5.1. Потребность и резервы нормирования
Научное обоснование количества и квалификации труда, необходимого для эффективной работы аппарата управления, является одной из важнейших задач теории управления. Потребность нормирования труда возникает на предприятии в связи с необходимостью: во-первых, для расчета рациональной численности руководителей, специалистов и служащих на год и обоснования штатного расписания предприятия; во-вторых, для обоснования организационных изменений в системе управления: укрупнения или разделения отделов и служб; в-третьих, при расчете загрузки управленческого персонала и рационального распределения функций и задач управления между подразделениями и должностями.
Многолетние исследования на 42 строительных предприятиях России показали, что потери рабочего времени управленческого персонала составляют 25 % и являются следствием отсутствия нормирования труда и нечеткого распределения функциональных обязанностей между подразделениями. Прямые потери рабочего времени бухгалтеров составляли от 3 до 9 %, причем надо иметь в виду, что это одна из тех профессий в сфере управления, которая имеет четко регламентируемые задания и «привязанная» к рабочему месту. Эти данные подтверждаются исследованиями НИИТруда Госкомтруда СССР, выполненными одним из самых точных методов – фотографией рабочего дня. По данным исследования воронежского ученого А.А. Якубовича общие потери рабочего времени инженерно-технических работников составляют 15–17%. Как следствие – рост продолжительности рабочего дня руководителей предприятий и руководителей структурных подразделений. По данным И.С. Мангутова, средняя продолжительность рабочего дня на обследованных предприятиях Новосибирска и Санкт-Петербурга составила у руководителей предприятий 10–11 ч, а у руководителей структурных подразделений – более 9 ч. По данным НИИУМС, 10–12 % работников управления в промышленности исполняют обязанности, не соответствующие должностным, а около 40 % работ не соответствуют функциям исполнителя, 15–18 % работ дублируется, а число решений, не имеющих структурного адреса, доходит до 27 %. В результате массового обследования инженерного труда в США было установлено, что только 44 % времени специалисты затрачивали на работы, требующие их способностей и квалификации; 26 % составляли затраты труда более легкого, но все же инженерного характера; 21 % – доля труда более низкой квалификации и 9 % – прямые потери рабочего времени.
- Организация труда персонала
- Введение
- Глава 1. Сущность научной организации труда
- Понятие «организация труда»
- 1.2. Задачи и функции научной организации труда
- 1.3. Принципы научной организации труда
- Глава 2. Целевое планирование
- 2.1. Понятие цели, классификация и критерии управленческих целей
- 2.2. Виды управленческого планирования, взаимосвязь целей и планов
- 2.3. Жизненные цели человека
- Глава 3. Организация рабочих мест
- 3.1. Понятие и классификация рабочих мест
- 3.2. Оснащение рабочих мест
- 3.2. Планировка рабочих мест
- 3.3. Типовой проект рабочего места
- 3.4. Аттестация и рационализация рабочих мест
- Глава 4. Организация трудового процесса
- 4.1.Понятие «труд», характерные свойства труда и его виды
- 4.2. Разделение и кооперация труда
- 4.3. Производственный процесс, классификация трудовых и технологических процессов
- 2.4. Классификация производственных операций и трудовых движений
- 4.5. Методы изучения трудовых процессов
- Глава 5. Нормирование труда
- 5.1. Потребность и резервы нормирования
- 5.2. Структура рабочего времени
- 5.3. Понятие, виды и факторы нормативов труда
- Компьютерная техника
- 5.4. Методы нормирования труда
- Глава 6. Условия труда и отдыха
- 6.1. Понятие условий труда и охраны труда
- 6.2. Санитарно-гигиенические условия труда
- 6.3. Психофизиологические условия труда и социально-психологические условия труда
- 6.4. Эстетические условия труда
- Режимы труда и отдыха
- Глава 7. Самоменеджмент
- 7.1. Понятие умственного труда, его виды и особенности
- 7.2. Технология самоменеджмента
- 7.4. Инструменты личной работы
- 7.5. Делегирование полномочий
- Глава 8. Оценка эффективности труда персонала
- 8.1. Понятие эффективности труда, концепции эффективности труда
- Экономическая эффективность труда
- Социальная эффективность труда
- Глава 9. Оптимизация загрузки персонала
- 9.1. Причины и показатели равномерной загрузки персонала
- 9.2. Методы оптимизации загрузки управленческого персонала
- Глава 10. Автоматизация управления персоналом
- Выбор системы автоматизации кадрового учета
- 9.2. Автоматизированные кадровые системы и автоматизированное рабочее место кадровика
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Оглавление
- Организация труда персонала
- __________________________________________________________