logo search
УМК Управление качеством

7.5 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ескк тэи)

Создание и развитие единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (далее именуется - система кодирования) в Российской Федерации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" и Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Основными задачами системы кодирования являются:

а) создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;

б) систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического развития страны и ведении учета и отчетности;

в) информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества;

г) содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;

д) упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

е) создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота;

ж) обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;

з) обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;

и) гармонизация системы кодирования с международными и региональными классификациями и со стандартами.

Система кодирования включает:

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее именуются - общероссийские классификаторы);

- нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.

Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее именуются - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российским статистическим агентством и Министерством экономики Российской Федерации в части основных видов технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.

Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы технико-экономической и социальной информации и классификаторы указанной информации, используемые группой организаций, занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией.

Росстандарт РФ в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов.

На этапе принятия общероссийских классификаторов Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии совместно с учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение общероссийских классификаторов (далее именуются - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке.

Основными задачами ведения общероссийских классификаторов являются:

- научно-методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов;

- поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии;

- информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений.

Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии включает разработку, согласование, проведение экспертизы и утверждение изменений, вносимых в общероссийские классификаторы, их официальное издание, а также автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов.

Эти работы выполняются учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, при участии Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии и Российского статистического агентства.

Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений обеспечивают Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российское статистическое агентство и учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов.

Информационное обслуживание включает предоставление: библиографической информации об общероссийских классификаторах (дата введения в действие, учреждение, ответственное за ведение общероссийского классификатора, наличие изменений); текстов (копий) общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

Библиографическая информация предоставляется бесплатно. Тексты (копии) общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений предоставляются органам государственной власти бесплатно, а организациям - на договорной основе.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществляет общее руководство работами по ведению общероссийских классификаторов, координирует деятельность учреждений, ответственных за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивает их экспертизу, утверждение вносимых в общероссийские классификаторы изменений и их представление в Российское статистическое агентство, обеспечивает ведение закрепленных за Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии общероссийских классификаторов, а также официальное издание общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

Российское статистическое агентство обеспечивает ведение общероссийских классификаторов, в том числе в рамках автоматизированного банка общероссийских классификаторов с использованием информационно-вычислительной сети Агентства, разрабатывает инструктивно-методические и программно-технологические материалы по использованию информационно-вычислительной сети для ведения и предоставления информации об общероссийских классификаторах и о внесенных в них изменениях.

Учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают ведение закрепленных за ними общероссийских классификаторов, подготавливают предложения о внесении в них изменений, согласовывают их с заинтересованными организациями и представляют на утверждение в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

Формы представления общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений (на бумажном и машинном носителях) устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии по согласованию с Российским статистическим агентством, Министерством экономики Российской Федерации и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов.

Использование общероссийских классификаторов при разработке правовых актов, а также при создании информационных систем и ресурсов осуществляется путем:

- прямого применения общероссийских классификаторов (выборок позиций из общероссийских классификаторов) без изменения принятых кодов и наименований позиций;

- включения в общероссийские классификаторы (выборки позиций из общероссийских классификаторов) дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций.

В других случаях присвоение кодов объектам классификации по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неправильное их присвоение и применение.

При межотраслевом обмене информацией, создании информационных систем и ресурсов не допускается применение отраслевых (ведомственных) классификаторов технико-экономической и социальной информации и классификаторов организаций для объектов классификации, установленных в общероссийских классификаторах, а также резервных кодов общероссийских классификаторов.

Использование международных и региональных классификаций осуществляется на основе гармонизации с ними разрабатываемых общероссийских классификаторов путем:

- прямого применения международных и региональных классификаций без изменения принятых в них кодов и наименований;

- включения в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации.

Финансирование работ по созданию, ведению общероссийских классификаторов и поддержанию их в достоверном состоянии осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российским статистическим агентством и организациями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, за счет средств, выделяемых им из федерального бюджета.