logo search
Учебный материал по дисциплине Спасюк

Глава 4.3. Рабочее место Общие понятия

Рабочее место — это первичное звено в структуре любого производства. Оно рассматривается в двух аспектах:

Для служащих рабочее место рассматривается в единстве с должностью.

Совокупность рабочих мест и операций, выполняемых сотрудниками, которые должны быть согласованы, скоординированы и увязаны, — основа организации деятельности фирмы.

Рабочие места можно классифицировать по различным признакам. Классификация рабочих мест — определение относительной ценности каждого с точки зрения его вклада в достижение целей, уровня ответственности, требуемого образования, напряженности, условий трудаи пр.

  1. 1. Исходя из числа занятых, они могут быть индивидуальными или коллективными. Например, автобусом управляет один человек, а кораблем — несколько.

  2. 2. По степени специализациивыделяют универсальные рабочие места, связанные с выполнением разнообразных операций, и специализированные, где осуществляется только одна.

Например, секретарь работает с компьютером, факсом, телефоном, ксероксом, картотекой и пр., руководитель осуществляет сотни функций, в то же время кассир в магазине лишь выдает и получает деньги.

Рабочее место в идеале должно быть специализированным, т.е. объединять однородные функции, отсюда — опыт работника и высокая эффективность труда. Но узкая специализация и однообразие решаемых задач ведут к повышенной утомляемости работников и снижению их производительности, поэтому на практике создаются смешанные места, так называемые поливалентные.

  1. 3. По такому признаку, как фиксированность,рабочие места можно разделить на стационарные, подвижные и неопределенные.

Стационарнымявляется рабочее место оператора за пультом управления; подвижным — путевого обходчика;неопределенным— руководителя, который должен ежедневно встречаться со многими людьми на их территории и в своем кабинете.

  1. 4. По уровню механизациирабочие места делятся на ручные, где результат труда определяется только затратой физических и духовных сил самого работника, (слесарь-ремонтник); механизированные, где роль человека состоит в управлении оборудованием, которое производит уже соответствующие операции (водитель автомобиля); автоматизированные, где работник осуществляет контроль управляющего устройства (оператор за пультом).

  2. 5. По числу обслуживаемых единиц оборудованиярабочие места можно рассматривать как одностаночные и многостаночные.

Возможность многостаночного обслуживания связана с отсутствием необходимости постоянно наблюдать за работой того или иного отдельного агрегата и большими промежутками времени между его остановками или сменой режима. Например, ткачиха подходит к станку, только если оборвалась нить или закончилась бобина.

  1. 6. С учетом пространственного расположения можно говорить о четырех типах рабочих мест: в помещении (конторский служащий), на открытом воздухе (строитель), под землей или под водой (работник метрополитена, водолаз), на высоте (космонавт).

  2. 7. В соответствии с количеством сменрабочие места могут быть односменными (у большинстваслужащих), полуторасменными (чаще всего в сфере обслуживания), многосменными (на предприятиях с непрерывным производством или там, где используется дорогостоящее оборудование).

  3. 8. Если на рабочих местах непосредственно осуществляется деятельность, направленная на достижение цели предприятия, они относятся к основным (например, месторуководителя), в противном случае — к вспомогательным (место секретаря).

  4. 9. С учетом характера трудовой деятельностиразличают места рабочих, т.е. лиц, преобразующих те или иные материальные объекты, и служащих, выполняющих различные операции с информацией.

  5. 10. С учетом особенностей применяемого типа технологий.

  6. 11. Рабочие места могут принадлежать к самым разнообразным сферам деятельности: производству, управлению, снабжению, сбыту, научным исследованиям, конструкторским разработкам и пр.