logo
9 сем

4.2.1. Социально-экономическая сущность заработной платы

Заработная плата представляет собой многосложную экономическую категорию, в которой тесно переплетаются и практически ' реализуются весьма разнообразные и часто противоречивые коллективные и общественные интересы.

С точки зрения отношений распределения, заработная плата - это денежная форма основной части необходимого продукта, которая поступав! в индивидуальное потребление работникам фирмы в .соответствии с качеством и количеством затраченного труда. .

Фирма выплачивает заработную плату в денежной форме, что обусловлено наличием товарно-денежных отношений и рынка. В цивилизованной экономике распределение необходимого продукта не может происходить в натуральной форме. Денежная заработная плата - наиболее гибкое средство учета затрат и результатов труда, распределения товаров и услуг.

Фирма оплачивает , купленную ею рабочую силу не в момент ее покупки, а лишь по истечении определенного срока ее производительного использования, к примеру, через неделю труда работника. При этом труд становится условием оплаты стоимости рабочей силы. Тем самым цена рабочей силы приобретает превращенную форму цены ее функции, т. е. цены труда. А вознаграждение за труд • приобретает превращенную форму оплаты труда, т. е. форму заработной платы.

Для каждой страны в определенную историческую эпоху стоимость рабочей силы - величина данная. Ей соответствует определенная, исторически сложившаяся величина рабочего дня. Труд в течение рабочего дня находит выражение в определенном количестве часов. Он обменивается на деньги, выплачиваемые в форме заработной платы. В таком случае можно сказать, что стоимость дневного труда равна дневной стоимости рабочей силы. Если определенное число часов дневного труда приравнивается к дневной стоимости рабочей силы, то легко определить цену одного часа труда:

187

Цена часа труда -

Дневная стоимость рабочей силы Число часов дневного труда

Цена часа труда работника, (цена рабочего часа) представляет единицу измерения цены труда.

При социалистической общественной системе последовательно проводилась политика ограничения роли и значения заработной платы в распределении создаваемого продукта и соответствующего увеличения фондов общественного потребления. Однако такая политика не принесла ожидаемых результатов в стимулировании высокой эффективности производства. Более того, необоснованная уравнительность в оплате труда, иждивенчество в расходовании средств на заработную плату породили застойные явления в экономике и кризис политической власти.

В современной рыночной. экономике заработная плата занимает ведущее место в осуществлении социальной политики, стимулировании трудовой созидательной деятельности, регулировании основной массы денежных потоков и обеспечении сбалансированности бюджетов на всех уровнях управления. При этом важно учитывать, что в рыночных условиях практически исключается возможность централизованного, административно-командного управления заработной платой. Поэтбму основную часть проблем рациональной организации заработной платы и материального стимулирования должны решать сами фирмы в соответствии с общими направлениями совершенствования распределительных . отношений и внутренней политикой государства.

Надо полагать, что в условиях многоукладной экономики должен быть создан специфический, весьма сложный механизм .учета, контроля и оперативного регулирования денежных потоков, направляемых на оплату труда, в котором соответствующие правительственные органы и все субъекты предпринимательской деятельности должны наладить тесное взаимодействие в квалифицированном и мудром решений единой, общей социально-экономической задачи. Со стороны государственных органов должны быть четко определены

188

основные ориентиры и направления реализации экономической и социальной политики, обоснованы общественные императивы построения распределительных отношений. Со стороны предприятий и фирм, как активно действующих субъектов предпринимательской деятельности должен быть обеспечен высокий научный и методический уровень функционирования системы формирования заработной платы и денежных доходов всех категорий работников, исключающий возможность нарушений экономической нефинансовой дисциплины.

Невыполнение одной из сторон своих обязательств или отсутствие денежного единства и взаимосогласованности в решении общих задач, поэтапного совершенствования механизма оплаты труда и материального стимулирования, неминуемо влекут за, собой конфликтные ситуации общегосударственного и локального масштаба. Негативный опыт реформирования экономики в Украине, как и в других странах СНГ, без должного учета объективных требований, постоянного контроля динамики и дифференциации заработной платы, убедительно показывает, что попытки принизить,роль оплаты труда и игнорировать ее, как несущественный элемент хозяйственного механизма, ведут к тяжелейшим социально-политическим последствиям и дискредитации самой идеи перехода к рыночным методам хозяйствования. ,

Предоставление предприятиям . широкой

самостоятельности и свободы в вопросах выбора форм собственности, методов хозяйствования, ценообразования, реализации производимой продукции отнюдь не* означает перехода к режиму бесконтрольности и вседозволенности, вольному волюнтаристскому использованию финансовых ресурсов и построения системы оплаты труда. Богатый опыт ведущих стран мира свидетельствуют о том, что финансовые результаты деятельности предприятий, и прежде всего •распределение вновь созданной стоимости являются главным и единственным объектом взаимоотношений

товаропроизводителей со своим государством. Именно здесь прямо и непосредственно решаются проблемы и задачи взаимного учета разнообразных, часто противоречивых интересов общества, трудового коллектива и каждого работника,

139

ведется поиск оптимальных вариантов взаимодействия сторон в использовании доходов и прибыли. Поэтому здесь всегда необходим некоторый консенсус, как официально зафиксированный, обоюдообязательный норматив, который должен неукоснительно соблюдаться в процессе повседневной деятельности предприятия и соответствующих государственных органов.

Нетрудно понять, что такой порядок.. построения , взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности дает возможность обеспечить требуемую устойчивость финансовой системы в высокоразвитых странах со смешанной рыночной экономикой и постоянно поддерживать социально-политическую стабильность в обществе.

Очевидно, что для нормализации экономического и. финансового положения в Украине, следует ; научно зафиксировать объективно существующую необходимость четкого установления разумных границ самостоятельности предприятий в расходовании дохода и средств, направляемых для оплаты и стимулирования труда, и практически признать недопустимость свободы в формировании заработной платы и денежных доходов вне пределов законодательно принятых ограничений и научно обоснованных требований.

Свобода предприятий в организации заработной платы и материального стимулирования всегда была и должна оставаться понятием весьма условным при любых формах и разновидностях методов хозяйствования. Более правильно и предметно можно говорить о большей или меньшей степени самостоятельности товаропроиз'водителей в решении этих проблем и повседневных вопросов. Объективная необходимость их строгого согласования с общей социальной и экономической политикой государства, всегда существовала, и будет существовать. При этом чем теснее и эффективнее будет налажено сотрудничество

взаимодействующих сторон, тем успешнее будут решены проблемы упорядочения оплаты и стимулирования труда, тем скорее будет восстановлен нормальный ритм работы трудовых коллективов.

190

До тех пор, пока в этих узловых вопросах функционирования хозяйственного механизма будет сохраняться научная и практическая неопределенность, пока государство и предприятия будут решать их обособленно по своему усмотрению, материальное производство не сможет выйти из тупикового состояния общей дезорганизованное™,

неуправляемости и стихийного свободного предпринимательства.

Государственные и хозяйственные руководители в центре и на местах должны осознать, цто рыночная экономика требует не меньше, а существенно большей мудрости управления материальным производством, . овладения искусством регулирования сложнейших экономических и социальных процессов. Приводными рычагами для этого служат не привычные централизованные директивы и указания, а многосложная система финансово-экономического и социально-политического благоприятствования товаропроизводителю в наращивании объемов выпуска конкурентоспособной продукции. Стало быть, при всей, существенно возросшей, сложности вопросов государственного централизованного и местного децентрализованного регулирования денежных потоков и заработной платы они должны быть досконально изучены и для их успешного решения найдены современные методы демократического,, «дирижерского» управления. Надежной основой для этого служит богатейший научный опыт эволюционного совершенствования организации заработной платы в сочетании с начатыми преобразованиями общегосударственной системой контроля денежных доходов и социальной защиты трудящихся.

В условиях устойчивого развития экономики заработная плата выполняет множество функций общеполитического и социально-экономического характера.

Во-первых, общественно-политическая функция

заработной платы состоит в том, что динамика уровня оплаты тРУда и реальных доходов населения достаточно точно и объективно характеризует состоятельность общественной системы, правильность проводимой политики государства, определяет авторитет высших государственных руководителей и и* моральное право выполнять свои ответственные обязанности.

191

Многолетний исторический опыт показывает, что именно тенденция снижения реальной заработной платы является главным побудительным мотивом к реформированию политической власти или ее революционному свержению. Поэтому заработную плату в" условиях современного демократического государства следует рассматривать в качестве интегрированного итога функционирования общественно-политической системы и основного критерия состоятельности внутренней и внешней политики, проводимой высшими органами власти.

Во-вторых, экономическая функция заработной платы проявляется в повсеместном ее использовании для характеристики затрат живого труда при производстве и реализации продукции, обосновании цен, определении оптимальной структуры вновь созданной стоимости и. обеспечении сбалансированности финансовых ресурсов. Строгое соблюдение требований, обусловленных данной функцией, дает возможность, с одной стороны, постоянно поддерживать необходимую устойчивость финансовой системы с вытекающими отсюда преимуществами в ведении учета затрат и взаймоплатежей, а с другой стороны, сохранять стимулирующую роль этой экономической категории в динамичном росте эффективности труда и улучшении итоговых результатов предпринимательской деятельности. И наоборот, ненадлежащее выполнение этой функции вследствие разного рода

субъективизма и волюнтаризма неминуемо влечет

дезорганизованность финансового оборота, инфляционные явления и утрату производственно-трудовой мотивации, как главного исходного условия нормального развития общества.

В-третьих, заработная плата во всех экономических формациях выполняет социальную функцию, так как оплата труда составляет основную часть денежных доходов населения, и ее динамика и дифференциация определяет реальный уровень жизни людей и социальную структуру общества по вертикали и. горизонтали. Именно через механизм оплаты труда и материального стимулирования практически осуществляется все социальные программы государства, воплощаются в жизнь понятия социальной справедливости и объективно

обусловленного неравенства различных слоев населения.

Существующая многофункциональность заработной платы и ее ведущая роль в решении жизненно важных социалъно-экономических и общеполитических проблем определяют необходимость постоянной заботы о высоком научном и методическом обеспечении оплаты труда и различных видов стимулирования высокоэффективной работы коллективов предприятий, фирм всесторонней обоснованности общих и частных нормативов расходования средств на заработную плату. При этом следует учитывать, что всевозможные отклонения от научных принципов рационального построения оплаты и стимулирования труда, нарушения установленных норм и нормативов порождают весьма негативные последствия в отношении людей к своему производственному и общественному долгу, деформирует человеческую мораль, и препятствуют нормализации экономического и социального положения в государстве.

Ключевые позиции в решении проблемы упорядочения заработной платы и восстановления ее ведущей роли в структуре хозяйственного механизма принадлежат заводским службам организации труда. От их профессиональной подготовленности, научной квалификации и ответственности выполнения своих обязанностей зависит успех решения локальных и общих задач перехода от потребительского, иждивенческого использования средств на заработную плату к режиму эффективного их расходования на оплату и стимулирование добросовестного, высокопроизводительного труда.