Деловая оценка и отбор персонала
Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места.
Различают два основных вида деловой оценки: оценка кандидата на вакантную должность и периодическая оценка – аттестация
Главная цель деловой оценки персонала – установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности и рабочего места.
На основании степени указанного соответствия решаются следующие задачи:
- выбор места в организации и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;
- разработка возможных путей совершенствования деловых и личностных качеств сотрудника;
- определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;
Деловая оценка решает ряд дополнительных задач:
- установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным вопросам;
- удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Процедуру, методы оценки мы рассмотрели в курсе «Основы профессиональной подготовки».
Рассмотрим, что такое отбор персонала.
Отбор персонала – это часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность.
Как и для предприятия , так и для претендента это процесс очень напряженный, сложный .
Для эффективного отбора первостепенное значение имеет определение критериев, на основании которых будет приниматься решение о преимуществе соискателей. Как правило, осуществляют поэтапный отбор кандидатов, каждый раз отсеивают тех, кто обнаружил явное несоответствие предъявляемым требованиям.
Каждая организация при отборе использует свой набор критериев, таких как возраст, пол, образование, знание иностранного языка и т.д.
При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования:
- валидность;
-полнота;
- надежность;
- необходимость и достаточность критериев.
Валидность критериев означает, что эти критерии должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности.
Требования полноты означает, что критерии должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы.
Надежность должна обеспечивать точность и устойчивость результатов.
И последний критерий означает неперегружение процесса поиска кандидатов и излишне сокращенного числа кандидатов.
При отборе используют следующие методы отбора:
- предварительный отбор (анализ информации о кандидате, содержащая в дипломе, рекомендательных документах);
- сбор информации (от других людей, опыт работы, стаж работы);
- личностные опросники и тесты (выносливость, здоровье, сила);
- групповые методы отбора;
- экспертные оценки;
- собеседования (социальный статус, возраст, личностные качества).
- Титов б.А. Павлова и.О. Управление персоналом
- 443086 Самара, Московское шоссе, 34.
- Раздел 1. Теоретико-философские и концептуальные
- Раздел 2. Основы формирования системы управления персоналом ……………………
- Раздел 3. Основы кадрового планирования
- Раздел 1 Теоретико-философские и концептуальные основы управления персоналом
- Теории управления персоналом
- 1.2. Философия управления персоналом
- 1.3. Концепция управления персоналом
- 1.3.1. Сущность и основы концепции управления персоналом
- 1.3.2. Составляющие концепции управления персоналом организации
- 1.3.3. Факторы, оказывающие воздействия на людей в организации
- 1.4. Принципы и методы управления персоналом
- Раздел 2. Основы формирования системы управления персоналом
- 2.1.Цели и функции системы управления персоналом
- 2.2. Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
- 2.3. Функционально-целевая модель системы управления персоналом
- 2.4. Организационная структура управления персоналом
- Раздел 3. Формирование кадровой политики
- 3.1 Формирование кадровой политики
- 3.2 Стратегия управления персоналом
- 3.3. Категории персонала управления
- 3.4. Маркетинг персонала
- 3.4.1.Основные направления персонала-маркетинга
- 3.4.2.Концепция маркетинга персонала
- 3.4.2.Маркетинговая информация в управлении персоналом
- 3.4.3. Факторы, влияющие на маркетинг персонала
- 3.4.4. Рынок труда
- 3.5. Кадровое планирование
- 3.5.1. Цели и задачи кадрового планирования
- Раздел 4 Технология найма, оценки и отбора персонала
- 4.1.Поиск, отбор и прием персонала
- Деловая оценка и отбор персонала
- 4.3.Отбор кандидатов на вакантную должность
- 4.4 Организация отбора претендентов на вакантную должность
- 3. Беседа по найму:
- 5. Проверка рекомендаций и послужного списка
- 6. Медицинский осмотр
- Раздел 5 Технология управления профориентацией, адаптацией и обучением персонала
- 5.1 Управление профориентацией и адаптацией персонала
- 5.2.Организация обучения персонала
- 5.2.1.Методы обучения персонала
- Методы обучения вне рабочего места
- Раздел 6 Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала
- 6.1. Понятие и этапы деловой карьеры
- 6.2 Управление деловой карьерой
- 6.3. Система служебно-профессионального продвижения.
- Управление кадровым резервом
- Раздел 7. Оценка эффективности управления персоналом
- 7.1. Оценка и показатели эффективности деятельности подразделений управления персоналом.
- 7.2. Оценка текучести кадров и абсентеизма.
- 7.3. Оценка, базирующаяся на обзоре мнений.
- 7.5. Расчет экономической эффективности организационных проектов, совершенствование системы управления персоналом.