7.2. Технология самоменеджмента
Многие выдающиеся люди добивались успеха благодаря четкой организации своего личного труда. Человек, естественно, не может управлять самим временем, но способен управлять своими делами с учетом данного фактора. Следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать.
Персональный менеджмент (англ. selfmanagment – «самоменеджмент») – это целенаправленное и последовательное применение практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Система персонального менеджмента включает следующие шесть процедур:
– постановка цели – анализ и формирование личных целей, выбор количественных критериев их достижения;
– сбор и обработка информации – сбор первичной информации и ее обработка по выбранному плану действий;
– планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
– принятие решений по предстоящим делам для достижения критериев управления;
– реализация решений и организация их исполнения включают составление распорядка дня и организацию личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач;
– контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости – корректировка целей).
Сущность системы персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам человека, его способности управлять собой. Эта модель складывается из семи блоков.
1. Личная организованность, пунктуальность.
2. Самодисциплина. Постоянная целенаправленная деятельность.
3. Знание техники личной работы и научной организации труда.
4. Мотивация человеческого потенциала на реализацию жизненных целей.
5. Способность быть здоровым и работоспособным.
6. Способность сформулировать и реализовать жизненные цели.
7. Личный самоконтроль.
В табл. 4 представлена технология самоменеджмента.
Таблица 4
Технология самоменеджмента
№ п/п | Процедуры | Методические приемы и способы | Достигаемый результат |
1 | Постановка целей. Выбор критериев достижения
| Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели
| Ориентация на конечный результат. Выбор количественных критериев. Устранение слабых сторон. Распознавание преимуществ. Концентрация усилий на узких местах. Фиксация сроков и мероприятий |
2 | Сбор и обработка информации для планов
| Сбор первичной информации. Обеспечение полноты и своевременности поступления информации. Обработка информации по альтернативным вариантам | Максимально необходимый объем информации для руководителя. Проработка трех вариантов (пессимистичного, реалистичного, оптимистичного)
|
3 | Планирование и разработка альтернативных вариантов решений
| Годовое и квартальное планирование, месячное и недельное. Планирование рабочего дня. Принципы персонального менеджмента. Менеджмент с помощью дневника времени | Подготовка к реализации цели на основе планов. Распределение рабочего времени. Распределение имеющихся ресурсов. Анализ ограничений на решение задачи. Наличие трех альтернатив |
4 | Принятие решений на основе альтернативных вариантов | Установка приоритетов решений. Выбор экономически выгодного варианта по критерию «Время – стоимость». Выполнение принципа Парето: 80 % альтернативных решений бесполезны и только 20% дают нужный результат | Первоочередное решение жизненно важных проблем. Приводящая к успеху организация труда. Упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности
|
5 | Реализация решений и организация их исполнения
| Четкий распорядок рабочего дня. Биоритм, график продуктивности. Четкая технология выполнения решений | Концентрация на значительных задачах управления, использование пика производительности труда. Постепенная реализация принятых решений |
6 | Контроль исполнения и самоконтроль
| Контролирование процесса работы. Контролирование достижения поставленных целей и промежуточных результатов. Обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) с точки зрения достижения критериев | Обеспечение запланированных результатов (цель и критерии). Контроль выполнения цели по каждому количественному критерию. Вознаграждение за достигнутые результаты
|
Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планировать собственную деятельность нужно поэтапно, выполняя следующие процедуры: 1) проанализировать бюджет времени; 2) определить содержание планируемых дел; 3) рассчитать время, необходимое для выполнения этих дел; 4) составить план перспективных дел на год; 5) разработать тематический список дел на месяц; 6) составить план действий на неделю; 7) записать текущие дела и составить рабочий план на день.
Существует ряд преимуществ письменной формы планирования: письменные планы дня обеспечивают разгрузку памяти; планы, которые держат в голове, легко отвергаются; письменно фиксируемый план имеет психологический эффект самомотивации к работе; вы меньше отвлекаетесь и больше занимаетесь только намеченными задачами; благодаря контролю результатов, невыполненные дела не теряются (переносятся на следующий день); последовательное планирование обусловливает совершенствование вашей личной техники и методов работы; существует ясность относительно того, что надо сделать в течение дня, вы стараетесь рационализировать свой труд и сознательно противодействовать помехам внутренней и внешней среды. Существует множество правил планирования, следуя которым вы должны значительно повысить эффективность планирования собственной деятельности: сначала нужно поставить себе цель – это необходимое условие начала любого планирования. Цель должна быть объективной и отвечать вашим возможностям; необходимо выбрать количественные критерии достижения поставленной цели; необходимо составить себе обзор возможных условий и факторов, могущих оказать на ваш план то или иное влияние; следует попытаться скомбинировать и адаптировать их таким образом, чтобы они в максимальной степени соответствовали поставленной вами цели; нужно дать оценку составленных вами комбинаций и выбрать наилучший вариант; при непосредственной разработке плана не следует сильно его детализировать – держите в голове весь план целиком.
Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Постановка цели и планирование эффективны лишь настолько, насколько эффективны следующие за ними решения и контроль над их исполнением. Контроль очень важен при реализации жизненных целей: он служит для их улучшения. Контроль охватывает три задачи.
1. Осмысление физического состояния (что достигнуто к моменту осуществления контроля?).
2. Сравнение запланированного с достигнутым (в какой степени достигнута поставленная цель?).
3. Корректировка по установленным отношениям (какие отношения имеют место?).
Регулярно через равные промежутки времени необходимо проверять свои планы и организацию труда. Это поможет вам выявить «поглотителей времени», вредные привычки (длительные телефонные разговоры, неверные приоритеты, неприятные отвлечения от работы). Контроль над результатами труда должен проводиться после выполнения задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов он должен осуществляться на промежуточных стадиях на всем протяжении процесса (промежуточный контроль). Следует осуществлять регулярную корректировку хода выполнения своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.
- Организация труда персонала
- Введение
- Глава 1. Сущность научной организации труда
- Понятие «организация труда»
- 1.2. Задачи и функции научной организации труда
- 1.3. Принципы научной организации труда
- Глава 2. Целевое планирование
- 2.1. Понятие цели, классификация и критерии управленческих целей
- 2.2. Виды управленческого планирования, взаимосвязь целей и планов
- 2.3. Жизненные цели человека
- Глава 3. Организация рабочих мест
- 3.1. Понятие и классификация рабочих мест
- 3.2. Оснащение рабочих мест
- 3.2. Планировка рабочих мест
- 3.3. Типовой проект рабочего места
- 3.4. Аттестация и рационализация рабочих мест
- Глава 4. Организация трудового процесса
- 4.1.Понятие «труд», характерные свойства труда и его виды
- 4.2. Разделение и кооперация труда
- 4.3. Производственный процесс, классификация трудовых и технологических процессов
- 2.4. Классификация производственных операций и трудовых движений
- 4.5. Методы изучения трудовых процессов
- Глава 5. Нормирование труда
- 5.1. Потребность и резервы нормирования
- 5.2. Структура рабочего времени
- 5.3. Понятие, виды и факторы нормативов труда
- Компьютерная техника
- 5.4. Методы нормирования труда
- Глава 6. Условия труда и отдыха
- 6.1. Понятие условий труда и охраны труда
- 6.2. Санитарно-гигиенические условия труда
- 6.3. Психофизиологические условия труда и социально-психологические условия труда
- 6.4. Эстетические условия труда
- Режимы труда и отдыха
- Глава 7. Самоменеджмент
- 7.1. Понятие умственного труда, его виды и особенности
- 7.2. Технология самоменеджмента
- 7.4. Инструменты личной работы
- 7.5. Делегирование полномочий
- Глава 8. Оценка эффективности труда персонала
- 8.1. Понятие эффективности труда, концепции эффективности труда
- Экономическая эффективность труда
- Социальная эффективность труда
- Глава 9. Оптимизация загрузки персонала
- 9.1. Причины и показатели равномерной загрузки персонала
- 9.2. Методы оптимизации загрузки управленческого персонала
- Глава 10. Автоматизация управления персоналом
- Выбор системы автоматизации кадрового учета
- 9.2. Автоматизированные кадровые системы и автоматизированное рабочее место кадровика
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Оглавление
- Организация труда персонала
- __________________________________________________________