logo
Chumikov_A_N__Bocharov_M_P_Svyazi_s_obschestven

О крупных и значимых социально-экономических проектах в области, которые временно приостановлены до определения итогов выборов

В области разворачивается около 50 крупных проектов в сфере промышленности, транспорта и энергетики... В перспективе эти проекты позволят существенно укрепить экономику, повысить благосостояние граждан области в целом и тех районов, где они располагаются территориально.

Но в связи с нестабильностью предвыборной ситуации БОЛЬШИНСТВО ПРОЕКТОВ ПРИОСТАНОВЛЕНО, ИНВЕСТИЦИИ В НИХ ЗАМОРОЖЕНЫ.

В числе таких проектов следующие:

  1. Заем Европейского банка реконструкции и развития для социальной сферы области (школы, медучреждения и др.) в объеме 100 млн долл. США - ПРИОСТАНОВЛЕН.

  2. Проект реконструкции существующего и развития международного аэропорта - ЗАМОРОЖЕН.

  3. Проект строительства контейнерного терминала в городе А. - ВРЕМЕННО НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ.

  4. Проект создания на Т. комбайновом заводе площадей для производства легковых автомобилей - ПРИОСТАНОВЛЕН.

  5. Кредитная линия Правительства Франции для строительства в области электростанции, работающей на отвалах угля, - ЗАМОРОЖЕНА.

6) Финансирование строительства 26 электровозов для Китая на Н.электровозостроительном заводе - ЗАТЯГИВАЕТСЯ...

Причина здесь, возможно, в следующем: опасение возможной победы на выборах К. Если это случится, названные проекты могут быть похоронены, финансировать их никто не будет...

Возможное изменение экономических приоритетов и перекройка без того скудного госбюджета в случае прихода К. и его партии к власти могут привести к срыву программы и прекращению ее финансирования...

Угроза ухудшения оказалась более доходчивой, чем обещания улучшения, и второй кандидат приобрел новых союзников, а затем победил с существенным перевесом.

И еще пример.

В одном из российских городов из-за периодических задержек и низкого уровня зарплаты значительно возросла социальная напряженность. Объявив в этот период о желании участвовать в выборах, действующий мэр не мог обещать увеличения зарплаты - это было не в его власти. Но он предпринял следующий ход - отменил плату за проезд на общественном транспорте. Обстановка стабилизировалась.

Спустя четыре года напряженность в предвыборный период вновь стала усиливаться. На этом фоне недовольство водителей автобусов отменой платы за

501

проезд (бюджетные дотации лишь частично покрывали потерю прибыли) оставалось незамеченным массой горожан и, естественно, не вызывало никакой поддержки. Однако мэр инициировал дискуссию вокруг восстановления платы за проезд, которая возбудила вокруг данной проблемы широкий общественный резонанс («И так все плохо, а тут еще плату за проезд снова хотят ввести»). В момент наивысшего накала негативных настроений мэр вновь встретился с представителями оппозиции и твердо заявил: «Я не допущу восстановления платы за проезд на общественном транспорте». Ситуация опять относительно нормализовалась и способствовала его очередной победе.

Хотелось бы подчеркнуть, что оба примера лежат в русле использования цивилизованных информационных технологий и не содержат обмана: в первом случае говорится о версии действительно происходящих событий, во втором — о возможности наступления некоторых негативных последствий. В условиях наличия альтернативной информации ответ на вопрос о принятии или непринятии данной версии и об оценке потенциальной опасности остается за избирателем.

Поднимая проблему восприятия действительности (включающего, конечно, и восприятие личности кандидата), мы хотели бы сделать и более глобальные обобщения. Дело в том, что, выяснив в ходе исследований некоторые желаемые (идеальные) характеристики социально-экономического состояния некоторой территории и некоторого кандидата на выборный пост, многие занимающиеся избирательной кампанией специалисты исходят из необходимости коррекции существующих (реальных) характеристик. Но задача PR-консультанта заключается главным образом в другом: меняется что-то или нет, люди обязательно должны поверить, что это происходит.

За счет чего? За счет того, что из огромного числа элементов окружающей действительности и свойств личности кандидата выбираются и транслируются на целевые аудитории те, которые в наибольшей степени соответствуют их ожиданиям. Люди все равно никогда не охватят своим восприятием все элементы действительности; подавляющее большинство избирателей никогда не сможет подробно побеседовать «по душам» со своим кандидатом. Значит, коммуникативный процесс приобретает опосредованный характер, а воспринимаемая в его ходе информация неизбежно становится информацией сегментированной. Компетенция PR-специалиста направляется на то, чтобы обратить внимание аудитории на вполне определенные сегменты и попробовать сформировать вокруг них позитивное или негативное восприятие.

Получается, что приведенные выше личностные характеристики политика М. суть вполне реальные, но отнюдь не очевидные иллюстрации такого рода сегментов. В каких-то случаях (когда это лучше бы воспринималось целевыми аудиториями) посыл «М. — выходец из провин-

502

ции» мог бы быть заменен на правдивый, но противоположный: «М. давно живет и работает в Москве»; информация об опыте преподавания в университете и кандидатской степени — на информацию о приверженности практической деятельности и производственных достижениях и т.д. Итак, основное в PR-конструировании избирательной кампании — правильно определить требования и желания целевых групп относительно той ситуации и того лидера (группы лидеров, политической партии), которые нужны, а далее плавно подвести избирателей к выводу о том, что предлагаемый кандидат, во-первых, отвечает этим требованиям, а во-вторых, способен изменить (и уже меняет) ситуацию в требуемом направлении.