logo
9 сем

1.1.2. Фирма как агент рыночной экономики

Есть все основания утверждать, что фирма, как и предприятие, должна рассматриваться как неотъемлемая часть, компонент микроэкономической системы. При этом фирма призвана играть роль хозяина предприятия и его символа.

Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемые при -заключении договоров и деловой переписке, в рекламных материалах, на товарах, их упаковке, позволяют индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции. На небольших предприятиях - их

товаропроизводственные функции совмещаются . с

13

предпринимательскими, т.е. предприятие имеет одновременно статус фирмы, поскольку собственник и управляющий совмещаются в одном лице. Во всех остальных случаях эти две функции структурно обособляются, причем в состав фирмы может входить одно или несколько (подчас довольно большое число)предприятий.

Конечно, одно дело "фирма" как сравнительно небольшое, управляемое собственником предприятие, занимающееся одним видом бизнеса на локализованном рынке своего продукта. И совершенно друг >е дело "фирма" как крупное, диверсифицированное предприятие, управляемое командой профессиональных менеджеров, имеющее тысячи наемных работников и акционеров. С точки зрения численности, первая есть наиболее важная форма предприятия, но последняя играет ведущую роль в современной экономике и на ее долю приходится от 25 до 50 % выручки от реализации совокупной продукции. Крупные фирмы доминируют в таких важных отраслях, как авиаперевозки,- автомобили, нефть, связь, пиво, сигареты, безалкогольные напитки, большие компьютеры и отели. Фирмы различаются: по размерам; географии деятельности; количеству стадий производственного процесса, в которых они участвуют; степени диверсификации и характеру собственности.

Можно выделить, по крайней мере, шесть типов фирм:

  1. Предприятие одного вида бизнеса, действующее только на одной стадии промышленного производства.

  2. Частично интегрированное предприятие одного вида бизнеса, действующее на некоторых стадиях промышленного производства.

  3. Полностью интегрированное предприятие одного вида бизнеса, действующее на всех стадиях промышленного производства.

  4. Предприятие "доминантного бизнеса", чьи усилия сосредоточены на одном основном виде бизнеса при некоторой диверсификации (до одной трети совокупных продаж корпорации).

  5. Узко диверсифицированное предприятие с "несколькими" (например, от 3 до 10) подразделениями, действующими в родственных или совершенно других отраслях.

14

6. Широко диверсифицированное предприятие с "многими" (от 10 до нескольких сотен) подразделениями, действующими в широком спектре отраслей.

На практике наблюдается широкое разнообразие фирм. Они могут находиться в частном владении, преследовать цель извлечения прибыли, быть ' бесприбыльными; иметь организационную форму корпорации, товарищества, индивидуального владения. Но независимо от размеров и видов деятельности, всем фирмам присущи определенные фундаментальные черты. Цели и направления деятельности фирмы представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Цели и направления деятельности фирмы

Во-первых! каждая фирма должна приобретать производительные ресурсы, присутствуя на рынке ресурсов в

15

качестве покупателя труда, инвестиционного капитала и природных ресурсов. Во-вторых, все фирмы используют ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг. В-третьих, все фирмы присутствуют ни рынке как продавцы своих товаров и услуг. В-четвертых, каждая фирма должна принимать важные экономические решения относительно организации своей экономической деятельности.

Эти решения касаются видов производимой продукции, использования тех или иных ресурсов и методов производства, соотношения трудг и капитала, организационной структуры фирмы - всего, что позволяет ей достигать поставленных целей. Наконец, отвечая на вышеназванные вопросы', фирма Должна решать, каким образом она будет конкурировать на каждом направлении своего бизнеса. У каждого бизнеса свои условия спроса-предложения, свои экономические характеристики и силы перемен, свои технологии и структура затрат, свое давление конкуренции и т.п. Так что, даже если фирма занимается многими видами бизнеса, она все-таки нуждается в специальной стратегии конкуренции в каждом из своих видов бизнеса и должна решать, как позиционировать себя на каждом рынке и по каждому виду бизнеса.

Разработка вопросов теории предприятия и фирмы имеют фундаментальное значение. Это объясняется тем, что предприятие как объект исследования считалось исключительным предметом науки организации производства, тогда как в современных условиях не менее важна разработка теории фирмы, которая помимо самостоятельного значения представляет интерес с точки зрения ее связи с предприятием. При этом теория предприятия рассматривается как основа создания открытой социотехнологической системы, а не абстрактной экономической модели, тогда как теория фирмы ориентирована именно на такую модель. При таком подходе к теории фирмы различие между государственным и негосударственным предприятием не играет никакой роли. Они являются альтернативами правовых форм и целей фирм; основанных на конституционных решениях, и рассматриваются как метарешения, на. основе которых устанавливаются основополагающие для фирм рамки действий, преимущественно

16

с перспективной точки зрения. Фирма как коллективный предприниматель, исходя из принятой ею стратегической ориентации, выбирает поле конкуренции с одновременным решением вопросов координации и кооперации с другими фирмами, как в пределах данной отрасли, так и в смежных отраслях.