке проектов
- Планирование оргструктуры и правовой формы.
- Планирование системы управления.
- 3.3.1. Планирование руководящих кадров
- Планирование системы стимулирования руководителей
- Контроллинг маркетинга
- Контроллинг логистики
- Финансовый контроллинг
- Контроллинг инноваций
- Метод Standart Cost.
- Метод Direct-Cost.
- Метод целевых издержек (Target Costing).
- Методы анализа отклонений фактических результатов от плановых.