logo search
ШПОРы НОВЫЕ

43. Участники проекта и командная работа по организационному проектированию.

Команда проекта - функциональная организация главных специалистов проекта, состоящая обычно из 5-7 человек. Возможны отклонения численности команды как в меньшую, так и в большую сторону.

По функциональным обязанностям одни члены команды проекта должны специализироваться на профессиональном знании конкретных секторов среды проекта, а другие - на отдельных аспектах менеджмента. Для эффективной работы команды проекта недостаточно иметь высокую квалификацию по специальности. Необходимы психологическая совместимость, доверие, отлаженные навыки коллективной работы и некоторые другие условия.

При организации работы над таким проектом необходимо решить 3 главные задачи:

• как организовать людей;

• как организовать сам процесс проектирования;

• как должно быть устроено приложение.

в команде проекта выделяются 6 ролевых функций:

• Управление продуктом.

• Управление программой.

• Разработка.

• Тестирование.

• Обучение пользователей.

• Логистика.

Для каждой роли четко определены задачи, обязанности и требуемые профессиональные навыки.

Управление продуктом это, как правило, бизнес-аналитики или представители заказчика. Во всяком случае, это должны быть люди, хорошо знакомые с бизнес-процессами в организации-заказчике, т.к. их основная задача - определить место разрабатываемого программного обеспечения в бизнес-процессах организации, цели и задачи проекта, приоритеты внедрения, сформулировать требования и ожидания пользователей. Руководитель этой группы Менеджер продукта обеспечивает взаимодействие с руководством заказчика, несет ответственность за то, что цели и задачи проекта, а также требования и ожидания пользователей однозначно понимаются всеми ролями и что функциональные спецификации проекта отвечают требованиям пользователей и приоритетам бизнеса. Управление программой это постановщики задачи. Их основная цель разработать функциональные спецификации

проекта. Руководитель этой группы Менеджер программы является одновременно руководителем проекта, поскольку это ключевая организационная и координирующая роль.

Разработчики это программисты, которые создают необходимые программные модули. Руководитель группы Менеджер разработки руководит процессами создания архитектуры проекта, детального проектирования и созданием программных модулей. Поскольку создание приложений в архитектуре клиент-сервер требует знаний во многих областях: языки программирования, сети, коммуникации, управление базами данных, это должна быть группа высококвалифицированных специалистов по каждой из описанных областей.

Группа тестирования должна обеспечить независимую проверку проекта на соответствие функциональным спецификациям. Менеджер по тестированию разрабатывает стратегию и план тестирования и обеспечивает выполнение всех необходимых тестов.

Группа обучения обеспечивает подготовку всей необходимой документации как в бумажном, так и в электронном виде, т.е. создает систему подсказок, инструкции пользователей. Они также обеспечивают обучение специалистов технических служб заказчика, которые, в свою очередь, обучают конечных пользователей. Менеджер по обучению разрабатывает план обучения и контролирует процессы создания документации и обучения. Логистики подготавливают и поддерживают необходимую среду для разработки и тестирования разрабатываемого продукта, а также обеспечивают плавную передачу выпускаемой системы службам технической поддержки заказчика. Чтобы успешно справиться со своими обязанностями, они должны хорошо знать инфраструктуру организации заказчика, иметь хорошие коммуникационные способности.

Принципы формирования команды проекта

Очевидно, что количество людей в команде определяется объемом работ, предусмотренным проектом. Лидеры (менеджеры) групп составляют команду управления проектом. Лидеры групп - это руководители, координаторы усилий всех членов группы, члены группы - непосредственные исполнители, которые имеют возможность концентрироваться на конкретной работе.

Для эффективной работы команды требуется соблюдение следующих условий:

• ясное и четкое понимание каждым членом команды своей роли, что позволяет каждому выполнять свои задачи, не пересекаясь с работой других;

• спецификация проекта и график работ согласованы со всеми членами команды;

• члены команды хорошо взаимодействуют друг с другом и испытывают взаимное уважение к профессиональным качествам друг друга;

• все члены команды имеют четкое представление о модели процесса, которая будет использоваться в ходе выполнения проекта;

• каждый член команды должен основательно знать все аспекты плана проекта.

Формирование команды начинается, как только принято решение о выполнении проекта или предпроектных исследований и заканчивается тогда, когда созданы функциональные спецификации проекта и становится возможным оценить сроки его выполнения и профессиональные требования к специалистам.