logo
ПиК для дневного отделения

Характеристика отдельных подсистем планирования: генеральное целевое, стратегическое, оперативное планирование и сводное общефирменное планирование.

Выделяют комплексы планирования и, соответственно, разделы общего плана предприятия, к которым относятся:

  1. Генеральное целевое планирование или планирование общих целей.

  2. Стратегическое планирование или планирование продуктовой программы и потенциала, планирование структуры потенциала.

  3. Оперативное планирование или планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.

  4. Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование.

Генеральное целевое планирование

Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Область монетарного планирования

Рис. 7 - Схема комплексов планирования.

  1. Генеральное целевое планирование или планирование общих целей. Задание всех общих экономических и неэкономических целей, т.е. разработку концепции предприятия. Это планирование в общих чертах важнейших материальных целей: областей деятельности, отраслей, важнейших результатов, которые хотят достичь, групп потребителей. Стоимостных целей: финансового результата и ликвидности. Важнейших социальных целей: определение модели поведения по отношению к персоналу, рыночным партнерам, государству и т.д., социального положения, имиджа предприятия. Генеральные цели выражают ценностные представления высшего руководства или других центров волеизъявления (совета акционеров). Разработанная система генеральных целей – результат проведения политики предприятия.

Генеральные цели формулируются в виде директив. Например, цели концерна Сименс:

- Мы хотим принадлежать в области электротехники к сильнейшим предприятиям мира и быть лидерами в техническом прогрессе (материальная цель - определение предмета деятельности или отрасли – электротехника и разработки, места предприятия в отрасли);

- Наша цель состоит в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности наших заказчиков во всем мире изделиями и услугами (материальная цель - определение географии рынка и сегментов потребителей или универсальность деятельности);

- Мы хотим обеспечить постоянно высокие доходы как условие надежного будущего нашей фирмы и повышать ценность капитала наших акционеров (стоимостная цель сформулирована директивно, чтобы хватало на перспективные разработки и дивиденды акционерам);

- Творчество и работоспособность нашего персонала – основа успеха предприятия (социальная цель - отношение к персоналу);

- Мы хотим иметь с нашими партнерами во всем мире конструктивные, долгосрочные и надежные отношения (социальные цели по отношению к партнерам);

- Мы считаем себя неотъемлемой частью национальной экономики и несем обязательства перед обществом и внешней средой (социальные цели по отношению к государству, обществу и внешней среде).

Генеральные цели еще можно рассматривать как цели достижения конкурентных преимуществ.

С точки зрения содержания, масштабов и временных горизонтов цели находят свое отражение в показателях планирования результатов и финансового планирования.

Цели подразделений предприятия. Цели подразделений формулируются как вклад в цели организации, и они не должны противоречить целям других подразделений. Пример формулировки цели для подразделения маркетинга: уменьшить количество жалоб, рекламаций от клиентов на 20% в следующем плановом году.

Первоначальная постановка целей необходима на стадии создания предприятия. Для действующего предприятия процесс целепостановки связан с изменениями во внешней среде и изменением самого предприятия (реструктуризация, смена собственника и т.п.) и вытекающей отсюда необходимостью корректировки целей либо новой формулировки целей.

Система целей предприятия содержит определение миссии или общих безотносительно времени целевых установок (образ действий), цели по периодам и финансовые цели как сформулированные результаты будущих действий.

На этапе создания предприятия формулируются только миссия. и общие цели (в т.ч финансовые - результат и ликвидность).

Миссия — это краткое изложение главного предназначения пред­приятия на достаточно длительный период его существования. Миссия отражает интересы заинтересованных субъектов – акционеров предприятия. Офи­циальная миссия обусловливает необходимость и правомерность дея­тельности предприятия во имя полезности для государства, общества, собственников предприятия, их работников, фирм-соучастников бизнеса.

Области деятельности тоже определяются глобально. Цели фиксируются в Уставе предприятия.

Общие цели и миссия так или иначе выражают постоянное стремление к максимизации прибыли (результата), ценности капитала при постоянном поддержании ликвидности, обеспечение определенного уровня социальных целей, минимального дивиденда.

Право разработки и пересмотра генеральных целей принадлежит высшему исполнительному органу предприятия в соответствии с Уставом – совету акционеров (совета директоров, наблюдательного совета), который избирается общим собранием акционеров. Высший орган управления согласовывает цели с другими центрами волеизъявления – персоналом в виде совета трудового коллектива, профсоюзного органа, крупными инвесторами, учитывает интересы и ограничения других субъектов – государства (по выплате налогов), кредиторов (обеспечение ликвидности).

На действующем предприятии цели конкретизируются и дифференцируются по уровням управления, подразделениям, продуктовым группам, процессам.

<ЦЕЛЬ> = <НАИМЕНОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА> + <КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА> + <СРОК ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ>

  1. Стратегическое планирование или планирование продуктовой программы и потенциала, планирование структуры потенциала. В ходе стратегического планирования на базе установленных генеральных целей определяют в долгосрочном плане структуру и объемы продуктово-ассортиментной программы, а также структуру и объемы потенциала (персонала, средств производства), необходимых для ее производства и реализации.

Так, в соответствии с генеральными целями концерна Сименс (универсальность в электротехнической промышленности), их продуктовая программа разделяется на следующие важнейшие направления:

Предметом стратегического планирования является планирование размеров предприятия, выражаемых потенциалом. Т.к. рост размеров предприятия принципиально ограничен только возможностями финансирования, планирование структуры капитала (соотношение собственных и заемных средств) также относят к стратегическому планированию.

Говоря о структуре потенциала, предметом стратегического планирования является планирование структуры производства и мощностей (для средств производства), а также:

Стратегическое планирование – это планирование роста, развития и инновационное планирование. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих решений, характеризующихся следующими признаками:

В рамках стратегического планирования определяются также стратегические мероприятия – проекты. Например, приобретение нового предприятия, создание нового подразделения, закрытие одного из производств. Сами мероприятия являются предметом оперативного планирования.

Цель стратегического планирования – создание и распределение потенциала предприятия.

Ориентиром для разработки стратегии является миссия (предназ­начение) предприятия.

Стратегия, разрабатываемая на определенный период, способствует выполнению миссии предприятия наиболее эффективным способом.

Для реализации каждой стратегии разрабатывается стратегический план, который представляет собой набор стратегических целей, про­ектов и программ действий по достижению заданных целей на основе стратегических решений.

Основная задача стратегического планирования - повышение конкурентоспособности предприятия и долгосрочное развитие потенциала в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды. Поскольку речь идет о планировании в условиях неопределенности, и вследствие разрыва процесса планирования и процесса реализации во времени, необходим инструмент, выполняющий функцию навигатора, который вовремя должен указывать на те моменты, когда необходимо пересмотреть стратегические планы и скорректировать выбранную стратегию. Этим инструментом является стратегический контроллинг.

Проблемы, возникающие в связи с этим:

- методы контроля за внешней и внутренней средой;

- создание системы ключевых показателей, отражающих движение предприятия к намеченным целям и обеспечивающие обратную связь между планированием и реализацией стратегических задач;

- технология прогнозирования и выявления ключевых бизнес-процессов и ключевых факторов успеха с целью сведения к минимуму затрат.

При стратегическом планировании применяется системный подход и методы системного анализа. Использование системного подхода в оперативном управлении названо управлением проектами или управлением программами.