logo
9 сем

Министерство образования и науки украины

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ

МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ

ИНСТИТУТ

Тарасенко Л.М.

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

Рекомендовано Министерство образования и науки Украины

как учебное пособие для студентов

высших учебных заведений

Донецк 2004

В учебном пособии изложены современные подходы связанные с деятельностью фирмы в условиях рынка. При этом теория фирмы рассматривается помимо самостоятельного зна­чения так же в ее взаимодействии с предприятием. Пособие из ложено с учетом кредитной-модульной системы преподавания.

Предназначено для студентов, аспирантов, преподавате лей экономических специальное гей в высших учебных заведе ний, а также специалистов, занимающихся экономикой и пред принимательской деятельностью.

СОДЕРЖАНИЕ

модуля «Экономика и организация деятельности фирмы»

ВВЕДЕНИЕ 4

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ I. ФИРМА - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ....6

1.1. Фирма как неотъемлемая часть

микроэкономической системы 8

1.2. Организация и функционирование фирмы. 22

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЫ1. КАПИТАЛ ФИРМЫ.. 44

2.1. Кругооборот капитала фирмы.. 46

2.2^ Основной капитал фирмы..... 56

2.3. Оборотный капитал фирмы... 74

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ III. ИЗДЕРЖКИ

ПРОИЗВОДСТВА, ПРИБЫЛЬ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ...... 101

3.1. Издержки производства и обращения фирмы... 103 3.2. Доход и прибыль фирмы 123 3.3.. Ценообразование и ценовая политика фирмы... 135 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ IV. ТРУД И ОПЛАТА

ТРУДА НА ФИРМЕ....... 161

  1. Труд и трудовые отношения. 163

  2. Оплата труда 187

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ V. ИННОВАЦИОННО- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ...... 209

5.1. Инновационная деятельность фирмы...: 211

5.2. Инвестиционная деятельность фирмы 261

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ VI. СТРАТЕГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ" ФИРМОЙ ...283

6.1. Внутрифирменное планирование 285

6.2. Экономическая стратегия фирмы 308

БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ К ЗАЧЕТНЫМ

МОДУЛЯМ 331

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....: ....і......... і.;.....:...:.. ...; і '....:.:. 359

з

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание в высших учебных заведениях дисциплины "Экономика и организация деятельности фирмы" связано с переходом Украины к рыночной экономике.

В рыночной экономике фирмы являются главным экономическим агентом производства и распределения товаров и услуг. Фирмы служат центром экономической активности. Они организуют новое производство, внедряют более эффективное оборудование, новые технологии, выходят на рынки с новыми и модифицированными товарами. Прогнозируют, какие экономические ресурсы и какого рода экономические деятельности будут задействованы. Фирмы служат главным источником рабочих мест и доходов. Роль фирм настолько велика, что эффективность их деятельности становится ключевой детерминантой экономического благосостояния общества. Наконец, концентрируя внимание на экономике фирмы - ее внутренних экономических решениях, поведение на рынке, отзывчивости на потребительский спрос - можно понять как работает рыночная экономика.

Пособие изложено на основе методологии преподавания модулями.

Каждый из шести модулей включает несколько ззаимосвязанных тем. Каждая тема состоит из теоретической части и практического задания, включающего вопросы для обсуждения, практических задач или ситуационных заданий. Для обсуждения проблемных вопросов и выполнения ситуационных задач могут создаваться временные рабочие группы из студентов.

Дія проверки контроля знаний по модулю студентам могут выдаваться комплексно-квалификационные работы (ККР). Методическим инструментом для выполнения ККР выступают вопросы для проверки знаний, решения ситуационных задач (заданий), а также конкретная практическая информация. Оптимальное выполнение комплексно-квалификационных работ будет иметь место в том случае, если они выполнены на реальном базовом материале конкретной фирмы или предприятия.

Структура выполнения ККР состоит из следующих этапов.

4

Первый - раскрытие конкретной ситуации, предложенной в задании, которая будет отражена в практической работе.

Второй - перечисление предполагаемых этапов и методов исследования.

Третий - письменное изложение расчетов, выводов, программ, планов реализации.

Раскрытие первого этапа требует выделить суть конкретной ситуации, причины ее возникновения, жизнеспособность, длительность и т.д.

Второй этап требует обоснования выбора методики исследования, перечня информационного обеспечения, использованного в работе (отчет специалистов, статистическая отчетность, статистические сборники, экспертные оценки и т.д.).

На стадии третьего этапа описывают:

Последовательность выполнения всех этапов работы даст возможность Самостоятельно и в полном объеме оценить готовность к решению конкретных ситуаций, проверить умение принимать необходимые управленческие решения и осуществлять контроль их выполнения.

Модули могут использоваться и для самостоятельного обучения студентов.

5

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ I

ФИРМА - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ I

ФИРМА - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ