logo
9 сем

1.1.1. Принципы адаптации экономического субъекта к рынку

Проведенные в последние годы исследования по вопросам предпринимательства и бизнеса свидетельствует о необходимости переоценки и переосмысливания многих основополагающих понятий и методологических подходов связанных с деятельностью предприятий в условиях рынка. Особенно это важно для стран, которые впервые приступили к решению такой проблемы.

Переход от командно-административной системы ведения хозяйства к рыночной для любого предприятия означает коренное изменение методов его деятельности, так как предприятие становится самостоятельным субъектом одновременно трех рынков: труда, товаров и капитала реализуя спрос и предложение соответствующих ресурсов. А это требует необходимости рассмотрения форм и приемов адаптации предприятия и трудового коллектива к новым условиям.

Адаптация к рынку труда предполагает достижения равновесия между спросом и предложением рабочей силы, т.е. недопущения ее дефицитности и избыточности. Адаптация к рынку товаров (материальных ресурсов и услуг) предполагает предприятию и его персоналу приспосабливаться к изменившейся продукции, которая изменяется с учетом максимального использования имеющихся человеческих и материальных ресурсов.

Адаптация к рынку капитала предполагает расширения финансовых ресурсов на основе роста предпринимательской активности работников на основе создания новых субъектов рынка и их участия в прибылях, доходах и расходах предприятия.

Естественно, все вышеперечисленные направления адаптации предприятия взаимосвязаны. Например, это находит применение при анализе соотношения уровней цены рабочей силы и цены товара, соотношений занятости с объемом

8

производства, соотношения работников и рабочих мест по количеству и качеству тех и других.

Одной из весьма распространенных ошибок при определении природы рынков, их роли и места в экономике является ограничение сферы их функционирования за пределами предприятия. Но если исходить из того, что любой рынок - это механизм обмена располагаемыми ресурсами между субъектами спроса и предложения, то следует признание такого механизма обмена и внутри предприятия между отдельными его звеньями и работниками. Значит, неотъемлемой частью всей рыночной системы является формирующееся на предприятии внутренние (первичные, внутрифирменные) рынки труда, товаров (материалов, полуфабрикатов, услуг) и капитала. Каждый из них функционально связан с соответствующими рынками за пределами предприятия, создавая в совокупности систему трудовых отношений, отвечающую требованиям рынка. Только при этом условии предприятие может успешно функционировать как конкурентоспособный товаропроизводитель.

.Рассмотрим особенности каждого вида формирующегося на предприятии рыночных механизмов и их взаимосвязи с соответствующими внешними механизмами.

Внутренний рынок труда постоянно реагирует на процесс формирования и движения персонала внутри предприятия, как в момент найма и увольнения, так и на протяжении всего срока действия трудового договора между работодателем и работником, исходя из интересов каждого из них.

•Роль внешних механизмов по отношению к внутренним рынкам труда предприятия играет.' местные и региональные службы занятости. В условиях кризиса экономики Украины, когда происходит спад производства, для обеспечения активной политики на рынках труда необходим комплексный подход к проблемам занятости населения и предотвращения массового высвобождения работников предприятий.

Внутренний рынок товаров (услуг) - это механизм регулирования разделения труда и кооперации между различными подразделениями и отдельными исполни гелями в производстве товарной • продукции предприятия. В условиях рыночных отношений каждый исполнитель (группа) является

9

одновременно потребителем одних видов услуг (материалов, полуфабрикатов, товаров) и поставщиком других. Связь с внешними механизмами рынков товаров (услуг) осуществляется с помощью соответствующих договоров на поставку производимой продукции и услуг с потребителями (закупщиками) и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий.

Внутренний рынок капитала можно определить как механизм регулирования процесса формирования, наполнения и использования финансовых ресурсов в связи с проводимой предприятием инвестиционной политикой, имея ввиду распределение средств между потреблением (фонд оплаты труда и фонд социального развития) и развитием производства (фонд развития производства) для создания новых видов изделий и применения новых технологий.

Объем- и конкретное содержание работ по адаптации предприятия и его персонала к условиям рынка определяется характером изменений, признанных необходимыми для решения этой задачи. Главными из них являются:

Каждая из указанных ситуаций имеет самостоятельное значение, с точки зрения социальных последствий, и требует отдельного рассмотрения. Однако в практике они часто возникают во взаимосвязи и поэтому нуждаются в комплексном изучении. Поэтому необходимо рассмотреть вопросы, связанные с проблемами адаптации как общеэкономической задачи.

Поведение любого экономического субъекта

непосредственно зависит от состояния и происходящих изменений на рынках труда, товаров (услуг) и капитала, которые в совокупности отражают условия его действия. Схема адаптации экономического субъекта к рыночной системе показана на рис. 1.1.

10

Рис. 1.1. Адаптация экономического субъекта к рыночной системе

Каждый из трех видов рынков, в соответствии с его функциональными назначениями, по-своему определяет предмет, характер и объект (сферу приложения адаптации). Однако, действуя через свои внутренние рынки, субъект стремится к достижению необходимого ему равновесия спроса и предложения ресурсов: человеческих - на рынке труда, материальных - на рынке товаров, финансовых - на рынках капитала. Как видим, предметом адаптации является максимальное сохранение и рациональное использование всех имеющихся ресурсов.

и

Каждый вид ресурсов определяет направленность (характер) адаптации: человеческие ресурсы - социально-трудовую адаптацию, материальные ресурсы - социально-технологическую адаптацию, финансовые ресурсы - социально-правовую адаптацию.

Это означает, что общим условием адаптации по всем видам ресурсов является приоритет Социальных требований при их формировании и использовании. Что касается объектов адаптации, т.е. сфер осуществления соответствующих мероприятий^ то здесь существует их прямая связь с видами ресурсов и способам воздействия на них, определяемыми характером адаптации.

Так, объектом социально-трудовой адаптации является трудовой коллектив предприятия. Само предприятие как объект адаптации рассматривается под углом зрения организации трудовой деятельности людей, использующих материальные ресурсы с помощью современных технологий для создания пользующейся спросом продукции. В этой связи возникает необходимость разграничить понятия "предприятие" и "фирма", которые зачастую используются как синонимы, что противоречит их смысловому назначению.

Если предприятие выполняет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятие, обеспечивающего финансирование его деятельности. Иначе говоря, предприятие выполняет товаропроизводнтельные функции, а фирма -предпринимательские. Применяемое в работе немецкого ученого Р. Хюпера "Предприятие под воздействием предпринимателя" понятие Betrieb (предприятие) означает производителя товаров, а понятие Unteznchmen (фирма) - сферу деятельности предпринимателя. Как видим, автор рассматривает предприятие как объект действия предпринимателя.

Как видно из рисунка 1.1 обобщенное понятие "экономический субъект" предполагает наличие двух организационных структур: предприятие и фирма и связанной с ней структура персонала [1].

Однако, в отечественной, хозяйственной практике узаконена лишь категория "предприятие", рассматриваемая не только, как организация, непосредственно занятая производством товаров и услуг, но и как организация, осуществляющая функции ее владельца, предпринимателя.

С переходом к рыночной экономике и расширением негосударственного сектора в Украине должна быть узаконена категория "фирма", рассматриваемая в неразрывной связи, с категорией "предприятие", •чотсюда можно дать следующее определение фирмы.

Фирма - это организация, преобразующая ограниченные ресурсы в конечный продукт, или оказывающая услуги, это юридически самостоятельная форма существования бизнеса, это зарегистрированная в законодательном порядке

предпринимательская единица.

Первоначально термин "фирма" обозначало наименование торгового и промышленного предприятия, пользующегося правами юридического лица, позволяющее отличить одно предприятие от другого предприятия. Появление в современных условиях термина "фирма", которое имеет научную основу и широко применяется в быту, связанно с активным распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования, что привело к размыванию традиционного понятия "предприятие".