Глава 1 pr в органах государственной власти
С начала 1990-х годов в России наблюдалось медленное и постепенное, а с середины — быстрое и скачкообразное развитие различных структур «паблик рилейшнз»: в государственных органах, коммерческих фирмах, общественных объединениях, наконец, в качестве профессиональных PR-агентств. Параллельно нарастал объем подготовки специалистов, ориентированных на работу в PR-отрасли. Стоит добавить, что вместе с увеличением числа отечественных учебных курсов, пособий, диссертаций по связям с общественностью проходило интенсивное становление российской школы «пабликрилейшнз».
Осмысливая этот «бум», аналитики констатировали, что данный процесс вовсе не является данью моде, а вполне закономерен: поскольку связи с общественностью призваны выполнять объективную и необходимую для общества функцию, постольку можно и нужно вести речь о структурах и специалистах, которые постоянно и профессионально занимались бы этой работой.
Однако при общем осознании важности данной проблемы не всегда присутствовало понимание тех количественных и качественных составляющих, которые обеспечивали бы оптимальное функционирование PR-структур. Помочь разобраться в этих вопросах, дать ориентировки для творческого поиска и призван настоящий раздел.
527
Место PR в органах государственной власти: теоретическое обоснование
В одной из первых диссертаций, посвященных обозначенной проблематике1 , автор, вице-губернатор Нижегородской области, а затем вице-мэр Нижнего Новгорода О. Савинова сделала важное заявление о том, что «функции государства с неизбежностью включают функции управления связями с общественностью ("пабликрилейшнз"), порождают специальные государственные и муниципальные структуры, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими целями органов власти». Другими словами, связи с общественностью предстают органичным компонентом государственного и муниципального управления, своеобразным политическим институтом, «сущностным, функциональным явлением, направленным на оптимизацию принятия и реализации политических решений».
По мнению О. Савиновой, управление, не обогащенное структурами и знаниями в области «паблик рилейшнз», инерционно воспроизводит типы и характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени способствует созданию модели «открытой, "отзывчивой" бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям». Опираясь на службы по связям с общественностью, государственная власть в более полной мере использует свои «информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса».
Не следует сбрасывать со счетов и такой аспект: являясь институтом политического управления, «паблик рилейшнз» выполняют роль механизма для завоевания и удержания власти и политического влияния.
Подчеркнем, что формальные названия занятых выполнением PR-функций служб («департамент по связям с общественностью и средствами массовой информации», «пресс-служба», «информационно-аналитический отдел» и т.п.) не имеют большого значения. Важнее другое: они должны использоваться в качестве механизма учета и согласования интересов (диалогово-паритетный тип связей с общественностью) и не должны быть средством одностороннего воздействия на целевую аудиторию (пропагандистский тип связей с общественностью). Дело здесь не
1 Савинова О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления: Дис. д-ра полит, наук. М.: РАГС, 1998.
528
только в этике: как справедливо замечает О. Савинова, «органы государственного и муниципального управления в диалоге с общественностью обладают несомненным преимуществом, у них несоизмеримо больший ресурс влияния».
В диссертации приводятся и конкретные направления деятельности служб по связям с общественностью в органах государственного и муниципального управления:
установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;
информирование общественности о существе принимаемых решений;
анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
Эти направления модифицируются в зависимости от уровня отношений внутри и между органами власти. Здесь выделяются микроуровень (отношения внутри структур органов власти, когда каждая из них рассматривается как относительно автономный субъект управления), меза-уровень (отношения между различными структурами государственного и муниципального управления) и макроуровень (отношения органов власти с институтами гражданского общества).
Точно так же организационные и содержательные аспекты работы PR-служб при сохранении их функционального единообразия видоизменяются в связи с особенностями конкретного региона, временной и региональной спецификой политического управления.
Государственная PR-служба: уровень минимальной достаточности
Переходя от общетеоретических рассуждений к практике, попытаемся обозначить некоторый формальный уровень начальной и минимальной достаточности, при котором могла бы реализовываться PR-функция. Здесь, на наш взгляд, речь стоит вести прежде всего о пресс-центре (информационном центре) или даже одном сотруднике, ответственном за связь со средствами массовой информации (СМИ). В качестве непосредственных функций такого формирования могли бы выступать:
оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи СМ И;
распространение, а в случае необходимости и подготовка для СМИ официальных сообщений, заявлений и иных информационных
529
(журналистских) материалов, посвященных деятельности организации;
подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;
проведение в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» и собственным положением аккредитации журналистов, выполняющих редакционное задание и освещающих деятельность данной организации;
оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору и подготовке материалов для публикации, теле- или радиопередачи;
подготовка для СМИ пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров, спецвыпусков тематической информации;
подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами по текущим проблемам деятельности организации;
анализ материалов прессы, радио- и телеинформации о деятельности организации для ее руководителей и сотрудников;
определение достоверности опубликованных сведений, подготовка при необходимости разъяснительных писем и опровержений.
Разумеется, при наличии достаточных средств, специалистов и т.д. в PR-структуру вместе с пресс-центром могут входить и другие формирования: информационно-аналитическая служба, подразделение по работе с заявлениями и жалобами граждан; телевизионный, радио-, фотоотдел, редакция собственного издания и пр.
PR-подразделения в крупных государственных структурах1
Пресс-служба Президента РФ
Здесь к началу 2000-х годов работало около 40 сотрудников, объединенных в четыре основных отдела: аккредитации и брифингов, оперативной информации, перспективного планирования, фотодокументов. Функции отделов строго не разграничивались, и они выполняли похожую работу, в то же время не дублируя ее.
1 Примечание. В условиях высокой динамики организации-реорганизации различных структур в России одни упомянутые в настоящем пособии формирования уже изменили свой статус и даже названия, другие могут сделать это в дальнейшем. Однако методологическая ценность примеров от этого не ослабевает, поэтому мы оставляем нашу 10-летнюю коллекцию примеров без изменений.
530
Так, в обязанности отдела аккредитации и брифингов входило сообщать журналистам о проведении пресс-конференций, брифингов, встреч, совещаний, заседаний и т.п. с последующей аккредитацией представителей СМИ. Сотрудники отдела рассылали факсы-приглашения по определенным (заложенным в программу) адресам СМИ, а затем по телефону уточняли имена и фамилии конкретных журналистов и заказывали им пропуска.
Поскольку базовый список российских журналистов особенно не менялся, эта работа не представляла трудностей. Несколько сложнее обстояло дело с иностранными журналистами, которых в силу многочисленности не мог вместить зал для проведения пресс-конференций. Поэтому для иностранных СМИ применялось специальное правило: устанавливалось своего рода дежурство, и в назначенный день приезжал лишь один представитель от СМИ какой-то страны с условием, что полученная им информация будет бесплатно и в полном объеме предоставлена всем коллегам.
В некоторых случаях аналогичное правило действовало и для российских журналистов (например, когда встреча проводилась в рабочем кабинете президента либо когда речь шла о сопровождении его в поездке по стране или за рубеж).
Интересно, что постоянной аккредитации для журналистов Пресс-служба Президента РФ организовать не могла из-за проблем с разветвленной системой безопасности, поэтому действовали разовые приглашения.
К числу основных функций отделов оперативной информации и перспективного планирования относились просмотр и анализ уже вышедшей информации о деятельности президента и его администрации; а также распространение в СМИ новой информации, собственной или поступающей в Пресс-службу из правительства.
Отдел оперативной информации регулярно готовил несколько видов отчетов: сводку передач телевидения и радиовещания, в которых речь шла о президенте и сотрудниках его администрации; обзор прессы (как правило, не больше трех страниц) с краткими комментариями к статьям о президенте и российской политике; пресс-дайджест завтрашних газет, в котором статьи приводились полностью; тематические подборки и др. Главное требование, которое предъявлялось к материалам, — объективность, поэтому в них присутствовала не только позитивная, но и негативная информация, в том числе из оппозиционных и коммунистических газет. Одни отчеты готовились ежедневно, другие — раз в неделю.
В отделе фотодокументов формировался банк фото- и видеоматериалов, рассказывающих о деятельности президента и его администрации.
531
Управление Президента РФ по связям с общественностью
Если Пресс-служба Президента РФ выполняла главным образом организационно-тактические PR-задачи, то функция разработки PR-стратегии возлагалась на созданное после президентских выборов 1996 года Управление по связям с общественностью. Как заявлял один из руководителей управления, «пресс-служба занимается тем, что дает информацию в СМИ о работе Президента, констатирует свершившийся факт, организует процесс предоставления этой информации. Наша же работа строится в режиме диалога, мы не ставим себе задачу быть рупором администрации, этим рупором служит пресс-служба, мы же со СМИ налаживаем обратную связь. Ведь PR — это в первую очередь создание информационных поводов, важных с точки зрения прессы, чтобы о них рассказать, и важных с нашей точки зрения, потому что рассказать о них — объективно для нас полезно...».
Другой руководитель сделал к приведенной констатации существенные добавления, смысл которых сводился к следующему: если пресс-служба всегда работает «вбелую», официально, без интриг, то Управление по связям с общественностью такие интриги себе позволяет, вплетая время от времени в общий информационный поток некоторые сведения без ссылки на источник.
Исходя из такого понимания, формулировались и функции управления: изучение общественного мнения о социально-экономическом и политическом развитии страны, деятельности органов государственной власти; подготовка во взаимодействии с пресс-службой аналитических и пропагандистских материалов для СМИ, подготовка предложений Президенту РФ по вопросам государственной политики в отношении СМИ, обеспечение по поручению Президента РФ деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и др.
В Управлении по связям с общественностью создавались и специальные подразделения, которых не было в пресс-службе, например отдел по связям с общественностью в регионах и отдел социологических исследований.
В начале 2000-х годов Управление по связям с общественностью утратило свою роль и было создано новое, Информационное управление. Первоначально в его функции входило управление кризисными ситуациями в информационной сфере: например, во время подъема атомной подлодки «Курск» оно занималось координацией информационной работы правительственной комиссии, пресс-служб Минобороны, ВМФ, губернатора Мурманской области. Важнейшим направлением деятельности управления на всех этапах являлось информационное обеспечение антитеррористической операции в Чечне. Его сотрудники осуществляли мониторинг информационного
532
поля и отслеживали возникновение информационных угроз, которые необходимо в кратчайшие сроки «обезвредить».
В дальнейшем управление стало активно заниматься информационной поддержкой крупных государственных программ — информационным обеспечением пенсионной реформы, «раскруткой» госсимволики, программой празднования 300-летия С.-Петербурга, улучшением имиджа России в целом.
Пресс-служба Государственной Думы РФ
В отличие от президентских структур функции пресс-службы и связей с общественностью в Государственной Думе РФ были объединены в одном подразделении — Пресс-службе (в начале 2000-х годов она насчитывала около 70 сотрудников), в которую входили следующие отделы: средств массовой информации, информационного взаимодействия, по связям с центральной и региональной прессой, общественных связей и информационного обеспечения, телерадиослужбы (с разбивкой на подотделы телевещания, радиовещания, координации теле- и радиопрограмм, эксплуатации телерадиокомплекса).
Задачи и функции каждого отдела прописывались отдельно и подробно. Вот как они выглядели, например, применительно к отделу СМИ:
Анализ на основе публикаций в российских и зарубежных СМИ развития политической и социально-экономической жизни в стране, прежде всего через вопросы, относящиеся к деятельности Государственной Думы.
Подготовка для депутатов Госдумы информационно-аналитических обзоров по актуальной проблематике на базе комплексного изучения материалов прессы, телевидения, радио; публикация их в «Думском вестнике».
Подготовка специальных обзоров печати по законотворческой тематике, публикация их в «Информационном бюллетене».
Проведение аккредитации при Госдуме корреспондентов российских федеральных и региональных СМИ (подготовка Положения об аккредитации, внесение в него необходимых изменений и дополнений, ознакомление с условиями аккредитации редакций СМИ, прием и рассмотрение заявок на аккредитацию, изготовление образцов аккредитационных удостоверений, оформление и выдача их аккредитованным журналистам, контроль за выполнением парламентскими корреспондентами требований к аккредитованным представителям СМИ и т.д.).
Содействие аккредитованным журналистам в освещении ими деятельности Госдумы - пленарных заседаний, парламентских слушаний, работы фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий (информирование о намечаемых мероприятиях, обеспечение документами и справочными материалами, консультирование и т.д.).
Организационная работа по подготовке и проведению пресс-конференций, брифингов, интервью.
Комплектование оперативных групп российских и зарубежных журналистов, освещающих протокольные мероприятия руководства Госдумы (приемы, встречи, беседы).
533
Систематическая оперативная оценка опубликованных аккредитованными журналистами материалов о деятельности Госдумы - их объективности, достоверности, конструктивности. Собеседования в случае необходимости с авторами публикаций, выяснение причин допущенных неточностей, искажений и т.д. с целью их исправления.
Создание и ведение банка данных на аккредитованных при Пресс-службе Госдумы корреспондентов российских федеральных и региональных СМИ (государственные и коммерческие телекомпании, редакции радиовещания, информационные агентства, газеты, журналы).
Оперативная информационно-справочная и консультативная работа (ответы на телефонные и факсимильные запросы редакций СМИ, аккредитованных российских и зарубежных журналистов по вопросам, относящимся к деятельности Госдумы, фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий и т.д.).
Решение совместно с соответствующими подразделениями Аппарата и Управления делами Государственной Думы вопросов организационного и технического обеспечения деятельности аккредитованных журналистов (выделение рабочих помещений, обеспечение документами и справочными материалами, пользование факсами, телефонами и т.д.).
Поддержание рабочих контактов с пресс-секретарями фракций, депутатских групп, комитетов Государственной Думы.
Что же касается отдела общественных связей, который входил в структуру Пресс-службы Госдумы, то его деятельность в целом направлялась на расширение связей нижней пал?ты Федерального Собрания с общественными и государственными организациями. Эта задача реализовы-валась с помощью традиционных PR-инструментов — семинаров, «круглых столов», стажировок, информационных встреч, выставок и т.д. — с участием депутатов и представителей различных категорий российских и зарубежных граждан и организаций.
К числу специальных функций отдела относилась экскурсионная деятельность. Проводились экскурсии с осмотром залов трех зданий Государственной Думы, тематические встречи в депутатских объединениях, комитетах, подразделениях думского аппарата; создавались краткосрочные курсы по оказанию организационно-методического содействия помощникам депутатов в экскурсионной работе.
Отдел готовил популярные иллюстрированные издания о Государственной Думе, ее депутатском корпусе, которые предназначались для бесплатной раздачи гостям — членам официальных делегаций и экскурсантам.
Еще одно направление - содействие зарубежным журналистам в освещении работы нижней палаты. Встречи иностранной прессы с парламентариями планировались, как правило, еженедельно с их последующим широким освещением в российских и зарубежных СМИ, а также информационно-аналитических изданиях Госдумы.
В рамках отдела общественных связей действовали информационно-справочная и фотослужбы.
534
Управление Пресс-службы Совета Федерации
В ее структуру в 2005 году входят следующие подразделения:
отдел оперативной информации и мониторинга прессы;
отдел взаимодействия со средствами массовой информации;
отдел по работе с парламентскими корреспондентами;
отдел общественных связей;
отдел информационного обеспечения и Интернета;
служба советников, делопроизводства и приемная. Управление пресс-службы возглавляет начальник Управления и три
его заместителя.
Основные функции отделов оперативной информации и мониторинга прессы, взаимодействия со СМИ, по работе с парламентскими корреспондентами и информационного обеспечения Совета Федерации коррелируют с функциями подобных подразделений в Государственной Думе, и они подробно отражены в соответствующем положении. Поэтому остановимся на функциях созданного относительно недавно отдела информационного обеспечения и Интернета. К таковым относятся:
осуществление технологического цикла подготовки, публикации и обновления информационных материалов Управления пресс-службы (и поступивших в распоряжение Управления) на сайтах Совета Федерации в сетях Интернет и Интранет;
поддержание нормального функционирования информационных разделов Управления на сайтах Совета Федерации в сетях Интернет и Интранет;
оперативный мониторинг информации сетевых СМИ, новостных агентств, печатных и электронных СМИ, имеющих представительство в сети Интернет, сбор, обработка и передача подразделениям Управления соответствующих информационных материалов;
обеспечение коммуникационного интерактивного взаимодействия Управления с посетителями (пользователями) разделов Пресс-службы на интернет- и интранет-сайтах Совета Федерации, поддержка постоянных контактов с внешними организациями — информационными партнерами Управления;
регистрация прав пользователей и управление ими, организация подписки и почтовыхрассылок по внутренней и внешней электронной почте;
технологическая и организационная поддержка пресс-конференций, брифингов, интерактивных опросов общественного мнения, иных акций по связям с общественностью, проводимых в сетях Интернет и Интранет, в том числе через Интернет-студию Совета Федерации;
поддержка безбумажного и дистанционного внутреннего документооборота между структурными подразделениями Управления — источни-
535
ками информации для публикаций на сайтах Совета Федерации в сетях Интранет и Интернет;
разработка и внедрение схем оптимизации обмена информацией между подразделениями Управления и Аппарата Совета Федерации;
перевод на электронные носители и организация информационного архива Управления, организация формирования и ведения информационных баз данных Управления, включая фото-, видео- и аудиоматериалы;
участие в подготовке информационно-справочных материалов о деятельности Совета Федерации, размещаемых на электронных носителях;
анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта использования современных информационных технологий в сетях Интернет и Интранет, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций по совершенствованию работы Управления;
разработка и совершенствование информационной структуры, дизайна страниц Управления в сетях Интернет и Интранет, системы сбора, обработки и последующей публикации материалов с учетом потребностей пользователей и новых функциональных и технологических возможностей серверов Совета Федерации;
— обеспечение информационно-консультационного содействия сотрудникам Управления Пресс-службы по использованию технических,программных и телекоммуникационных средств, применяемых в Управлении.
Центр общественных связей Министерства юстиции РФ
В 1990-е годы на базе отдела по связям с общественностью был сформирован Центр общественных связей, ставший в начале 2000-х главным органом Министерства юстиции по работе с общественностью и СМИ.
Центр находится в непосредственном подчинении министра юстиции и существует в этом государственном органе на правах самостоятельного отдела.
В компетенции Центра, в частности:
обеспечение руководства Минюста оперативными материалами, опубликованными в СМИ, о съездах, конференциях, митингах, демонстрациях и иных акциях политических партий, профсоюзов и других общественных объединений, если они содержат информацию, относящуюся к деятельности органов юстиции;
обеспечение руководства министерства информацией об общественном мнении, реакции на деятельность органов юстиции;
установление контактов с издательскими домами, творческими союзами, оказание им помощи в создании произведений, воспитываю-
536
щих уважение к праву и законности, взаимодействие по этим вопросам с соответствующими ведомствами;
рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к функциям Центра;
изучение и обобщение опыта органов юстиции по организации связей со СМИ, общественностью, органами представительной власти, учебными и просветительскими организациями, оказание методической помощи в этом органам юстиции и др.
В соответствии со штатным расписанием общая численность работающих в Центре — 10 человек. В основе его структуры лежит функциональный принцип - действуют три группы, Ориентированные на курирование определенных направлений деятельности Центра:
группа обработки входящей информации, PR-сопровождения и рекламы;
группа накопления, систематизации и передачи информации;
группа подготовки и редактирования исходящей информации.
В связи с вхождением в Минюст из МВД Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) в Центре общественных связей создана дополнительная группа по взаимодействию с PR-службой ГУИН.
Информационно-аналитический отдел по связям с прессой и общественностью при Министерстве образования РФ
В отделе существовали следующие подразделения:
сектор связей с прессой и общественностью и сектор «Пресс-экспресс», которые обеспечивали постоянные контакты с редакциями СМИ, готовили аналитические обзоры, публикации;, теле- и радиопередачи, проводили пресс-конференции и брифинги, организовывали интервью с руководителями министерства, приглашали журналистов на заседания коллегий;
журнал «Вестник образования» — официальное справочно-информаци-онное издание министерства и приложение кггему—журнал «Образование»;
структура, координирующая (на внештатной основе) деятельность Содружества негосударственных издательств, выпускающих детскую и педагогическую литературу. В ее задачи входили информирование руководителей территориальных органов управления образованием, директоров учебных коллекторов на местах об имеющейся и планируемой к выпуску детской и учебно-педагогической литературе; подготовка каталога Содружества издательств, составленного на основе их тематических планов; публикация в «Вестнике образования» перечня новых поступлений учебно-педагогической литературы;
оргкомитет выездных выставок учебного оборудования и учебной книги (внештатно).
537
Управление по взаимодействию с законодательными, исполнительными и общественными организациями Министерства финансов РФ
Управление обеспечивало координацию деятельности подразделений Минфина с Государственной Думой, Федеральным Собранием, прези-дент-скими и правительственными структурами, общественными организациями и прессой для достижения согласованности в законотворчестве, упорядочения контроля за ранее принятыми решениями и объективного освещения деятельности Минфина РФ в СМИ.
Управление состояло из трех отделов: по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами; по взаимодействию с общественными организациями и средствами массовой информации; внешнеэкономических связей.
Основными задачами управления являлись:
а) оперативное и систематическое исследование структуры и динамики общественного мнения и ожиданий центральной и региональной власти, представительных органов, российской и зарубежной общественности, а затем и своевременное предложение средств по их корректировке вжелательном для Минфина направлении;
б) постоянное взаимодействие с законодательными, исполнительнымиорганами и общественными организациями, разрешение кризисов во взаимоотношениях с ними, содействие урегулированию спорных вопросов;
в) мониторинг средств массовой информации; создание банка данных, видео- и фонотеки; оперативное информирование руководства обосновных критических замечаниях в адрес Минфина и организацияконтрпропагандистских мер;
г) предварительная апробация и экспертиза разрабатываемых Минфином документов и материалов; содействие проведению в жизнь крупных финансово-налоговых реформ;
д) развитие связей с международными организациями и иностранными представительствами;
е) прием, информационное и протокольное сопровождение зарубежных делегаций;
ж) развитие деловых связей и обмен опытом с информационнымислужбами участников СНГ, а также других государств.
Управление развития общественных связей РАО «Газпром»
В Управление, где в начале 2000-х годов работало свыше 50 человек, входили отделы, занимающиеся работой с российскими и зарубежными СМИ, благотворительностью и спонсорством, информационно-анали-
538
тический, по корпоративной работе. Существовали отделы или управления по связям с общественностью практически во всех региональных отделениях РАО «Газпром».
Одно из важнейших направлений работы Управления — регулярные выступления в прессе руководящего состава, поскольку от российских и зарубежных СМИ поступало огромное количество просьб об интервью.
Два раза в месяц выпускался «Вестник РАО "Газпром"», адресованный работникам газовой промышленности. Выходили журнал о жизни газовой отрасли для широкого круга читателей «Фактор», многотиражные издания предприятий отрасли в регионах.
В начале 2000-х годов РАО частично финансировало газеты «Труд» и «Трибуна», имело небольшое количество акций ОРТ, полностью владело НТВ и другими предприятиями бывшего «Медиа-Моста», а также телерадиокомпанией АСТ-«Прометей».
Некоторые издания финансировались региональными структурами РАО.
Специально созданное акционерное общество «Газпром-Медиа» отвечало за связи с российскими и зарубежными СМИ.
Естественно, что управление занималось координацией работы названных СМИ и других сопряженных с ними структур.
— Мы, - подчеркивали PR-специалисты «Газпрома», — «продавцы» образа. Может быть, это звучит вульгарно, но службы общественных связей - «продавцы» образов своих компаний. Мы продавцы образа «Газпрома». И оттого, насколько грамотно мы преподнесем свой «товар», будет зависеть положительное или отрицательное восприятие фирмы в обществе. Такой работой должны заниматься профессионалы высочайшего уровня. У нас работают доктора политических, философских, медицинских наук (знания по медицине необходимы для создания некоторых социальных программ и медицинского обеспечения). В отделе по связям со СМИ работают пять профессиональных журналистов, отдел по работе с зарубежными СМИ сформирован из бывших ответственных сотрудников МИДа.
Регулярно проводим учебные семинары. Есть замысел создать своего рода университет для подготовки специалистов PR, и не только для «Газпрома».
Конечно, задачи ставит правление, но в своей работе мы самостоятельны. Получив общие установки, решаем, как их реализовать. Управлением была разработана концепция формирования имиджа РАО в России. Руководство знает, что в Управлении работают профессионалы и им не нужно объяснять, с какой стороны следует брать лопату. Работу оценивают по тому, как воспринимают «Газпром» в обществе...
539
Как видно, перечень функций и структур, входящих в систему государственных PR, широк, разнообразен и имеет потенциал для дальнейшего развития вширь и вглубь. Например, В. Ужанов в своей диссертации, посвященной вопросам «паблик рилейшнз» в Вооруженных силах1, описывает такие подсистемы связей с общественностью, как информационная (печать, телерадиовещание, пресс-службы и пресс-центры), исследовательская (подразделения, занимающиеся сбором социологической информации, анализом и прогнозированием отношений с населением, социологическим консультированием управленческого звена, выполнением научно-практической экспертизы действующих и разрабатываемых управленческих решений), социоорганизационная, лоббистская и рекламная.
- Глава2.Брендинг в системе корпоративных коммуникаций 164
- Глава 3. Формы подачи новостной информации: тексты и мероприятия 341
- Раздел у антикризисный pr 412
- Глава 2. Социальные кампании. Спонсоринг и фанд-рейзинг 464
- Глава 3. Политические кампании. Pr-технологии на выборах 480
- О книге Примеры «нормального» пиара
- Вклад в развитие российского pr
- Расширяя наши возможности
- Откуда появилась эта книга
- О целях учебного пособия
- Благодарности партнерам
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2 связи с общественностью в XX и XXI веках: история и современность pr в мире: исторический очерк
- Глава 3 место pr в различных коммуникационных системах
- Pr в системе имк
- Раздел II
- Исследования как первый этап
- И составная часть построения
- Гармоничных связей с общественностью
- Глава 1 социологический анализ
- Методы сбора информации
- Глава 2 медиаметрический анализ
- Глава 3 обработка данных исследования
- Глава 4 социально-психологический анализ
- Глава 5 информационный аудит и составление медиапортрета
- Глава 6 измерение эффективности pr-деятельности
- Раздел III
- Глава 1 конструирование корпоративного имиджа
- Имидж - корпоративный мир-дом и тотальная коммуникация
- Надземный фундамент: история-легенда
- Глава 2
- Брендинг в политике: когда телега едет впереди лошади
- Медиабрендинг
- Антибрендинг: смерть бренда или его второе рождение?
- Глава 3
- Глава 4
- Корпоративные коммуникации
- И окружающее пространство:
- Комплексные решения и органичные сочетания
- Глава 5 планирование pr-мероприятий и их дифференциация
- Стратегии
- Глава 6
- Как это делается у них: в теории
- Глава 7
- Организация тендера
- Тендерная документация
- Оценка предложений
- Неформальные тендеры
- Раздел IV
- Глава 1
- Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий
- Рекламное время (радио), весна—лето 2005 года
- Глава 2 управление информацией и конструирование новостей
- Взаимодействие pr-специалиста и сми в процессе новостного производства: взгляд с позиции журналиста
- Глава 3
- Новостные pr-мероприятия
- 1991-2001: Захватывающие истории из жизни российского рынка нефти и нефтепродуктов
- Глава 4
- Типы коммуникации в Интернете
- Модели интернет-присутствия1
- Стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций (имк)
- Баннер как технология создания привлекательного имиджа
- Блоги - новая сетевая реальность и начало коммуникационной революции на традиционных товарных рынках
- Раздел V антикризисный pr
- Глава 1
- Глава 2
- Конфликт и «тлеющий» кризис -повседневная реальность
- Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации
- Локальные приемы и механизмы управления конфликтами
- Раздел VI
- Глава 1
- Экономические кампании.
- Pr как способ повышения инвестиционной
- Привлекательности
- Акценты в работе с финансовой (инвестиционной) информацией
- 1. Собственный анализ реального положения дел в регионе
- 2. Вхождение в систему существующих рейтингов или созданиенового аналога
- 3. Доведение ориентированной на инвестиционный результатрейтинговой информации до сведения целевых групп
- 4. Проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности
- Глава 2 социальные кампании. Спонсоринг и фанд-рейзинг
- Спонсоринг: преимущества
- Спонсоринг: основания для выделения средств
- Проблема разведения спонсоров
- Глава 3 политические кампании. Pr-технологии на выборах
- Эти понятия?
- A (Action) - планирование: концепция, рабочий план, акции
- Контекста
- И еще немного о возможностях управления восприятием
- О крупных и значимых социально-экономических проектах в области, которые временно приостановлены до определения итогов выборов
- Глава 4
- Экологические pr - необходимый компонент
- Развития и сохранения отдельных
- Регионов и мира в целом
- Глава 5
- Корпоративный контекст проекта
- Фирменный стиль
- Пул информационной поддержки
- Кульминационное действие
- Раздел VII
- Глава 1 pr в органах государственной власти
- Глава 2
- Глава 3 специализированная pr-фирма
- Заключение
- Internet-магазин: www.Delokniga.Ru
- 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97