2.1. Понятие цели, классификация и критерии управленческих целей
Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. А.П. Чехов сказал: «Дела определяются их целями. То дело называется великим, у которого велика цель».
Классификация целей – сложная задача, поскольку имеет качественную форму измерения, поэтому можно сформулировать достаточно общие признаки декомпозиции целей. В качестве группообразующих факторов можно указать следующие признаки: горизонт планирования (глобальные, стратегические, тактические, локальные), масштаб управления (государственные, отраслевые, региональные, муниципальные, внутрифирменные), сфера деятельности (управленческая, инженерная, производственная, маркетинговая, кадровая и социальная, экономическая) материальные потребности (жилье и мебель, транспорт и связь, одежда и обувь, питание, денежные накопления), духовные потребности (религия, образование, культура, искусство, литература), состав субъектов (национальные, коллективные, групповые, семейные, индивидуальные), период времени (долгосрочные – 100 лет, перспективные – 25-10 лет, среднесрочные – 5 лет, текущие – 1 год, краткосрочные (оперативные)), ресурсы управления (материальные, технические, трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные).
Цель имеет качественный измеритель и неопределенное пространственное и временное состояние – некий «мираж» в конце пути, – однако для планирования жизненных целей человеку нужна определенность, поэтому цель должна конкретизироваться в реальные задачи с помощью критериев эффективности ее достижения. Критерий достижения цели – количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др. С помощью критерия процесс достижения цели разбивается на совокупность локальных материальных или духовных задач, решение которых способствует достижению поставленной цели. Если совокупность задач не решается, то можно говорить о частичном или неполном достижении цели. Например, студент ушел из института после 4 курса и не защитил диплом, таким образом он не получил высшего образования. Ученый подготовил, но не защитил кандидатскую диссертацию.
Практическое значение имеет классификация целей управления предприятием. Глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости от сфер деятельности предприятия, а степень достижения целей – количественными показателями (критериями) табл. 1.
Таблица 1
Классификация целей управления и их критерии
№ п/п | Цель управления | Содержание цели управления | Критерии целей управления |
1. | Управленческая | Обеспечение эффективного менеджмента на основе сочетания административных, экономических и социально-психологических методов для достижения конечных результатов деятельности организации | 1. Общие затраты на управление, тыс. руб. 2. Надежность управления, доли. 3. Затраты на управление организацией на 1 руб. продукции, коп./руб. 4. Соотношение численности рабочих и служащих, чел.час. 5. Коэффициент равномерности загрузки, доли
|
2. | Инженерная | Обеспечение эффективной инновационной деятельности, комплексной механизации производства, внедрения новой техники и технологии для выпуска продукции высокого качества | 1. Производительность труда (выработка) руб./чел. 2. Соотношение темпов роста производительности труда и зарплаты, %. 3. Годовой эффект от внедрения новой техники, тыс. руб. 4. Фондоотдача, руб./руб. 5. Объем инвестиций в новые проекты тыс. руб. |
3. | Производственная | Обеспечение эффективной и своевременной подготовки производства, охраны труда и техники безопасности для выпуска продукции высокого качества в заданный срок и с низкими издержками производства | 1. Выпуск продукции в натуральных единицах, ед. 2. Объем выпущенной продукции, тыс. руб. 3. Качество продукции, %. 4. Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп./руб. 5. Частота производственного травматизма, %
|
№ п/п | Цель управления | Содержание цели управления | Критерии целей управления |
4. | Кадровая и социальная | Соблюдение пропорций социального развития, создание условий для всестороннего развития личности работников, обеспечения производства квалифицированными кадрами | 1. Общая численность персонала, чел. 2. Средняя заработная плата на 1 работника, руб./чел. 3. Текучесть рабочих кадров, %. 4. Потери рабочего времени на работника, чел.дн. 5. Среднее количество дней обучения на 1 работника, чел.дн. |
5. | Маркетинговая | Обеспечение продаж товаров и услуг в выбранных сегментах рынка и удовлетворение потребностей клиентов, выполнение договорных поставок, расширение рынков сбыта продукции и минимизация уровня материальных запасов организации | 1. Объем товарной продукции (продаж), тыс. руб. 2. Процент выполнения договоров (по объемам и срокам), %. 3. Удельный вес регионального (местного) рынка продаж, %. 4. Затраты (издержки на реализацию товара, коп./руб. 5. Число дилеров и торговых представителей, шт. |
6. | Экономическая | Соблюдение пропорций экономического развития основного и вспомогательного производства на основе максимизации выручки, роста прибыли и снижения себестоимости продукции | 1. Прибыль предприятия, тыс. руб. 2. Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп./руб. 3. Уровень рентабельности, %. 4. Объем денежного потока, тыс. руб. 5. Коэффициент оборачиваемости активов, доли |
- Организация труда персонала
- Введение
- Глава 1. Сущность научной организации труда
- Понятие «организация труда»
- 1.2. Задачи и функции научной организации труда
- 1.3. Принципы научной организации труда
- Глава 2. Целевое планирование
- 2.1. Понятие цели, классификация и критерии управленческих целей
- 2.2. Виды управленческого планирования, взаимосвязь целей и планов
- 2.3. Жизненные цели человека
- Глава 3. Организация рабочих мест
- 3.1. Понятие и классификация рабочих мест
- 3.2. Оснащение рабочих мест
- 3.2. Планировка рабочих мест
- 3.3. Типовой проект рабочего места
- 3.4. Аттестация и рационализация рабочих мест
- Глава 4. Организация трудового процесса
- 4.1.Понятие «труд», характерные свойства труда и его виды
- 4.2. Разделение и кооперация труда
- 4.3. Производственный процесс, классификация трудовых и технологических процессов
- 2.4. Классификация производственных операций и трудовых движений
- 4.5. Методы изучения трудовых процессов
- Глава 5. Нормирование труда
- 5.1. Потребность и резервы нормирования
- 5.2. Структура рабочего времени
- 5.3. Понятие, виды и факторы нормативов труда
- Компьютерная техника
- 5.4. Методы нормирования труда
- Глава 6. Условия труда и отдыха
- 6.1. Понятие условий труда и охраны труда
- 6.2. Санитарно-гигиенические условия труда
- 6.3. Психофизиологические условия труда и социально-психологические условия труда
- 6.4. Эстетические условия труда
- Режимы труда и отдыха
- Глава 7. Самоменеджмент
- 7.1. Понятие умственного труда, его виды и особенности
- 7.2. Технология самоменеджмента
- 7.4. Инструменты личной работы
- 7.5. Делегирование полномочий
- Глава 8. Оценка эффективности труда персонала
- 8.1. Понятие эффективности труда, концепции эффективности труда
- Экономическая эффективность труда
- Социальная эффективность труда
- Глава 9. Оптимизация загрузки персонала
- 9.1. Причины и показатели равномерной загрузки персонала
- 9.2. Методы оптимизации загрузки управленческого персонала
- Глава 10. Автоматизация управления персоналом
- Выбор системы автоматизации кадрового учета
- 9.2. Автоматизированные кадровые системы и автоматизированное рабочее место кадровика
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Оглавление
- Организация труда персонала
- __________________________________________________________