3.3. Ценообразование и ценовая политика фирмы
Ценообразование в рыночных условиях
Разработка ценовой стратегии фирмы
Ценовая политика и реклама ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Вопросы для обсуждения Практические задачи Ситуационные задания
Контрольные вопросы по содержательному модулю III Литература
3.1. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ ФИРМЫ
3.1.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ ФИРМЫ
В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого у каждой фирмы есть два пути: постараться продать свой товар по возможно более высокой цене или попробовать сократить свои затраты на производство продукции, т. е. издержки производства.
Издержки производства — это совокупные затраты труда (живого и прошлого) на производство продукции. С общих теоретических позиций необходимо различать:
1)общественные издержки производства или стоимость
2) индивидуальные издержки производства фирмы
В Украине и странах СНГ их принято называть себестоимостью продукции.
Общественные издержки производства - это совокупные затраты общественно необходимого труда (живого и прошлого) на производство продукта. Они показывают, во что обошлось обществу производство данного продукта. В условиях товарного производства общественные издержки выступают в денежной форме и совпадают со стоимостью товара, т. е. они равны с + о + т. .
Издержки производства продукции фирмы (себестоимость) -это вся сумма затрат фирмы на производство и реализацию продукции. К ним относятся затраты на сырье и материалы, амортизация, заработная плата и другие виды, затрат.
Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие снабженческую, сбытовую, торгово-посредническую
Деятельность, - издержки обращения.
В современной экономике появилась необходимость определить изменения издержек производства в зависимости от количества производимой фирмой продукции.
103
В итоге появились понятия постоянных и переменных издержек производства.
Постоянные издержки производства фирма несет независимо от объема выпускаемой продукции. Постоянные издержки могут включать в себя расходы по содержанию предприятия, выплату процентЪв по кредитам, займу, налоги, амортизационные отчисления, оплату охраны, затраты по страхованию, расходы на обслуживание оборудования при отсутствии производства, зарплату управленческого персонала и минимального числа привлеченных работников. Постоянные издержки могут контролироваться фирмой в долгосрочном периоде развития. Но они не меняются при изменении объема выпускаемой продукции в короткие промежутки времени. Фирма оплачивает постоянные издержки даже тогда, когда продукция вообще не выпускается.
Переменные издержки меняются вместе с объемом выпускаемой продукции. Они представляют затраты фирмы на сырье, материалы, заработную плату рабочим, энергию, транспорт. Чтобы решить вопрос, сколько выпускать продукции, фирме надо знать, как возрастут ее переменные издержки в связи с изменением объема производства. Для этого необходимо разработать особый подход и особые критерии измерения издержек.
Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек. Их величина меняется, как правило, по мере изменения переменных издержек производства. Валовые издержки отличаются от переменных только постоянными издержками
Фирме'важно знать величину издержек производства в расчете на единицу продукции. В связи с этим рассчитываются редние издержки производства. Выделяют три вида средних издержек:
І) средние постоянные издержки. Они представляют собой
постоянные издержки, деленные на объем выпускаемой
продукции. Так как постоянные издержки не изменяются, то
средние постоянные издержки снижаются по мере увеличения
ма выпускаемой продукции;
1) средние переменны издержки. Они представляют собой IМ
переменные издержки, деленные на объем выпускаемой продукции;
3) средние валовые издержки. Они представляют собой валовые издержки, деленные на объем выпускаемой продукции. Средние валовые издержки есть издержки производства единицы продукции. Они представляют связующее звено между стоимостью продукции и ее ценой. Сравнивая их с ценой товара, .ложно определить, прибыльно или убыточно производство продукции.
Фирма всегда стремится к получению максимальной прибыли. Для этого она увеличивает объем производства продукции, идет на дополнительные издержки производства. Насколько они оказываются эффективными, позволяет судить категория предельных издержек производства.
Предельные издержки (иногда их называют приростные, маржинальные) представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции.' . .
Как отмечалось, постоянные издержки не меняются с изменением объема выпускаемой продукции. Поэтому предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпускаемой продукции на одну единицу. Проиллюсфируем соотношение между различными видами издержек (табл. 3.1). .
Предельные издержки в табл. 3.1 рассчитаны, исходя из следующей формулы: МС = AVC/AQ, т. е. прирост переменных издержек соотнесен с приростом производимой продукции. Например, при увеличении объема продукции от 4 до 5 ед. предельные издержки производства составят 30 ед. денежных.
В процессе экономического анализа фирма рассчитывает еще несколько в::дов издержек производства.
Вмененные издержки (или издержки упущенных возможностей) - это затраты, от которых фирма отказывается, когда использует свои ресурсы, и которые измерены с точки зрения выгоды, которая упущена из:за неиспользования этих Ресурсов наилучшим образом. Они представляют издержки,
105
связанные с упущенными возможностями , наилучшего использования ресурсов фирмы. В ряде случаев эти затраты называются еще альтернативными издержками фирмы.
Таблица 3.1. Соотношение между различными издержками фирмы
Вмененные издержки возникают из-за возможности выбора между теми или иными, экономическими решениями. Например, предприниматель может потратить имеющиеся у него деньги различным способом: направить их на расширение производства или израсходовать на личное потребление.
Фирма выделяет а своей деятельности внешние и внутренние издержки.
Внешние издержки представляют собой денежные расходы, которые фирма производит, оплачивая оказываемые и предоставляемые ей поставщиками трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги энергию, т. е. все то, что она не производит сама для создания своей продукции. В зависимости от специализации производственной деятельности фирмы величина внешних издержек может быть различной. Например, на автомобильных заводах, где осуществляется сборка разнообразных деталей и узлов, поступающих с других фирм, удельный вес внешних издержек значительно больше.
Внутренние издержки — это затраты на собственные и
106
самостоятельно используемые ресурсы фирмы. Внутренние издержки иррациональны по своему содержанию и по отношению к внешним издержкам. Владелец собственной фирмы не платит самому себе заработную плату. Она является его внутренними издержками. Фирма не получает арендной платы за здание, в котором она занимается производством продукции. Это ее внутренние издержки. Если фирма вкладывает денежные средства, в другое предприятие (в торговлю, в транспорт, в инфраструктуру), то она не получает тех процентов, которые бы имела, положив их в банк. Это также ее внутренние издержки. Фирма, занимаясь бизнесом, получает так называемую среднюю (нормальную) прибыль. В противном' случае она не будет заниматься бизнесом. Получаемая фирмой средняя прибыль также представляет элемент внутренних издержек по отношению к внешним агентам производства и обращения. Ее всегда надо возмещать, чтобы не затронуть внутренних интересов фирмы.
В связи с ограничением внешних и внутренних издержек принято выделять экономическую прибыль.
Фирма исчисляет и невозвратные издержки. Они представляют собой ранее произведенные и невозместимые расходы. Вмененные издержки часто носят скрытый характер. Но их всегда надо брать в расчет при принятии экономических решений. Совершенно иная картина наблюдается с невозвратными издержками. Они, как правило, на виду, но их всегда игнорируют, когда принимают экономические решения. Например, фирма осуществила покупку специального оборудования, сконструированного по ее заказу. Оборудование может использоваться только для тех целей, для которых оно первоначально предназначалось, и не Может быть реконструировано для альтернативного применения. Не может быть оно продано и другой фирме. Расходы на такое оборудование являются невозвратными издержками. Данное оборудование не имеет альтернативного применения, поэтому вмененные издержки равны нулю Можно расценивать решение о приобретении данного оборудования как хорошим* так и плохим. jto уже не имеет особого экономического значения, так как не влияет на решения фирмы в настоящее время.
Фирма, как правило, несет и так называемые
107
трансакционные издержки. Они связаны с тем, что фирма постоянно заключает контракты, осуществляет сделки с партнерами. Поэтому ей постоянно необходимо вести переговоры, устанавливать связи, обговаривать условия собирать нужные сведения, оповещать своих будущих партнеров, т. е. осуществлять рыночную трансакцию. Все это требует затрат Или трансакционных издержек. Появляются особые
(трансакционные) фирмы по организации связей между различными фирмами. Размеры фирмы, ее структура достигают пределов в тот момент, когда ее трансакционные издержки становятся равными издержкам осуществления трансакций за пределами фирмы, т. е. равными затратам других организаций.
3.1.2. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ФИРМЫ
. При практических расчетах издержек производства и анализе деятельности фирм западных стран и СНГ имеются как сходства, так и различия. В СНГ предприятия широко используют категорию себестоимости.
Себестоимость продукции фирмы — это вся сумма ее затрат в денежной форме на производство и реализацию продукции. Себестоимость - это индивидуальные издержки производства.
Сущность себестоимости как экономической категории состоит в том, что она аккумулирует в денежной форме все затраты фирмы, возмещение которых необходимо для осуществления простого воспроизводства материальных благ.
Прежде чем осуществить расширенное воспроизводство, необходимо возместить себестоимость^ т. е. обеспечить воспроизводство в прежнем масштабе. Существует и иной взгляд на себестоимость как на категорию расширенного воспроизводства. Аргументы в защиту данной позиции связываются с реновацией основного капитала за счет амортизации на новой технической основе. Научно-технический прогресс сообщает той же капитальной стоимости способность к расширению путем освоения передовых технологий и наукоемких средств производства.
По своей экономической природе себестоимость является • обособившейся в денежной форме частью стоимости и 108
представляет фонд возмещения из совокупного продукта потребленных средств производства и средств существования работников фирмы. Разница между ценой (стоимостью) продукта и его себестоимостью составляет чистый доход фирмы.
В хозяйственной практике используются различные виды себестоимости. Различают индивидуальную и отраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость - это затраты данной фирмы на производство и реализацию продукции. Отраслевая себестоимость ^это затраты на производство и реализацию продукции в среднем по какой-то отрасли экономики.
В>щеляют также зональную себестоимость продукции, которая представляет затраты на производство продукции в отдельной зоне или регионе. Исчислению зональной себестоимости характерно для стран с обширной территорией, характеризующейся наличием различных почвенно-климатических зон. Определение зональной себестоимости характерно для сельского хозяйства, добывающей промышленности, лесного хозяйства, так как в этих отраслях на себестоимость продукций существенное влияние оказывают природные факторы по зонам страны.
Различают производственную и коммерческую (полную) себестоимость продукции фирмы. Производственная себестоимость представляет затраты фирмы, связанные с производством продукции. Коммерческая себестоимость, кроме них, включает и расходы фирмы на реализацию продукции.
Выделяют плановую и фактическую себестоимость продукции фирмы. Плановая себестоимость определяется на основе научно обоснованных нормативов расходования материальных и трудовых ресурсов и является прерогативой внутрифирменного планирования. Фактическая себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета и статистической отчетности о реально протекающей производственной деятельности фирмы. На практике существует еШе и провизорная себестоимость, которая исчисляется на основе производственных затрат за 9 месяцев текущего хозяйственного г»Да[1].
109
Классификация затрат на производство
При планировании себестоимости продукции фирмы все затраты группируют по двум признакам:
- по экономическим элементам;
-' по калькуляционным статьям.
Группировка затрат по экономическим, элементам предусматривает объединение всех затрат по. признаку однородности вне зависимости от того, где и на что они произведены.
Такая группировка используется при составлении сметы затрат на производство. Здесь решается вопрос: сколько и каких затрат сделано. Это нужно для:
1) более полного отражения затрат на используемые ресурсы;
расчета потребности в оборотных средствах;
определения структуры затрат на производство.
Все затраты на производство можно сгруппировать по следующим экономическим элементам затрат.
Материальные затраты — сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо со стороны, энергия со стороны.
Затраты на оплату труда.
Отчисления на социальные мероприятия.
Амортизация основных фондов.
Прочие денежные расходы:
Однако в экономических элементах невозможно рассчитать себестоимость единицы продукции (составить калькуляцию). Для этой цели необходима группировка затрат по производственному назначению и месту возникновения, т.е. по калькуляционным статьям.
Калькуляционные статьи затрат можно объединить в следующие группы:
А. По способу отнесения на себестоимость единицы, продукции статьи затрат подразделяются на прямые и косвенные:
прямые затраты — затраты, которые формируются н единицу продукции и могут быть отнесены непосредственно н 110
себестоимость конкретного изделия, работы, услуги. Примером прямых затрат могут служить расходы: на сырье и материалы, покупные изделия, полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих, топливо и энергию на технологические нужды;
косвенные затраты — затраты, связанные со всей производственно-хозяйственной деятельностью цеха или предприятия, которые невозможно или трудно нормировать и относить на себестоимости конкретного изделия или заказа. Примером косвенных затрат могут служить: расходы на содержание, и эксплуатацию оборудования, цеховые (общепроизводственные) и общехозяйственные расходы, внё'производственные расходы.
Б. По характеру зависимости от объема производства затраты подразделяются на условно-переменные (переменные) и условно-постоянные (постоянные):
переменные (пропорциональные) затраты — расходы, общая величина которых меняется в соответствии с изменением объема производства. Пример переменных затрат: затраты на сырье и материалы, основную заработную плату производственных рабочих, топливо и энергию на технологические нужды, расходы на содержание оборудования (частично);
постоянные затраты — расходы, общая величина которых Не зависит или почти не зависит от изменения объема производства. К постоянным затратам можно отнести: общепроизводственные и общехозяйственные расходы,- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и т.п.
В. По составу (степени однородности) затраты подразделяются на элементные и комплексные:
элементные - (простые) затраты — расходы, состоящие из одного элемента: сырье и материалы, топливо на технологические нужды, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
комплексные (сложные) статьи затрат состоят из нескольких экономических элементов: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские Расходы.
111
Одни и те же статьи затрат могут иногда быть простыми и сложными, например, полуфабрикаты со стороны - простая статья, полуфабрикаты собственного изготовления комплексная статья.
Г. По степени участия в лроизводственном процессе расходы (издержки) подразделяются:
на основные, связанные с выполнением производственного процесса;
накладные, связанные с управлением и обслуживанием 'производства.
Затраты (операционные расходы), которые несут фирмы, связанные с производством продукции и её реализации в соответствии с Положениями бухгалтерского учета в Украине (ПБУ) представлен на рис. 3.1. <
Рис. 3.1. Распределение затрат (операционных расходов)
фирмы
Как указанно в ПБУ 3 "Отчет о финансовых результатах" операционная деятельность - это основная деятельность предприятия (фирмы), а также другие виды деятельности, которые не являются инвестиционной или финансовой деятельностью.
112
Себестоимость реализованной продукции
В соответствии сп. 11 ПБУ 16 себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из
производственной себестоимости, реализованной в течении отчетного периода, нераспределенных постоянных
общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных ресурсов. И здесь же сказано, что предприятие самостоятельно устанавливает перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости.
Предприятия, осуществляющие калькулирование себестоимости продукции, могут применять нормы, определенные в "Типовых положениях по планированию и калькулированию себестоимости продукции" № 473:.
Йак видим производственная себестоимость продукции (работ, услуг) включает только ■ затраты, которые непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, а в ласти расходов на управление включает только общепроизводственные расходы. Производственная
себестоимость продукции (работ, услуг) включает:
Прямые материальные затраты.
Прямые расходы на оплату труда.
Другие прямые затраты.
Переменные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы.
.К прямым расходам принадлежат затраты, отнесенные к конкретному объекту расходов. '
Затраты, которые нельзя непосредственно отнести к конкретному объекту расходов (калькулированию) включают в общепроизводственные расходы (ОПР).
Расходы на сбыт
Согласно п. 19 ПБУ 16 расходы на сбыт включают расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг), к которым относятся:
расходы упаковочных материалов для упаковки готовой продукции на складах готовой продукции;
расходы на ремонт тары;
113
.- оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт;
расходы на рекламу и исследования рынка (маркетинг);
расходы на предпродажную подготовку товаров;
расходы на командировки работников, занятых сбытом;
- расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг (операционная аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана);
- расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) согласно условиям договора поставки;
- расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- прочие расходы, связанные со сбытом продукции, товаров, работ, услуг.
С учетом норм Положения •№ 473 (п. 24 р. IV) при планировании учета и калькулирования себестоимости продукции расходы, связанные с производством и сбытом (реализацией) продукции, группируются по соответствующим статьям.
Расходы, связанные со сбытом продукции, Положением № 473 отнесены к статье калькуляции "Внепроизводственные (коммерческие) расходы".
Для успешного сбыта (реализации) производственной продукции предприятие расходует средства на рекламу, поэтому детальнее рассмотрим, какие расходы предприятия относятся к расходам на рекламу. К таким расходам, в частности, относятся (п. 96 Положения № 473):
изготовление и разработка эскизов, этикеток, образцов фирменных пакетов и упаковки;
разработка и издание рекламных изделий, таких как иллюстрированные прейскуранты, каталоги, брошюры, альбомы, проспекты, плакаты, афиши и т.п.;
- реклама в средствах массовой информации;
114
приобретение, изготовление рекламных видеоклипов; fc - изготовление рекламных щитов, стендов и т.п.;
экспедирование и хранение рекламных материалов;
выставки-продажи, включая командировки работников предприятия, оформление витрин, стоимость образцов, переданных непосредственно покупателям или посредническим организациям согласно контрактам и соглашениям безвозмездно;
уценка продукции, которая полностью или частично утратила первоначальное качество за время экспонирования в витринах;
- проведение других рекламных мероприятий связанных с деятельностью предприятия.
Административные расходы , Для определения общехозяйственных расходов, то есть
административных расходов, применяются нормы п. 18 ПБУ 16.
Эти расходы направлены на обслуживание и' управление
предприятием;
"Административные расходы" отражают суммы
общехозяйственных расходов- отчетного периода, к которым
относятся, в частности:
- корпоративные расходы, включающие расходы на управление согласно учредительным документам, проведение ежегодных собраний, представительские расходы, связанные с презентацией нового вида продукции и т.п.;
; заработная плата аппарата управления предприятием и расходы на все виды командировок работников управления;
:.'_- расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод, охрана, вневедомственная пожарная охрана); '
вознаграждения за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества и т.п.) и расходы на урегулирование споров в судебных органах;
- расходы на связь (почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс и т.п.);
- амортизация нематериальных активов общехозяйственного
115
использования;
налоги, сборы на заработную плату административного персонала и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, которые включаются . в производственную себестоимость продукции, работ, услуг);
плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков;
прочие расходы общехозяйственного назначения.
К прочим расходам, связанным с управлением предприятием, можно отнести расходы на канцелярские товары и типографские расходы заводоуправления, а также расходы на содержание телефонной станции, коммутаторов, находящихся на балансе предприятия.
Амортизационные отчисления от стоимости основных средств общехозяйственного назначения, в т.ч. отчисления амортизации от стоимости зданий и помещений, используемых управлением предприятия.
Учет и распределение общепроизводственных расходов
Состав общепроизводственных расходов
Под общепроизводственными понимают расходы по организации производства и управлению работой цехов и других подразделений основного и вспомогательного производства. Согласно п. 15 ПБУ 16 к ним относятся:
а) расходы, на управление производством:
- оплата труда аппарата управления цехами, участками и т.п.;
отчисления на социальные мероприятия и медицинское страхование;
расходы на оплату служебных командировок персонала цехов, участков и т.п.;
б) амортизация основных средств общепроизводственного (цехового, участкового и т.п.) назначения;
в) амортизация нематериальных активов общепроизводст венного (цехового, участкового и т.п.) назначения;
г) расходы на содержание основных средств и прочих необоротных активов общепроизводственного назначения:
116
эксплуатацию;
ремонт;
страхование;
операционную аренду;
д) расходы на совершенствование технологии и организации производства:
оплата труда;
отчисления на социальные мероприятия соответствующих работников;
расходы на улучшение качества продукции, повышение ее надежности, долговечности и других эксплуатационных характеристик в производственном процессе;
^ расходы материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- оплата услуг сторонних организаций и т.п.;
е) расходы на содержание производственных помещений (оплата коммунальных услуг):
-отопление;
освещение;
водоснабжение;
водоотвод;
ж) расходы на охрану труда, технику безопасности и охрану окружающей природной среды;
з-) прочие расходы:
-внутризаводское перемещение материалов, деталей, полуфабрикатов, инструментов со складов в цеха и готовой продукции на склады;
потери от исправимого брака;
оплата простоев;
- недостачи материальных ценностей .в цехах
Расчет снижения себестоимости продукции
В фирме постоянно ведется работа по снижению себестоимости выпускаемой продукции. Как правило, данная Работа ведется в рамках текущего планирования. Расчеты по снижению продукции проводятся в два этапа.
117
На первом этапе расчет ведется по укрупненным группам факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции:
за счет планируемого среднего снижения норм расхода и цен на материалы;
повышения производительности труда;
увеличения объема выпуска продукции, а следовательно, сокращения управленческих расходов.
1. По первой группе факторов рассчитывается снижение себестоимости (в %) а части материальных затрат под воздействием ожидаемого изменения норм и цен на материалы по каждому j -му изделию (АСМІ)
где Ям >Ям' нормы расхода материалов соответственно в отчетном (базовом) и плановом периодах, кг.;
Цм> Цм ~ цена материалов в отчетном и плановом периодах, грн./кг.;
УЦМ(С) - удельное значение стоимости материалов в
себестоимости данного изделия.
Снижение себестоимости (в %) по этому фактору по всей товарной продукции (АСМ )
где УЦм/ (q„) - удельное значение стоимости материалов по отдельным изделиям в общей стоимости материалов по всей товарной продукции;
у" =/, 2,... п, где п - количество видов выпускаемых изделий.
2. Рассчитывается процент снижения себестоимости за счет снижения доли заработной платы под влиянием планируемого изменения (повышения) производительности труда (ЛСда)
118
а) в связи с абсолютной экономией указанных расходов
где С" ,С°, иС1} ,СЛ - общезаводские и цеховые расходы
Нц/ Нз/ Нц/ HiJ
соответственно в отчетном и планируемом периоде, грн.;
С/1 - плановая себестоимость^' -го изделия;
Qtj — объем выпуска/ -го изделия.
б) с увеличением объема производства и соотдетственно уменьшением^ доли условно-постоянных расходов СНц1 и Сщ в себестоимости единицы продукции
119
4. Общий процент снижения себестоимости (АС)
Полученный результат по снижению себестоимости должен являться ориентиром для последующего, уточнения и расчетов. Па втором этапе определяют влияние на . себестоимость дифференцированных групп факторов и отдельных факторов [2].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 3.1.
- Министерство образования и науки украины
- 1.1 Фирма как неотъемлемая часть микроэкономической системы
- 1.2 Организация и функционирование фирмы
- 1.1. Фирма как неотъемлемая часть микроэкономической системы
- 1.1.1. Принципы адаптации экономического субъекта к рынку
- 1.1.2. Фирма как агент рыночной экономики
- 1.1.3. Преобразование предприятий к функционированию в условиях рынка
- Практические задачи
- 1.2. Организация и функционирование фирмы
- 1.2.1. Организационно-правовые формы построения фирмы
- 1.2.2. Организационные модели структуры управления фирмой
- 1.2.3. Порядок создания
- Задание №1
- Модулю I
- 2.1. Кругооборот капитала фирмы
- 2.3. Оборотный капитал фирмы
- 2.1. Кругооборот капитала фирмы
- 2.1.1. Функциональные формы промышленного капитала
- Практические задачи
- 1. Первоначальная стоимость.
- 2.2.2. Движение и эффективное использование основного капитала
- Практические задачи Задача №1
- 2.3. Оборотный капитал фирмы
- 2.3.1. Определение и структура оборотного капитала
- 2,3.2. Управление запасами и незавершенным производством
- 5Щие затраты
- Методика расчетов исчисления амортизации для постановки комплексного квалификационного задания (ккз)
- I. Прямолинейный метод
- Пример:
- III. Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости
- IV. Кумулятивный метод
- V. Производственный метод
- Модулю II
- 3.1. Издержки производства и обращения фирмы
- 3.2. Доход и прибыль фирмы
- 3.3. Ценообразование и ценовая политика фирмы
- Вопросы для обсуждения
- Практические задачи
- Решение:
- 3.2. Доход и прибыль фирмы
- 3.2.1. Валовая продукция и чистый доход фирмы
- 3.2.3. Рентабельность
- Практические задачи
- 3.3,2. Разработка ценовой стратегии
- 1. Определение целей ценовой политики.
- Практические задачи Задача №1
- Решение:
- Решение:
- Решение:
- Ситуационные задания
- Модулю III
- Литература
- 4.1. Труд и трудовые отношения
- 4.2. Оплата труда
- 4.1. Труд и трудовые отношения
- 4.1.1. Научные основы организации труда
- 4.1.2. Мотивация труда в развитии производственных отношений
- Практические задачи
- Решение:,
- 4.2. Оплата труда
- 4.2.1. Социально-экономическая сущность заработной платы
- 4.2.2. Методические основы регулирования оплаты труда в условиях рыночных отношений
- 4.2.3. Методика расчета экономической эффективности, разработанной системы оплаты труда
- Решение:
- Модулю IV
- 5.1. Инновационная деятельность фирмы
- 5.2. Инвестиционная деятельность фирмы
- 5.1. Инновационная деятельность фирмы
- 5 1.1. Сущность инновации
- 5.1.2. Управление инновационной деятельностью
- 5.1.3. Эффективность инноваций
- 1. Интегральные показатели.
- 2. Простые показатели финансовой оценки.
- Задача №1
- Решение;
- Пример разработки бизнес-плана по
- Организации производства синхронных
- Гистерезисных двигателей [4]
- Описание изделия
- Финансовый план
- 5.2.2. Базовые принципы инвестирования
- I. Принцип предельной эффективности инвестирования.
- II. Принцип «замазки».
- III. Принцип сочетания материальных и денежных оценок эффективности капиталовложений.
- IV. Принцип адаптационных издержек.
- Методика расчетов по оценке эффективности инвестированных проектов для постановки комплексно-квалификационного задания
- Практические задания 5.2. Вопросы для обсуждения
- Ситуационные задания
- 6.1. Внутрифирменное планирование
- 6.2. Экономическая стратегия фирмы
- 6.1. Внутрифирменное планирование
- 6.1.1. Концепция внутрифирменного планирования
- Стратегическое планирование
- Организации
- 6.2. Экономическая стратегия фирмы
- 6.2.1. Сущность экономической стратегии
- 6.2.3. Локальные цели экономической стратегии
- Ситуационные задания
- Зачетный модуль 1,2 Тест № 1
- Тест Ля 3
- Тест ж° 4
- ТестМ 6
- Тест № 9
- Тест мп
- Тест№18
- Тест м 20
- Зачетный модуль 3,4
- Тест №27
- Тест № 28
- Тест №29
- Тест м 30
- ТеспіМзі
- ГестМзз
- Тест № 40
- ТестМ48
- Тест № 53
- Тест №54