3.2.1. Валовая продукция и чистый доход фирмы
Выделений чистого дохода фирмы как специфической экономической формы производимого продукта обусловлено господствующими в обществе производственными, рыночными и надстроечными отношениями. Движение к сущности чистого дохода может быть осуществлено путем последовательного анализа валовой и товарной продукции, а также валового дохода предприятия.
Совокупность, потребительных стоимостей, произведенных за определенный промежуток времени (месяц,, квартал, год), в денежном выражении представляет валовую продукцию фирмы. Валовая продукция является собственностью фирмы, так как она создается с помощью средства производства, принадлежащих .предпринимателю.
По стоимости валовая продукция фирмы делится на перенесенную стоимость потребленных средств производства (с) и вновь созданную стоимость (v+m). Часть стоимости продукции, равная с, по характеру использования представляет собой фонд возмещения. По натуральному составу фонд возмещения фирмы формируется за счет продукции различных отраслей экономики.
. Часть валовой продукции фирмы, остающаяся после вычета фонда возмещения, представляет собой валовой доход фирмы. Валовой доход фирмы, как стоимостная категория, представляет собой денежную форму проявления вновь созданной стоимости. В то же время часть валовой продукции фирмы, в которой выражается вновь созданная стоимость, является ч:хтой продукцией фирмы. Таким образом, чистая продукция и валовой доход есть две формы- выражения затрат живого труда работников фирмы, а именно: натурально-вещественная и стоимостная (денежная).
Валовой доход фирмы является важной экономической категорией. Он служит источником расширения производства, а также формирования фонда заработной платы работников.
123
Увеличение валового дохода фирмы в современных условиях осуществляется в основном за счет роста производительности труда, так как в производственной сфере увеличение численности занятых в настоящее время происходит очень незначительными темпами или совсем не происходит.
На основе . отношений производства и первичного распределения созданный валовой доход фирмы распадается на стоимость: 1) необходимого; 2) прибавочного продукта. В дальнейшем валовой доход перераспределяется в фонд потребления и фонд накопления фирмы, которые являются конечными формами использования необходимого и
прибавочного продукта. Фонд потребления фирмы распределяется по следующим направлениям:
1) формирование фонда заработной платы:
2) отчисления на нужды социального страхования и пенсионного обеспечения;
3) отчисления на культурно-бытовые мероприятия;
4) отчисления в фонд материальной помощи и материального поощрения.
Фонда накопления фирмы распределяется по следующим направлениям:
1) на увеличение основных средств (накопление в основной капитал);
2) на увеличение оборотных средств (накопление в оборотный капитал;
3) отчисления на прирост резервных и страховых фондов. Если из валового дохода вычесть фонд заработной платы, то
оставшаяся часть вновь созданной стоимости будет представлять чистый доход фирмы. В процессе отношений распределения и перераспределения чистый доход фирмы распадается на две части:
1) одна часть поступает государству и в конечном итоге используется на удовлетворение общественных потребностей;
2) другая часть используется для удовлетворения потребностей работников фирмы.
Таким образом, чистый доход фирмы - это часть стоимости валовой продукции фирмы, остающаяся после возмещения ею себестоимости.
124
Объем чистого дохода, который используется фирмой на производственные и социальные нужды, зависит от ряда факторов:
1) от общего объема производимой валовой и товарной продукции. При прочих равных условиях размер чистого дохода увеличивается прямо пропорционально этому показателю;
"2) от производительности труда. Она, с одной стороны, увеличивает размер производимой продукции, а с другой стороны, снижает себестоимость продукции. В результате происходит ускоренный рост-чистого дохода;
3) от снижения себестоимости продукции. Все многочисленные пути снижения себестоимости при прочих равных условиях способствуют увеличению чистого дохода;
4) от изменения цен. Влияние этого фактора на величину чистого дохода не является однозначным. Рост цен, с одной стороны, ведет к увеличению объема оцениваемой валовой продукции (также и реализуемой ее части), а с другой — сказывается на увеличении себестоимости производимой продукции. В каждом конкретном случае для определения изменения объема чистого дохода, обусловленного колебанием цен, необходимы дополнительные расчеты.
3.2.2. ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ И ЕЕ ДИВИДЕНДНАЯ ;, ПОЛИТИКА
Прибыль как экономическая категория существует в различных способах производства. Она была присуща рабовладельческой и феодальной формациям в виде ростовщической и торговой прибыли. Сохраняется она и в современном производстве как основная форма прибавочного продукта.
Различают валовую и чистую прибыль фирмы.
Валовая прибыль - это часть валовой продукции, которая поступает фирме и количественно равна разности между денежной выручкой, полученной от реализации продукции, и себестоимостью продукции. Чистая прибыль фирмы представляет валовую прибыль за вычетом отчислений из нее государству (прежде всего, налога на прибыль). Чистая прибыль.
125
остается в распоряжении фирмы и используется ею на внутрихозяйственные нужды. В таком случае финансовые итоги коммерческой деятельности фирмы находят выражение в категории прибыли.
Прибыль создается в сфере" производства. Но свою специфическую экономическую форму она приобретает в сфере обращения, а именно, в процессе реализации созданной продукции. Прибыль - это категория сферы обращения, без которой реальной прибыли не существует. Прибыль формируется в каналах обращения в ходе конкурентной борьбы товаропроизводителей, в условиях постоянных изменений рыночной конъюнктуры, спроса и предложения товаров.
Прибыль фирмы является важнейшим обобщающим показателем эффективности ее производственной коммерческой деятельности. Прибыль - это цель и 'движущий мотив функционирования фирмы. Источником прибыли, как И -чистого дохода, является часть необходимого и прибавочного продукта. Вместе с тем прибыль отличается от чистого дохода следующими моментами:
прибыль представляет только часть чистого дохода, представленную в реализованной части продукции. Полный объем- чистого дохода может быть определен по всей валовой продукции, например, и по семенам, и по кормам, которые не продаются, а потому и не приносят прибыли;
чистый доход является более глубинной категорией, расположенной ближе к стоимости продукции. Прибыль же представляет поверхностную форму проявления чистого дохода. Она является однопорядковой категорией с себестоимостью продукции; I
в прибыли учитываются результаты всей финансовой деятельности фирмы. В нее включаются не только коммерческие результаты от ее производственной деятельности, но и прочая прибыль (например, погашенная задолженность, страховые поступления за возмещение ущерба), а также сминусованные убытки (например, от жилищно-коммунального хозяйства от стихийных бедствий) и просроченные задолженности. На чистом доходе фирмы эти финансовые операции и результаты никак не отражаются.
126
Прибыль, как обобщающий синтетический показатель, подвержена влиянию многочисленных как экстенсивных, так и интенсивных факторов. Ее величина определяется:
уровнем производительности труда. С ростом производительности труда растет объем производимой и реализуемой продукции, снижается ее себестоимость. А это все увеличивает прибыль;
экономией материальных и трудовых затрат на производство продукции. ">Рост капиталоотдачи, снижение материалоемкости и трудоемкости производства продукции при прочих равных условиях способствуют росту прибыли фирмы;
изменением структуры производства и ассортимента производимой продукции. Повышение доли производимых высокоприбыльных видов продукции в составе валовой продукции способствует росту получаемой валовой и чистой прибыли;
уровнем цен. Рост рыночных цен на производимую фирмой продукцию при прочих равных условиях прямо пропорционально влияет на объем получаемой ею прибыли. Наоборот рост цен на закупаемые фирмой средства производства и рабочую силу снижает прибыль;
скоростью общего оборота авансированного капитала. Ускорение оборачиваемости функционирующего капитала фирмы ведет или к экономии основных и оборотных средств, или к'росту объема производимой продукции, что и в одном, и в другом случае увеличивает прибыль фирмы;
распределением денежной части чистого дохода на чистую прибыль и отчисления государству. Экономически неоправданное чрезмерное изъятие государством части чистого дохода с фирмы уменьшает при прочих равных условиях ее чистую прибыль и возможности стабильного функционирования экономики.
Фирма стремится увеличить свою прибыль по всем этим направлениям, что имеет позитивное значение в ее производственной и коммерческой деятельности. Однако здесь могут проявиться и негативные стороны прибыли. Отдельные фирмы могут попытаться увеличить свою прибыль за счет фубого искажения ассортимента своей производимой продукции
127
в пользу более прибыльных изделий, за счет неоправданного завышения цен реализации, путем необоснованного снижения затрат по ряду направлений деятельности фирмы. Это ущемит экономические интересы партнеров фирмы, снизит ее имидж, а в конечном итоге может привести и к банкротству.
Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее трех функциях:
1) прибыль используется в качестве показателя оценки .итогов производственной и коммерческой деятельности фирмы. В прибыли отражаются все стороны деятельности фирмы как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем работы фирмы. Многофакторность категории прибыли вызывает необходимость наряду с прибылью использовать другие показатели эффективности производства (объем реализованной продукции,- производительность труда, капиталоотдачу, материалоёмкость, скорость оборота авансированного капитала);
2) распределительная функция прибыли. Прибыль используется в качестве финансового рычага распределения и перераспределения прибавочного продукта между фирмой и государством, между, фирмой и отраслью, между фирмой и ее работниками, между производственной и непроизводственной сферами;
3) стимулирующая функция прибыли. Она связана с процессом экономического стимулирования фирмы и ее работников. Прибыль используется для формирования поощрительных фондов фирмы, а также в качестве источника капитальных вложений и расширения производства на базе технического прогресса.
В экономической литературе западных стран количественное определение прибыли практически совпадает с приведенной выше ее трактовкой: прибыль составляет разницу между стоимостью продаж и издержками производства. Однако, качественные характеристики прибыли весьма разнообразны и противоречивы: то прибыль представляет весь доход на капитал в виде процента, то прибыль объединяет все формы доходов на факторы производства -' процент, заработную плату, плату за управление, то прибыль представляет плату за риск, за
128
неопределенность результатов предпринимательской
деятельности, то прибыль представляет доход антрепренеров, осуществляющих внедрение инноваций.
Все приведенные толкования прибыли имеют под собой определенные экономические основы и вполне реалистичны. Но прибыль является общей экономической категорией и нуждается в четком научном определений и понимании.
Таким образом, от уровня прибыли зависит финансовое состояние предприятия, выполнение его обязательств по расчетам с бюджетом, . банками, поставщиками сырья, материалов, подрядными организациями, оказывающими услуги в осуществлении строительно-монтажных работ, и т.д.
Способы распределения прибыли фирмами оказывают влияние на- целый ряд аспектов их функционирования. Но, пожалуй, наиболее важная теоретическая и практическая проблема состоит.в том, как прибыль, полученную от реализации, продукции, рационально распределить между инвестируемой в производство, и выплатой дивидендов. Речь идет об обосновании дивидендной политики.
Под дивидендной политикой фирмы понимают принимаемые ими решения в части установления доходов, выплачиваемых по акциям за счет прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности. Для количественного измерения результатов дивидендной политики следует
использовать два показателя: процент дохода от акций (/Q); коэффициент выплаты (Ке).
где Тд - текущий доход; . Тц - текущая цена акций.
где Да-дивиденд на акцию; Па - доходы на акцию.
Последняя формула, показывающая, какая часть доходов акционерного общества выплачивается в качестве дивидендов, является наиболее наглядным инструментом для характеристики
129
особенностей дивидендной политики отдельных фирм.
Существуют разные подходы к оценке • значимости дивидендной политики акционерных компаний. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что дивиденды опосредованно влияют на выбор вариантов инвестиционных решений производства: выплата высоких дивидендов означает сокращение ресурсов самофинансирования. В свою очередь это может обусловливать необходимость привлечения внешних для фирм источников средств путем обременительных займов в кредитной системе или выпуска облигаций. В результате может иметь место неблагоприятное изменение структуры и стоимости капитала фирм.
Структура определяется соотношением заемного капитала (3) к собственному (К) который у предприятий, эмитирующих акции, состоит из капитала от продаж обыкновенных и привилегированных акций по номиналу и капитала от продажи этих акций по цене, превышающей номинал, и
нераспределенной (на выплату дивидендов), прибыли. В .период экономии и в случае реализации на предприятии технологически перспективных проектов, когда отдача на вложенные средства имеет тенденцию к росту, повышение соотношения 3/К может быть выгодным для фирмы. Действительно, заемные средства позволяют получать большую норму прибыли. Кроме того, проценты, выплачиваемые по займам, как правило, уменьшают налоговые обязательства предприятия. Так, в соответствии с украинским налоговым законодательством, которое в этом отношении следует нормам, принятым в промышленно развитых странах, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму затрат на уплату процентов по финансовым кредитам, полученным для пополнения собственных оборотных средств, приобретения основных производственных фондов и
нематериальных активов для текущей производственной деятельности, независимо от срока кредитования, а также для уплаты процентов за товарные и коммерческие кредиты. В этой связи следует отметить, что до 1995 г. в Украине проценты по долгосрочным займам нельзя было относить на себестоимость продукции (работ, услуг) и, следовательно, уменьшать размер налогооблагаемой прибыли. 130
В соответствии с другой точкой зрения логика выбора инвестиционных проектов, в конечном счете, определяющих перспективы развития предприятия, его прибыльность и привлекательность для акционеров, может на самом деле мало зависеть от дивидендной политики, поскольку дивиденды можно рассматривать как остаточный платеж после принятия решений о капиталовложениях. А такие решения до некоторой степени определяются особыми факторами.
- Министерство образования и науки украины
- 1.1 Фирма как неотъемлемая часть микроэкономической системы
- 1.2 Организация и функционирование фирмы
- 1.1. Фирма как неотъемлемая часть микроэкономической системы
- 1.1.1. Принципы адаптации экономического субъекта к рынку
- 1.1.2. Фирма как агент рыночной экономики
- 1.1.3. Преобразование предприятий к функционированию в условиях рынка
- Практические задачи
- 1.2. Организация и функционирование фирмы
- 1.2.1. Организационно-правовые формы построения фирмы
- 1.2.2. Организационные модели структуры управления фирмой
- 1.2.3. Порядок создания
- Задание №1
- Модулю I
- 2.1. Кругооборот капитала фирмы
- 2.3. Оборотный капитал фирмы
- 2.1. Кругооборот капитала фирмы
- 2.1.1. Функциональные формы промышленного капитала
- Практические задачи
- 1. Первоначальная стоимость.
- 2.2.2. Движение и эффективное использование основного капитала
- Практические задачи Задача №1
- 2.3. Оборотный капитал фирмы
- 2.3.1. Определение и структура оборотного капитала
- 2,3.2. Управление запасами и незавершенным производством
- 5Щие затраты
- Методика расчетов исчисления амортизации для постановки комплексного квалификационного задания (ккз)
- I. Прямолинейный метод
- Пример:
- III. Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости
- IV. Кумулятивный метод
- V. Производственный метод
- Модулю II
- 3.1. Издержки производства и обращения фирмы
- 3.2. Доход и прибыль фирмы
- 3.3. Ценообразование и ценовая политика фирмы
- Вопросы для обсуждения
- Практические задачи
- Решение:
- 3.2. Доход и прибыль фирмы
- 3.2.1. Валовая продукция и чистый доход фирмы
- 3.2.3. Рентабельность
- Практические задачи
- 3.3,2. Разработка ценовой стратегии
- 1. Определение целей ценовой политики.
- Практические задачи Задача №1
- Решение:
- Решение:
- Решение:
- Ситуационные задания
- Модулю III
- Литература
- 4.1. Труд и трудовые отношения
- 4.2. Оплата труда
- 4.1. Труд и трудовые отношения
- 4.1.1. Научные основы организации труда
- 4.1.2. Мотивация труда в развитии производственных отношений
- Практические задачи
- Решение:,
- 4.2. Оплата труда
- 4.2.1. Социально-экономическая сущность заработной платы
- 4.2.2. Методические основы регулирования оплаты труда в условиях рыночных отношений
- 4.2.3. Методика расчета экономической эффективности, разработанной системы оплаты труда
- Решение:
- Модулю IV
- 5.1. Инновационная деятельность фирмы
- 5.2. Инвестиционная деятельность фирмы
- 5.1. Инновационная деятельность фирмы
- 5 1.1. Сущность инновации
- 5.1.2. Управление инновационной деятельностью
- 5.1.3. Эффективность инноваций
- 1. Интегральные показатели.
- 2. Простые показатели финансовой оценки.
- Задача №1
- Решение;
- Пример разработки бизнес-плана по
- Организации производства синхронных
- Гистерезисных двигателей [4]
- Описание изделия
- Финансовый план
- 5.2.2. Базовые принципы инвестирования
- I. Принцип предельной эффективности инвестирования.
- II. Принцип «замазки».
- III. Принцип сочетания материальных и денежных оценок эффективности капиталовложений.
- IV. Принцип адаптационных издержек.
- Методика расчетов по оценке эффективности инвестированных проектов для постановки комплексно-квалификационного задания
- Практические задания 5.2. Вопросы для обсуждения
- Ситуационные задания
- 6.1. Внутрифирменное планирование
- 6.2. Экономическая стратегия фирмы
- 6.1. Внутрифирменное планирование
- 6.1.1. Концепция внутрифирменного планирования
- Стратегическое планирование
- Организации
- 6.2. Экономическая стратегия фирмы
- 6.2.1. Сущность экономической стратегии
- 6.2.3. Локальные цели экономической стратегии
- Ситуационные задания
- Зачетный модуль 1,2 Тест № 1
- Тест Ля 3
- Тест ж° 4
- ТестМ 6
- Тест № 9
- Тест мп
- Тест№18
- Тест м 20
- Зачетный модуль 3,4
- Тест №27
- Тест № 28
- Тест №29
- Тест м 30
- ТеспіМзі
- ГестМзз
- Тест № 40
- ТестМ48
- Тест № 53
- Тест №54