9. Технология организации документооборота.
Документооборот — сложный технологический процесс, характеризующийся различными параметрами, связанными с процессами документирования и со всей деятельностью орга¬низации. Организация документооборота включает все опера¬ции по приему, передаче, составлению, согласованию, офор¬млению, удостоверению и отправке документов.
Основными характеристиками документооборота являются маршрут движения, который включает все инстанции на пути движения документа от создания черновика (или от получе¬ния) до подшивки в дело, и время, затрачиваемое на прохож¬дение документов по этому маршруту. Отсюда главное прави¬ло организации документооборота — оперативное прохожде¬ние документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени. Кроме того, при организа¬ции движения документов необходимо выполнение следую¬щих правил:
• максимальное сокращение инстанций прохождения доку¬ментов (за счет исключения технологических операций по обработке документов и управленческих звеньев, не обу¬словленных деловой необходимостью);
• исключение или максимальное ограничение возвратных движений документов (при их обработке — регистрация и доставка, при их подготовке — визирование и согласова¬ние и т.д.);
• максимальное единообразие в порядке прохождения и процессах обработки основных категорий документов, ис¬ходя из того, что каждое перемещение документа должно быть оправданным.
Соблюдение этих правил позволяет реализовать основной организационный принцип службы делопроизводства — специа¬лизацию, возможность централизованного выполнения одно¬родных технологических операций, эффективного использова¬ния средств оргтехники и персонала.
Объективные данные о состоянии документооборота можно получить из качественных и количественных характеристик его параметров.
К качественным характеристикам документооборота относятся:
• характеристики документопотоков (состав документов, их содержание);
• маршруты движения документов (направление движения, этапы и инстанции маршрута движения документов);
• периодичность (стадии документооборота);
• направленность движения.
Документооборот как технологический процесс делится на несколько частей — потоков, обеспечивающих прямую и обрат¬ную связь в управлении. Под документопотоком (потоком документной информации) понимается сложившееся или организованное в пределах информационной системы движение данных в определенном направлении, при условии, что у этих данных общий источник и общий приемник.
Документопотоки различают по направлению и по отноше¬нию к управленческому объекту. По направлению выде¬ляют горизонтальные потоки, связывающие организации одного уровня управления, и вертикальные (восходящие и нисходящие), связывающие организации различных уровней, например, руко¬водящий орган власти и подчиненные ему учреждения и орга¬низации, центральный офис фирмы и дочерние фирмы и фи¬лиалы. Восходящие потоки — это входные документы, получае¬мые вышестоящей организацией от подчиненных организаций (исходящие документы подчиненных организаций, направляе¬мые в вышестоящие инстанции). Нисходящие потоки - это до¬кументы, направляемые вышестоящими органами власти и управления подчиненным организациям.
По отношению к управленческому объ¬екту выделяют входящий, исходящий и внутренний документопотоки. Они тесно взаимосвязаны, так как информация по¬ступивших документов используется для подготовки внутренних и исходящих ответных и т.д.
Входящий документопоток любой организации складывается из:
• документов вышестоящих организаций (органов власти и управления, центральных аппаратов министерств и др.).
• документов от подведомственных организаций, содержа¬щих сведения о выполнении распорядительных действий, запросы о путях выполнения заданий и отчетные сведения о своей деятельности. • документов от несоподчиненных организаций, направляе¬мых с целью согласования совместных действий или по¬буждения к ним, с целью консультирования, получения информации
• обращений граждан — предложений, заявлений, жалоб. Исходящий документопоток состоит из документов, созда¬ваемых в данной организации и отправляемых за ее пределы. Исходящие документы создаются в ответ на поступившие пись¬менные или устные запросы или как инициативные документы, требующие или не требующие ответа. Инициативные документы всегда значительно превышают группу ответных документов. Мотивы создания исходящих документов диктуются направле¬ниями деятельности организации и ее информационными за¬просами. Внутренний документопоток составляют документы, созда¬ваемые и используемые в самом аппарате управления, не выхо-дящие за его пределы. Происхождение этих документов совпа¬дает со сферой их применения Внутренний поток обеспечивает целенаправленное решение управленческих задач в пределах од¬ного учреждения, организации.
К внутренним относятся орга¬низационные документы, определяющие задачи, функции орга¬низации в целом, а также ее структурных подразделений, ком¬петенцию, права и обязанности должностных лиц, правила вы¬полнения отдельных видов деятельности — положения, уставы, учредительные договоры, должностные инструкции, регламенты, правила, штатные расписания и др. Функцию оперативного ре¬гулирования деятельности учреждений выполняют распоряди¬тельные документы, издаваемые руководством, — приказы, ука¬зания, распоряжения, решения. Самостоятельные группы внут¬реннего документопотока составляют протоколы и акты, плано¬вые и отчетные документы, документы по учету материальных и денежных средств, оборудования, личного состава и т.д. В аппарате управления не рекомендуется вести внутреннюю пере-писку между должностными лицами и структурными подраз¬делениями, вместо нее должны использоваться бездокументные способы обмена информацией (телефон, переговоры). Однако на практике внутренняя переписка широко распро¬странена. Она оформляется докладными (служебными) и объ¬яснительными записками, рапортами.
Входящие документы образуют три направления движения: руководству организации, руководству структурных подразделе¬ний, непосредственно специалистам. Соотношение этих потоков неравномерно — наибольшая часть документов попадает руко¬водству, которое, с одной стороны, испытывает информацион¬ные перегрузки, а с другой, — получает значительное количест¬во информации, не соответствующей их компетенции, областям деятельности и функциональным обязанностям, не их уровня. Ожидание рассмотрения документов руководством является по¬терянным временем, удлиняет путь документа к исполнителю.
Маршрут движения входящих документов зависит и от при¬нятой в учреждении технологии работы с документами. Исходящий документопоток, как правило, пронизывает всю управленческую структуру. Как инициативные, так и информа¬ционные документы готовят специалисты в структурных подраз¬делениях. Маршрут движения этих документов зависит от количества инстанций согласования, визирования и подписания до¬кументов, а также от принятой технологии перепечатки текста, регистрации и отправки документов.
Наиболее нерегламентированными являются маршруты дви¬жения внутренних документов. Причем в этом потоке движение распорядительных документов, как правило, упорядочено, а подготовка всех остальных документов не имеет регламентиро¬ванных маршрутов и влечет наиболее ощутимые потери времени на прохождение документов.
Основываясь на данных, характеризующих документопотоки, служба делопроизводства может разрабатывать наиболее целесо¬образные, оптимальные маршруты движения документопотоков.
Документооборот как движение следует отличать от объема документооборота, который выражается общим количеством документов, поступивших в организацию и созданных в ней за определенный период.* В объеме документооборота необходимо учитывать все входящие, исходящие и внутренние документы, а также все копии, изготовленные средствами оперативной поли¬графии и оргтехники.
* ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. — М., Госстандарт России, 1998, с.З.
Объем документооборота подсчитывают на основе данных учета документов в экспедиции или канцелярии, т.е. на участках первоначальной обработки и отправки, а также по регистраци¬онным формам в службе делопроизводства и в структурных подразделениях. Так как регистрация ведется в пределах отдель¬ных групп документов (приказы, протоколы, переписка, отчеты, обращения граждан и др.), то и подсчет объема документообо¬рота нужно проводить по выделенным участкам регистрации.
Общепринятая методика подсчета документооборота преду¬сматривает выражение его объема дробью, в числителе которой указывают количество подлинников, а в знаменателе — количество копий. Однако при этом полученный результат будет не¬корректным — многие документы составляются на нескольких страницах, что при таком подходе не отразится в общем резуль¬тате. Основное правило подсчета документов — однократность.
Служба делопроизводства периодически (ежеквартально, ежегодно) составляет сводки данных об объеме документооборо¬та, где помимо количественных данных приводится анализ объ¬ема документооборота. Такие сведения позволяют установить определенные закономерности роста и состояния документо¬оборота, его изменений. Установлено, что плотность документо¬оборота существенно меняется в пределах года, квартала, меся¬ца, недели. В начале этих временных отрезков резко возрастает количество поступающих документов, в конце — отправляемых.
Кроме того, учет документооборота позволяет:
• определить загрузку организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных исполнителей;
• определить соответствие маршрутов движения тех или иных документов задачам и функциям структурных под¬разделений или должностных лиц;
• разработать мероприятия по совершенствованию процессов обработки документов в целом или их отдельных операций;
• установить оптимальное количество информации, необ¬ходимой и достаточной для функционирования аппарата управления;
• рассчитать численность службы делопроизводства.
- 1.Архивное хранение документов.
- 2. Понятие «информация» и «документ».
- 3. Методы и способы документирования.
- 5. Функции и категории документов.
- 6. Стандартизация и унификация документов.
- 8. Формуляр современного управленческого документа.
- 9. Технология организации документооборота.
- 10. Язык и стиль служебных документов.
- 11.Составление и оформление организационно-нормативных документов.
- 12. Составление и оформление распорядительных документов.
- 13.Составление и оформление акта, протокола, договора.
- 14. Составление и оформление информационно-справочных документов.
- 17. Нормативное регулирование документационного обеспечения управления.
- 18.Функции и задачи службы доу.
- 26.Функции секретаря.
- 19.Структура и должностной состав службы документационного обеспечения управления.
- 20. Подготовка дел к сдаче в архив.
- 21.Прием и регистрация документов, организация справочно-информационного обслуживания.
- 22.Направление документов на исполнение и контроль за сроками исполнения документов.
- 23.Формирование и текущее хранение дел.
- 24.Экспертиза ценности документов.
- 25. Документирование трудовых отношений.
- 32.Понятие кадрового делопроизводства.
- 27.Средства и системы связи.
- 30.Порядок документирования конфиденциальных сведений.
- 34.Работа с кадровыми документами.
- 35.Организационные основы работы секретаря.
- 37. Средства составления и изготовления документов.
- 38.Средства копирования и тиражирования документов.
- 39,Управление рисками в проекте.
- 40.Современная концепция электронного офиса.
- 67.Государственное управление в субъектах Российской Федерации
- 62.Президент Российской Федерации: правовой статус, компетенция, конституционные функции, порядок избрания.
- 63.Высший законодательный орган рф
- 56. Органы судебной власти в Российской Федерации.
- 61. Современное государственное устройство рф
- 64. Исполнительные органы государственной власти рф.
- 41.Средства поиска и хранения информации.
- 46. Жизненный цикл проекта.
- 47.Основные этапы организационного проектирования.
- 53. Заявка на грант как форма социального организационного проектирования.
- 49. Организация разработки проекта Положения о структурном подразделении предприятия (учреждения).
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 4. Организационная структура подразделения. Наименование этого раздела может быть и другим, например Структура или Структура и штатная численность.
- 45. Понятие "проект" в современном менеджменте. Требования к организационному проекту.
- 7.Совершенствование документационных процессов
- 43. Участники проекта и командная работа по организационному проектированию.
- 44. Организационное проектирование систем управления: объект и предметная область.
- 48. Методы проектирования структур
- 57. Трудовые правоотношения.
- 60. Способы защиты трудовых прав работников.
- 58. Классификация оснований прекращения трудового договора
- 55. Трудовой договор: стороны, содержание, оформление, его отличия от смежных гражданско-правовых договоров.
- 52.Дисциплинарная ответственность: понятие, виды, порядок применения дисциплинарных взысканий.
- 2. Виды дисциплинарной ответственности
- 3. Меры дисциплинарного взыскания
- 4. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий
- 4.3 Применение дисциплинарного взыскания
- 16. Документационное обеспечение – основа технологии управления
- 51. Трудовая книжка: нормативная основа, общие правила ведения и выдачи при увольнении работника.
- 2.1. Пересылка трудовой книжки после увольнения работника
- 68.Местное самоуправление в Российской Федерации.
- 2. Основы деятельности местного самоуправления
- 2.1 Основные Конституционные положения
- 3. Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти
- 3.2 Актуальные проблемы местного самоуправления
- 71.Классификация и кодирование информации.
- 73.Использование информационных технологий в работе архива.
- 74. Сервис ориентированные архитектуры государственных систем электронного документооборота
- 72. Аппаратные и программные средства документационного обеспечения управления
- 69. Понятие, задачи и структура информационного обеспечения управления