Тендерная документация
Каждому этапу тендера соответствует определенный набор документации. Так, письмо-приглашение к участию в тендере имеет целью уведомление PR-агентств о тендере и включает краткую информацию о клиенте и проекте, предлагаемом для выполнения. Здесь же оговариваются сроки
274
подачи заявки на участие в тендере. Знакомство клиента с консультантом может происходить как на основе изучения информации о нем, так и в ходе очной презентации.
Агентствам — участникам «шот-листа» направляется приглашение к подаче предложений (ППП) — комплект документов, включающий:
информацию для агентств;
техническое предложение — стандартные формы;
финансовое предложение — стандартные формы;
техническое задание;
стандартные формы контрактов.
Следует добавить, что в рамках ППП каждому агентству предъявляется список агентств, которые также получили ППП идентичного содержания.
Среди документов в пункте «Информация для агентств» — подробное описание процедуры взаимодействия заказчика с агентством на протяжении всех этапов тендера, включая подачу, получение, вскрытие и оценку предложений, составление договора, а также рекомендации и требования заказчика по составлению технического и финансового предложений.
Оговариваются дополнительные вопросы, например:
язык(и), на котором(ых) должны быть представлены предложения;
примерное число человеко-дней для выполнения задания;
необходимые требования к опыту предлагаемых ключевых сотрудников;
валюта, в которой могут производиться расчеты и осуществляться платежи по контрактам;
сроки представления предложений;
дата, время и адрес вскрытия финансовых предложений;
адрес клиента.
Раздел «Техническое предложение (ТП) — стандартные формы» включает следующие подразделы:
— форма подачи ТП;
—рекомендации агентства (сведения о предыдущих проектах и отзывы заказчиков об их исполнении);
методологический подход и рабочий план для выполнения задания;
состав рабочей группы и задача каждого члена группы;
резюме предлагаемых профессиональных сотрудников;
график работы персонала агентства;
график мероприятий проекта;
список привлеченных консультантов с их краткими характеристиками;
комментарии и предложения консультантов по техническому заданию (замечания, касающиеся данных, услуг и средств, предоставляемых заказчиком).
275
Резюме персонала агентства, занятого в проекте, содержит, как правило, следующие пункты:
предлагаемая должность;
наименование организации;
Ф.И.О. сотрудника;
профессия;
год, число и месяц рождения;
стаж работы в агентстве;
гражданство;
членство в общественных организациях;
порученные задания;
основная квалификация;
образование;
опыт работы с указанием в обратном порядке должностей и предыдущих мест работы;
знание языков;
подтверждение достоверности информации, изложенной в резюме, со стороны уполномоченного представителя.
Раздел «Финансовое предложение (ФП) — стандартные формы» включает следующие подразделы:
форма представления ФП;
общая сумма расходов по заданию;
оплата труда (помесячное вознаграждение сотрудников при выполнении работ);
возмещаемые командировочные расходы (транспорт, гостиница, суточные);
затраты на организацию мероприятий;
— прочие расходы (например, телекоммуникации, полиграфия).Финансовое предложение сопровождается письмом, где указываются
стоимость такого предложения, наименование услуг, за которые выплачиваются комиссионные и премиальные суммы, а также координаты и должность контактного лица.
Важным является раздел «Техническое задание» (ТЗ). Здесь содержится обоснование необходимости участия в данном проекте PR-агентств и указываются цели задания, услуги, которые должны быть оказаны PR-агентством в рамках ТЗ, а также подробно расписывается этапность работ, необходимых для реализации данных услуг. В ТЗ разъясняются желаемые результаты работ, сроки и график их выполнения, формулируются критерии оценки предложений, описываются процедуры мониторинга и оценки результатов работы.
ТЗ начинается с исходной информации, призванной ввести будущего исполнителя в курс PR-кампании. Так, в ТЗ по организации и проведе-
276
нию информационной кампании для населения по вопросам выплаты пособий для детей показано, каким образом Правительство РФ приступило к совершенствованию государственной социальной политики, и в частности к реформированию системы выплаты пособий на ребенка.
...Выплаты данных пособий производятся в соответствии с российским законодательством из средств бюджетов субъектов Федерации и учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Но в условиях повсеместного дефицита бюджетных средств всех уровней возникла проблема задержки выплаты пособий на местах. Субъекты Федерации испытывают хроническую нехватку средств для выполнения обязательств государства перед населением, причем дефицит средств и рост задолженности приобретают характер перманентной прогрессии. В этих критических условиях в качестве вынужденной меры многие регионы пошли на неординарный шаг - погашение задолженности путем взаимозачетов по оплате коммунальных услуг, путевок в детские санатории и пансионаты, выдачи продуктов и иных товаров в счет суммы задолженности. Этот шаг снизил, а в некоторых регионах остановил рост задолженностей, но тем не менее остроту проблемы не снял.
Тогда исходя из ограниченности бюджетных средств, а также учитывая, что наиболее нуждающиеся семьи оказались без одного из немногих стабильных источников доходов, законодатели приняли решение о введении учета среднедушевого дохода семьи в качестве критерия для предоставления пособия на ребенка. Теперь по законодательству пособия предоставляются семьям, среднедушевой доход которых не превышает 200 процентов величины прожиточного минимума.
Для успешной реализации намеченных государством мероприятий в социальной сфере требуется создание эффективной системы информирования общественности о происходящих переменах. Цель - достижение взаимопонимания и снижение сопротивления, связанного с недоверием к реформам...
В ТЗ определяются итоги предварительной работы экспертов заказчика, указываются «узкие места» в текущей информационной и разъяснительной деятельности среди населения и СМИ по требующему PR-поддержки вопросу, рассматриваются также возможные положительные тенденции в информировании, которые нуждаются в закреплении при реализации проекта.
Например, в ТЗ тендера на информационное обеспечение реформы выплаты детских пособий основные итоги предварительной работы определялись так:
...Предварительный этап работы над проектом позволил сделать несколько принципиальных выводов, существенных для дальнейшей деятельности.
В частности, выяснились следующие обстоятельства, которые необходимо учесть:
- недостаточная информированность большинства журналистов центральных газет относительно приоритетных направлений социальной политики, чему способствует в числе прочего отсутствие жесткой специализации сотрудников большинства изданий (теле- и радиопрограмм), корреспонденты которых, пишу-
277
щие и вещающие на социальные темы, работают в отделах оперативных новостей. В поле их внимания находятся десятки и сотни самых разнообразных сюжетов, и они не сосредоточиваются, как правило, на одной или двух темах;
недостаточная информированность журналистов относительно существующей в стране ситуации с выплатой детских пособий, в том числе слабая информированность о последних решениях правительства в этой области;
существование стойких стереотипов в общественном сознании в отношении социальной политики правительства (например, утверждение, что «правительство ищет любые возможности сэкономить на нуждах населения»);
приверженность некоторых журналистов расхожим стереотипам, отсутствие глубокого понимания стратегии социальной политики;
разная степень заинтересованности различных СМИ в адекватной оценке ситуации. Так, некоторые издания, предпочитающие сенсационность глубокому анализу, фокусируют внимание аудитории на «катастрофическом положении дел», указывают не на пути решения проблемы задолженности по пособиям, а на низкий уровень пособия как такового. В то же время издания, ориентированные на серьезный анализ, не только дают более подробную и взвешенную информацию на тему, но и показывают направления государственной политики в данной области;
необходимость особого внимания вопросам просвещения журналистского сообщества, для чего недостаточно одних лишь информационных мероприятий типа брифингов и пресс-конференций - необходима работа с редакторами газет, руководством телекомпаний и радиопрограмм, с журналистским активом регионов;
необходимость рассмотрения позитивного опыта решения проблемы в форме не только цифр и объемов выплат, но и живых сюжетов, показывающих, как конкретным людям в том или ином регионе в результате нового подхода была оказана помощь, для чего требуется выявить и подготовить информационные материалы о таких примерах...
Далее определяются цели и задачи кампании с указанием на то, что их результативность должна подтверждаться социально-психологическими исследованиями и мониторингом СМ И.
Вот основные цели и задачи кампании по реформе выплаты детских пособий:
...Главной целью проведения информационной кампании является информирование населения Российской Федерации о новом порядке начисления детских пособий, о существующем положении дел в этой области, о шагах правительства по реформированию этой системы и новых подходах к решению вопроса своевременной выплаты пособий и ликвидации задолженности, о перспективах адресного подхода к решению проблемы.
Целью кампании является также формирование позитивного имиджа социальной политики правительства, включая новые подходы к начислению и выплатам пособий на ребенка.
Информационная кампания должна стимулировать граждан России к активному участию в обсуждении проблем государственной поддержки семьи.
Организация информационной кампании должна строиться с опорой как на инициирование общественной дискуссии, так и на активизацию работы с региональными СМИ с широким привлечением существующих информационных сетей.
278
Особое внимание следует уделить разъяснению ряда непопулярных мер, объективно связанных с переходом на систему адресной помощи, а также вопросу преодоления негативных стереотипов, существующих на сегодняшний день в общественном мнении относительно новых социальных инициатив правительства. Важно информировать общественность о практических результатах, достигаемых в регионах России, об успехах нового подхода к назначению пособий на детей (информация о конкретных сюжетах, о тех областях, где удалось ликвидировать задолженность, и т.д.)...
Помимо общих формулировок ТЗ предполагает проведение конкретных акций и создание определенных информационных продуктов, например:
... - необходимо силами специалистов, работающих в команде исполнителя, создавать модельные материалы для распространения по информационным сетям. В Москве, например, могут быть подготовлены интервью первых лиц министерства, в регионах - конкретные репортажи с мест, которые должны распространяться параллельно;
необходимо создать небольшой буклет о приоритетах социальной политики правительства в помощь журналистам, пишущим и вещающим на социальные темы;
целесообразно издать большим тиражом краткие листовки и информационные брошюры, разъясняющие новые подходы, для распространения среди широких слоев населения...
Далее формулируются особенности взаимодействия будущего исполнителя с заказчиком и требования к отчетности. Предусматривается график представления промежуточных, поэтапных и итогового отчетов о проведенной деятельности.
В качестве отчетных материалов по результатам работы могут выступать следующие:
публикации печатных СМИ, видео- и аудиозаписи теле- и радиопрограмм, материалы интернет-сайтов;
информационные материалы, предназначенные для распространения на мероприятиях для СМИ (пресс-релизы, бэкграундеры, заявления и пр.);
результаты изучения общественного мнения;
адресные и иные базы данных;
—реклама, в том числе ее эскизы и фотографии наружной рекламы;
— образцы издательской продукции (брошюры, листовки, буклеты, плакаты) и т.п.
- Глава2.Брендинг в системе корпоративных коммуникаций 164
- Глава 3. Формы подачи новостной информации: тексты и мероприятия 341
- Раздел у антикризисный pr 412
- Глава 2. Социальные кампании. Спонсоринг и фанд-рейзинг 464
- Глава 3. Политические кампании. Pr-технологии на выборах 480
- О книге Примеры «нормального» пиара
- Вклад в развитие российского pr
- Расширяя наши возможности
- Откуда появилась эта книга
- О целях учебного пособия
- Благодарности партнерам
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2 связи с общественностью в XX и XXI веках: история и современность pr в мире: исторический очерк
- Глава 3 место pr в различных коммуникационных системах
- Pr в системе имк
- Раздел II
- Исследования как первый этап
- И составная часть построения
- Гармоничных связей с общественностью
- Глава 1 социологический анализ
- Методы сбора информации
- Глава 2 медиаметрический анализ
- Глава 3 обработка данных исследования
- Глава 4 социально-психологический анализ
- Глава 5 информационный аудит и составление медиапортрета
- Глава 6 измерение эффективности pr-деятельности
- Раздел III
- Глава 1 конструирование корпоративного имиджа
- Имидж - корпоративный мир-дом и тотальная коммуникация
- Надземный фундамент: история-легенда
- Глава 2
- Брендинг в политике: когда телега едет впереди лошади
- Медиабрендинг
- Антибрендинг: смерть бренда или его второе рождение?
- Глава 3
- Глава 4
- Корпоративные коммуникации
- И окружающее пространство:
- Комплексные решения и органичные сочетания
- Глава 5 планирование pr-мероприятий и их дифференциация
- Стратегии
- Глава 6
- Как это делается у них: в теории
- Глава 7
- Организация тендера
- Тендерная документация
- Оценка предложений
- Неформальные тендеры
- Раздел IV
- Глава 1
- Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий
- Рекламное время (радио), весна—лето 2005 года
- Глава 2 управление информацией и конструирование новостей
- Взаимодействие pr-специалиста и сми в процессе новостного производства: взгляд с позиции журналиста
- Глава 3
- Новостные pr-мероприятия
- 1991-2001: Захватывающие истории из жизни российского рынка нефти и нефтепродуктов
- Глава 4
- Типы коммуникации в Интернете
- Модели интернет-присутствия1
- Стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций (имк)
- Баннер как технология создания привлекательного имиджа
- Блоги - новая сетевая реальность и начало коммуникационной революции на традиционных товарных рынках
- Раздел V антикризисный pr
- Глава 1
- Глава 2
- Конфликт и «тлеющий» кризис -повседневная реальность
- Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации
- Локальные приемы и механизмы управления конфликтами
- Раздел VI
- Глава 1
- Экономические кампании.
- Pr как способ повышения инвестиционной
- Привлекательности
- Акценты в работе с финансовой (инвестиционной) информацией
- 1. Собственный анализ реального положения дел в регионе
- 2. Вхождение в систему существующих рейтингов или созданиенового аналога
- 3. Доведение ориентированной на инвестиционный результатрейтинговой информации до сведения целевых групп
- 4. Проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности
- Глава 2 социальные кампании. Спонсоринг и фанд-рейзинг
- Спонсоринг: преимущества
- Спонсоринг: основания для выделения средств
- Проблема разведения спонсоров
- Глава 3 политические кампании. Pr-технологии на выборах
- Эти понятия?
- A (Action) - планирование: концепция, рабочий план, акции
- Контекста
- И еще немного о возможностях управления восприятием
- О крупных и значимых социально-экономических проектах в области, которые временно приостановлены до определения итогов выборов
- Глава 4
- Экологические pr - необходимый компонент
- Развития и сохранения отдельных
- Регионов и мира в целом
- Глава 5
- Корпоративный контекст проекта
- Фирменный стиль
- Пул информационной поддержки
- Кульминационное действие
- Раздел VII
- Глава 1 pr в органах государственной власти
- Глава 2
- Глава 3 специализированная pr-фирма
- Заключение
- Internet-магазин: www.Delokniga.Ru
- 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97