logo
ШПОРы НОВЫЕ

74. Сервис ориентированные архитектуры государственных систем электронного документооборота

Территориальная и организационная распределенность предъявляет свои требования к архитектуре системы. Обычно применяются централизованная или децентрализованная архитектуры. Централизованный подход при всех своих преимуществах имеет жесткие требования к надежности и скорости каналов связи, характеризуется высоким сетевым трафиком, ограничениями доступа удаленных оргединиц к информации. Децентрализованный подход (создание множества независимых локальных контуров документооборота, которые обмениваются между собой документами при помощи электронной почты) обеспечивает высокую автономность и самостоятельность подразделений. Однако при этом повышаются временные затраты, связанные с двойной регистрацией документов, большим почтовым трафиком, потерями документов в связи с негарантированностью доставки. Также возникают проблемы, связанные с администрированием системы.

Наиболее перспективной архитектурой является федеративная, реализующая распределенное (децентрализованное) хранилище с использованием репликации данных в качестве механизма обмена информацией между серверами. Это обеспечивает гарантированную доставку данных и распределенную бесконфликтную обработку документов. Таким образом, создаются условия для централизованного создания, хранения и поддержки общего контента (организационно-распорядительного, нормативно-регламентного, библиотечного и т.д.); локального создания, хранения и поддержки "местного" контента; быстрой доступности содержания, являющегося общим для двух оргединиц. При этом достигается наиболее высокая "интегральная" производительность системы. Следует отметить, что централизованная архитектура является частным случаем федеративной.

Система электронного документооборота органа государственного управления обеспечивает создание единого информационного пространства, объединяющего сотрудников всех департаментов (служб, агентств, других оргединиц) на уровне внутренних процессов, оказания государственных услуг и коллективной работы. С ее помощью обеспечивается эффективная поддержка процессов накопления, управления и доступа к информационным ресурсам всех сотрудников. Система ускоряет и упрощает получение сведений о текущем состоянии документа или процесса, реализует возможность хранения в документальной форме истории взаимоотношений сотрудников с организациями и гражданами, увеличивает скорость поиска данных, необходимых для принятия управленческих решений при одновременном повышении их качества и надежности за счет полноты и своевременности предоставляемой информации. Использование СЭД увеличивает скорость прохождения по структурным подразделениям и исполнения управленческих документов, максимально сокращает оборот бумажных документов, обеспечивает экономию людских и производственных ресурсов (за счет сокращения издержек на управление потоками документов). Внедрение системы сокращает время поиска документов и удешевляет хранение бумажных архивов, обеспечивает переход на единые электронные административные регламенты работы с документами, обеспечивающие их защищенность, управляемость и доступность. Унифицируются, формализуются и регламентируются технологии делопроизводства, обеспечивается защита информации от несанкционированного доступа и утечки, происходящей из-за неупорядоченного хранения больших объемов документации.

Без организации внутренней системы электронного документооборота органов управления решение задач формирования и развития электронного государства невозможно. При этом надо учитывать особенности текущего момента и важные определяющие факторы.

Характерно, что наши регионы значительно опережают федеральные органы государственной власти в области использования электронного документооборота и даже в организации электронного межведомственного взаимодействия. Практически можно говорить о наличии проверенной инфраструктуры для оказания электронных услуг населению и организациям во многих регионах, часть из которых уже готова осуществлять обмен документами с использованием СЭД без дублирования на бумажном носителе (кроме случаев, определяемых федеральным или областным законодательством).