logo search
9 сем

4.2.2. Методические основы регулирования оплаты труда в условиях рыночных отношений

Основной особенностью предпринимательской

Деятельности субъектов рыночной экономики является их полная финансовая независимость, самостоятельность, обособленность и автономность. Хозяйствующие субъекты имеют юридическое право выбора характера. производимой продукции,

193

технологических способов ее изготовления, установление цены и вариантов реализации конечного продукта, распределения собственного дохода и прибыли среди участников производства.

Обретение финансово-хозяйственной независимости и самостоятельности предприятий несет с собой не только желанную свободу в вопросах владения средствами производства, маневрирования имеющимися ресурсами и использования финансовых результатов хозяйствования. Свобода предпринимательской деятельности непременно требует от руководителей предприятий и трудовых коллективов осознания и восприятия полкой ответственности за высокоэффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение устойчивого развития производства. При этом традиционные иждивенческие настроения и надежды на безвозмездную помощь или содействие со стороны государственных органов в случае финансовых трудностей и просчетов должны быть преданы забвению.

Своеобразие рыночных отношений состоит в том, что закон выживания сильнейших приобретает характер грозного, постоянно действующего фактора стимулирования

товаропроизводителей в достижении максимально высоких конечных результатов своей хозяйственной и финансовой деятельности. Для сильнейших, способных технически и экономически грамотно вести хозяйство, это означает возможность пользоваться своими финансовыми и социальными преимуществами. Для ослабевших, не обладающих достаточным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, это создает угрозу несбалансированности доходов и расходов, финансового коллапса и банкротства. В условиях самостоятельного ведения хозяйства ключевыми проблемами выживания и устойчивого развития субъекта в предпринимательской деятельности является постоянное сохранение высокого технического и организационного уровня производства, а также эффективное, стратегически и тактически грамотное управление всеми видами ресурсов для достижения положительных финансовых результатов. Лидирующие, позиции в конкурентном неофициальном соревновании всегда будут занимать те предприниматели, которые, опираясь на современные достижения науки и техники, смогут овладеть

194

искусством мудрого построения распределительных отношении в трудовых коллективах, и, прежде всего, системы оплаты и стимулирования труда.

Многолетний опыт организации заработной платы и распределение прибавочного продукта на промышленных предприятиях и фирмах показывает, что наиболее надежным и постоянно действующим фактором высокой результативности индивидуальной и коллективной производственно-созидательной деятельности является справедливая оплата труда в сочетании с эффективными методами экономического и социального стимулирования. В зависимости от специфики производства и масштабов предприятия могут использоваться более или менее сложные системы оплаты и мотиваций высокопроизводительного труда. Однако при всем многообразии конкретных форм и разновидности заработной платы и материального поощрения важно учитывать .некоторые общие методологические требования, соблюдение которых позволяет поддерживать . высокий уровень производственных отношений, морально-психологическое единство и финансовую устойчивость фирмы.

Наиболее острой и постоянно существующей проблемой организации оплаты труда являются объективно-существующие противоречия между личными и коллективными интересами повышения номинальной заработной платы и денежных доходов. До тех пор, пока в структуре производственных отношений господствовал известный принцип эксплуатации наемных работников, это противоречие разрешалось, диктаторскими способами непререкаемого занижения заработной платы до уровня стоимости рабочей силы. Предприниматели имели достаточно прав и возможности для волюнтаристского сдерживания темпов роста денежных выплат ради увеличения прибыли и обеспечение конкурентоспособности производства.

По мере расширения социальных и политических свобод трудящихся в структуре производственных отношений господствующим становится принцип цивилизованного сотрудничества участников производства и равноправного, взаимоуважительного . сочетания личных и коллективных интересов. Такой эволюционный прогресс производственных отношений требует адекватных образований всей системы

195

распределения вновь созданного продукта в масштабах государства и коренных преобразований оплаты и стимулирования труда, на предприятиях.

Непонимание или игнорирование этих исторических процессов и объективных требований социально справедливого построения заработной платы влечет за собой кризисно-тупиковое состояние экономики государства, а также финансовое банкротство предприятий. Бытующее среди многих государственных деятелей мнение о целесообразности упрощения системы оплаты и стимулирования труда в условиях рыночного ведения хозяйства и необходимости предоставления полной свободы товаропроизводителям в вопросах начисления заработной платы является типичным примером наивного заблуждения.

Тяжелейшее социальное положение основной массы населения являются порождением общей дезорганизации заработной платы и существующей неуправляемости денежных доходов. И для того, чтобы остановить протекающие губительные процессы, нет, и не может быть, иного пути кроме упорядочения распределительных отношений на основе взаимного учета и признания равноправия личных, коллективных и общественных интересов.

Проблемы сочетания личных и коллективных интересов материализуются в процессе повседневного функционирования системы зарплатоначисления и фондообразования. С одной стороны, в соответствии с традиционно существующими формами и разновидностями оплаты труда каждому работнику начисляется заработная плата, как его доля в общей сумме вновь создаваемой стоимости производимою продукта. Это отражает его личные интересы и потребности в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности. Однако сами по себе индивидуальные затраты труда и начисленная сумма заработной платы не являются конкретным результатом производственной деятельности в условиях рыночного ведения хозяйства и локального финансового баланса предприятия. Поэтому начисляемую заработную плату следует рассматривать в виде условно рассчитываемой величины, которая должна превратиться в безусловную, реальную сумму подлежащего выплате

196

денежного дохода после реализации произведенной конечной продукции. С другой стороны, коллективный интерес ассоциированных работников предприятия состоит в получении максимального дохода и прибыли от реализации продукции ради сохранения устойчивости производства и надежного обеспечения социальных условий жизни трудящихся и их семей. Следовательно, только на уровне общих конечных результатов работы предприятия представляется возможным практически реализовать как коллективные, так и частные интересы отдельных работников. Такова реальная действительность рыночных отношений и она должна в полной мере учитываться в процессе формирования современной системы оплаты и стимулирования труда.

Зависимость заработной платы каждого работника от итоговых финансовых результатов работы предприятия существенно усиливает актуальность проблемы экономически справедливого распределения создаваемого дохода и прибыли среди участников производства. Для ее практического решения необходимо, во-первых, наладить достоверный учет затрат труда на каждом рабочем месте, обеспечить высокое качество и равнонапряженность действующих норм, исключить возможность проникновения в структуру производственных отношений проявл|ний субъективизма, волюнтаризма и грубых искажений первичной информации. Во-вторых, важно всесторонне учитывать существующие традиции организации заработной платы и построение системы ее начисления исходя из действующих, условий сдельно-премиальной и повременно- премиальной оплаты труда. Господствовавший многие годы традиционный принцип начисления заработной платы по затратам труда, т.е. в зависимости от объема выполненных работ и технологических операций без учета конечных

результатов работы предприятия в рыночных условиях хозяйствования является теоретически несостоятельным и практически неприемлемым.

Совершенно очевидно, что заработная плата может и Должна выплачиваться только за тот объем выполненных работ и Операций, который находит отражение в выпуске и реализации Конечного продукта. Все другие затраты рабочего времени и

197

физиологической энергии работников, которые не воплощены в доходах реализации продукции, теоретически не являются трудом и практически не могут оплачиваться в связи с отсутствием необходимых средств на расчетном счете предприятия.

То, что при социалистической системе хозяйствования принцип начисления заработной платы по затратам труда был положен в основу организации оплаты труда и использовался в виде непререкаемого требования КЗоТ, постепенно, но неминуемо привело к разрушению производственных отношений вследствие усиления пагубных тенденций преобладания личных. интересов над коллективными и общественными. Именно в этом кроются истинные истоки кризиса существовавшей системы хозяйствования и конкретные причины катастрофического ослабления трудовой мотивации участников производства. .

Нынешние проблемы освоения рыночных ' методов хозяйствования непосредственно связанны с преодолением сложившегося'иждивенческого отношения людей к производству и формированием стойкого чувства первостепенной заботы об улучшении итоговых результатов работы предприятия. Рыночная экономика по природе своей несовместима с бесхозяйственностью, недобросовестностью и

гипертрофированным желанием отдельных работников к увеличению заработной платы независимо от результатов своего труда. ,

Для того, чтобы в полной мере реализовать преимущества рыночных методов хозяйствования, необходимо последовательно и целенаправленно ограничивать привычные формы оплаты по затратам труда и все более учитывать роль и значение принципа оплаты по результатам труда, избавляясь соответственно от остатков экономической неграмотности и грубых нарушений экономической дисциплины в учете и начислении заработной платы. Разумеется, что такого рода радикальные преобразования структуры производственных отношений и устоявшихся методов организации оплаты труда невозможно осуществить с помощью административно-командных директив и указаний. Важно повсеместно использовать методологию построения заработной платы для формирования долгосрочной политики в развитии

198

системы оплаты и стимулирования труда, а также для определения нынешних остроактуальных задач упорядочения распределительных отношений непосредственно на

предприятиях. В-третьих, целенаправленный переход от оплаты по затратам к оплате по результатам труда практически означает, с одной стороны, ужесточение контроля за целесообразностью выполнения разнообразных работ и операций на всех стадиях производственного периода, а с другой - все более тесную взаимоувязку фактически начисленной суммы фонда заработной платы с величиной средств, поступающих на расчетный счет предприятия и подлежащих выплате через фонд оплаты труда. Первая часть задач связана с совершенствованием оперативного планирования и учета выполняемых работ на рабочих местах и является непременным условием устранения

непроизводительных затрат рабочего времени. Вторая часть задач требует всестороннего научно-методического обоснования и выработки принципиально новых подходов к разрешению противоречия между существующей системой зарплаты и рыночными условиями фондообразования.

Поскольку определяющей роль в формировании средств, для выплаты в виде заработной платы, подлежит итоговым результатам производственно-финансовой деятельности

предприятия, то именно общие итоги должны рассматриваться в качестве реальной основы построения системы рыночных распределительных отношений в трудовых коллективах. Практически это означает, что фонд заработной платы, начисленный по затратам труда, не должен превышать величины фонда оплаты труда, формирующегося за счет реальных доходов предприятия.

Отсюда следует, что планово-экономические расчеты и обоснования, показатели по труду и заработной плате должны ориентироваться на достижение высоких конечных результатов по производству и реализации продукции, исходя из минимально необходимого объема выполняемых работ по ее изготовлению. Внешне это требование выглядит традиционным и °бщеизвестным. Однако в нем существенно изменены акценты в "методологическом построении оплаты и стимулирования труда, а поэтому взамен существовавшего начисления заработной платы

199

за любые выполненные работы главенствующим становится принцип оплаты только целесообразных работ, т.е. труда воплощенного в произведенной и реализованной продукции. В-четвертых, современной теоретической и методологической разработки требуют вопросы классификации денежных выплат и их четкого разграничения среди различных фондов оплаты и стимулирования труда участников производства, Сложившаяся за последние годы противоречивость изданных законоположений и .инструкций не только не способствует нормализации нынешней ситуации в области распределительных отношений, но и приносит недопустимый субъективизм в саму постановку ответственейших задач учета и анализа средств, направляемых для оплаты труда.

Представляется целесообразным в состав фонда заработное платы, соответственно его назначению и месту в структуре затрат­на производство, включать в полном объеме все расходы, связанные с выполнением работниками своих производственных функций и обусловленные действующими положениями КЗоТ. В этом случае будет обеспечиваться требуемое единство отражений расходов на заработную плату в общей сумме затрат товаропроизводителей независимо от своеобразия форм собственности и методов хозяйствования.

Соответственно разнообразные выплаты из прибыли, образующие фонды материального поощрения и социального развития должны рассматриваться как возможные формы дополнительного стимулирования инициативной, высоко эффективной предпринимательской деятельности. В-пятых, важнейшим . звеном в создании методологии рыночного регулирования оплаты труда является разработка эффективных методов обоснования фонда заработной платы с учетом специфики организационно-технических и экономических условий производства. К сожалению, этот узловой вопрос во взаимоотношениях, предприятий с государственными органами находится в состоянии неопределенности. Первоначально, в 1993 году правительством были приняты попытки, ввести нормативный метод расчета фонда потребления для ограничения темпов инфляции и роста, номинальных денежных доходов, 3 также осуществить, тарифную реформу.оплаты труда. Однако в

200

последующие годы эти начинания не оыли реализованы, а большая часть методических положений полностью отменена.

В то же время, проблема экономического обоснования средств, направляемых на оплату труда, сохраняется и требует своего решения. На этапе освоения рыночных методов хозяйствование необходимо обеспечить оптимальное сочетание сохраняющейся системы образования фонда заработной платы исходя из необходимых затрат труда с прогрессивной системой формирования данного фонда в зависимости от итоговых результатов производственно-финансовой деятельности

предприятия.

Практически необходимо использовать два известных методических подхода к обоснованию и расчету фонда заработной платы. Первый состоит в скрупулезном учете пооперационной трудоемкости эыполняемых работ и расчета требуемой суммы средств, для оплаты труда всех категорий, работников. Этот метод всегда был и будет необходимым •элементом внутризаводского регулирования заработной платы, ее дифференциации по структурным подразделениям и среди отдельных работников. Однако в рыночных условиях расчетная величина фонда заработной платы на основе затраты труда сохраняет лишь роль организующего начала в построении коллективной деятельности и распределения создаваемого дохода от реализации продукции.

Поэтому решающее значение приобретает второй метод экономического обоснования фонда заработной платы, основанной на нормативном формировании средств на оплату труда в соответствии с объемом выпуска и реализации продукции. В экономической науке этот метод возник в 70-е годы, но практически он не использовался долгое время в связи с господством затратного механизма хозяйствования и повсеместным применением первого из двух рассматриваемых методических положений. Настойчивые рекомендации многих советских ученых использовать нормативное планирование фенда заработной платы в системе планирования и анализа деятельности предприятий оказались безуспешными, отторгаемые в сущности мелочной опекой и покровительским

201

вмешательством руководящих хозяйственных органов во внутренние дела трудовых коллективов.

Радикальные изменения форм собственности и разрушения основ централизованного управления, вынуждают

правительственные органы и товаропроизводителей, как главных взаимодействующих субъектов хозяйствования, сделать однозначный выбор методологии обоснования и оценки результатов расходования средств на оплату труда Возврат к первому, затратному методу формирования фонда заработной платы является не реальным, так как он ведет к необходимости возрождения централизованного управления и существовавшей ранее, весьма сложной системы учета и контроля трудоемкости выполняемых работ на рабочих местах и на производственных участках. Отказаться вообще от экономической оценки результатов расходования средств на оплату труда означало бы закрепить нынешнюю неопределенность и полную неуправляемость денежных доходов товаропроизводителей, а значит узаконить рыночную стихию и продолжить политику самоухудшения материального производства.

Сохранить рыночные принципы ведения хозяйства возможно только за счет использования нормативных методов формирования фонда заработной платы (ФЗП) и в целом фонда оплаты труда (ФОТ) с учетом реально достигнутых итоговых результатов производственно-финансовой деятельности

. товаропроизводителей. При этом нормативы фондообразования должны учитывать минимальные потребности предприятий в финансовых средствах для нормального функционирования производства и, следовательно, устанавливаться на равных, паритетных началах с бюджетными потребностями государства. Проявление волюнтаризма н диктата со стороны государственных органов при определении налоговых сборов и отчислений должны рассматриваться как противоправные действия, противоречащие самой природе современных рыночных отношений и порождающие адекватные контрмеры со стороны товаропроизводителей.

Таковы общие методологические принципы регулирования оплаты труда в современных рыночных условиях хозяйствования, которые должны быть, воплощены и

202

соответствующие законоположения, инструктивные материалы и методические разработки по формированию и распределению средств, направляемых на заработную плату и стимулирование участников производства.