logo
9 сем

Стратегическое планирование

Понятие "стратегия" - греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало "искусство генерала" находить правильные пути к достижению победы. і

Стратегия экономической организации - это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию» действия фирмы - значит, определять общие направления ее деятельности.

Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное - это еще не значит разработать стратегию Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия -это, прежде всего, реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.

289

Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для управления организаций, действующих в условиях предельно высокой неопределенности), Вместе с тем стратегическое и. долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные. Стратегия - это не функция времени, а в первую очередь функция направления. Она не просто сосредоточена на данном отрезке времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

Ответственность за разработку стратегии возлагается, прежде всего, на руководство фирмы, поскольку стратегическое планирование требует высокой отвегственности, масштабного охвата действий менеджеров. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы.

Термин "тактика" - также первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно о:.ватыьает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена.

Конкретным примером одного из направлений стратегии может быть решение фермера освоить производство продукции под собственной торговой маркой (в частности, производство цыплят в особой упаковке). Тогда тактическое планирование может сдержать следующие задачи:

а) создание новых производственных мощностей (скажем, путем приобретения цеха.по обработке цыплят или поглощения соседней фермы, обладающей таким цехом;

б) специальная подготовка в маркетинге и обучение персона-.*;

в) создание более мобильной системы распределения, налаживание контактов с новыми торговыми точками.

Каковы основные различия между стратегическим и

290

тактическим планированием?

Основной вопрос стратегического планирования - чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием - это разница между целями и средствами

Другие различия:

1) принятие решений на уровне тактического планирования, как правило, бывает менее субъективным, потому что менеджерам, занимающимся тактическим планированием, больше доступна добротная, конкретная информация. При тактическом планировании применимы базирующиеся на компьютерных технологиях количественные методы анализа;

2) выполнение тактических решений лучше тслежпяается, азенее подвержено риску, поскольку такие ешения касаются в основном внутренних проблем;. ■ .

  1. тактические реійения легче оцениваются, так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах (так, фермеру сложнее оценить^ конкретные выгоды внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска цыплят в особой упаковке при приобретении новых производственных мощностей);

  2. для тактического планирования характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений. - продуктовых, региональных, функциональных.

.Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин "оперативное" более ярко, чем термин "тактическое",.подчеркивает, что это планирование отдельных операций в хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах. Например, планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджетов организации.

Процесс планирования в организации

Деятельность, связанную с планированием; можно разделить на несколько основных этапов (рис. 6.1).

291

Рис. 6.1. Деятельность по планированию в экономической

организацил

  1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, это принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов (4). ' •

  2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации (5).

  3. Контроль результатов. На данном этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности; его значение очень велико, поскольку именно контроль устанавливает эффективность планового процесса в организации,

(3)-

Таким образом, процесс планирования является первым

этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования - это не простая'

последовательность операций по составлению планов и не

процедура, смысл которой, в том, что одно событие обязательно

должно гроизойти вслед за другим. Процесс требует большой

гибкости и управленческого искусства. Если определенные

моменты процесса не соответствуют поставленным организацией

■целям, они могут быть обойдены, что невозмржно в процедуре-

Участвующие в процессе планирования, люди не просто

292

выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом (рис. 6.2.).

Рис. 6.2. Процесс планирования в экономической